Авиационный роддом. Часть первая

Aug 20, 2014 15:00

Хорошей традицией на разных предприятиях становятся Дни открытых дверей. Это и праздник, и реклама продукции, а кто-то возможно загорится идеей и выберет здесь дело по душе или решит для себя вопрос с будущей профессией. На Новосибирском Авиационном Производственном Объединении имени В.П.Чкалова эта традиция также появилась в последние годы. Здесь рождаются самолёты, которыми наша страна может гордится!





Для начала небольшая историческая справка. Новосибисркий авиазавод как авиационное предприятие появился в 1936 году, когда для выпуска самолётов было решено перепрофилировать завод горного оборудования, строящийся с 1931 года. Первенцем авиастроителей Новосибирска был истребитель Поликарпова И-16, которых было произведено более 600 штук, а уже с 1939 года было освоено производство новой модели - скоростного истребителя ЛаГГ-3. ЛаГГов было выпущено более 900 машин, но в связи с трудностями поставки фенольных смол из-за рубежа для производства конструкций самолёта из дельта-древесины выпуск этой модели был постепенно свёрнут. С началом войны завод увеличивает производственные площади более чем в 5 раз, принимая оборудование и эвакуированных специалистов с авиазаводов европейской части СССР. Начинается и производство новой модели - истребителя Як-7 и его дальнейших модификаций. За военные годы на авиазаводе было выпущено более 15000 самолётов Як всех модификаций, несмотря на сложные условия суточный выпуск составлял до 30 машин. Один из самолётов Як-7 установлен в качестве памятника на территории авиазавода




В конце 40-х годов прошлого века завод начал осваивать выпуск реактивной техники, с 1947 года здесь был налажен выпуск истребителей МиГ-15, которые в 1951 году дополнил МиГ-17, а затем - в 1954-м и МиГ-19. Параллельно с самолётами ОКБ Микояна завод также выпускал перехватчик разработки ОКБ Яковлева Як-28П




С середины 1950-х завод переходит на выпуск продукции ОКБ П.О.Сухого, в 1956-м начато производство истребителей-перехватчиков Су-9, с 1962-го - Су-11, а с 1966-го - Су-15 и Су-15УТ




С 1971 года НАПО начинает производство новейшего на тот момент многоцелевого самолёта Су-24 и различных его модификаций, в том числе для международного рынка. Су-24, выпущенные в Новосибирске поставлялись ВВС ряда стран Ближнего Востока и Африки. Одна из первых модификаций этого самолёта также занимает почётное место на заводской аллее памяти




В конце 1980-х на НАПО начались работы по подготовке производства новой модификации семейства Су-27 - многофункционального комплекса Су-27ИБ, впоследствии получившего название Су-32. В трудные годы перехода к рынку при отсутствии оборонных заказов завод выживал за счёт ремонта и модернизации Су-24, при всём этом не была остановлена программа производства Су-32 и в рамках конверсионного производства было начато производство пассажирского регионального самолёта Ан-38-100




В 2003 году НАПО имени В.П.Чкалова вошло в состав авиационного холдинга ОАО "Компания Сухой" и продолжило гражданскую тематику производством передней и задней частей фюзеляжа, а также оперения нового регионального самолёта SSJ-100. Появился госзаказ на фронтовые бомбардировщики, получившие после ряда модернизаций название Су-34. С 2006 года эти самолёты выпускаются серийно и поступают на вооружение ВВС страны




С 2013 года предприятие окончательно вошло в структуру ОАО "Компания Сухой" став одним из её филиалов и поменяло название на Новосибирский Авиационный Завод (НАЗ) имени В.П.Чкалова.

В день открытых дверей на НАЗ можно было посмотреть практически весть процесс сборки конечного изделия и увидить самолёт в небе, так как во второй половине дня было назначено авиашоу с участием Су-34. Но не будем забегать вперёд, обо всём попорядку)

С чего начинается производство самолёта? Конечно же с металлоцеха. Сюда поступает металлопрокат необходимых артикулов и здесь же в кузнечном и прессовом цехах ему придают первоначальные формы. На НАЗ поступает прокат самых различных видов: тонкий листовой




листы алюминиевых сплавов потолще




очень толстые плиты




и огроменные болванки металла




На некоторых листах можно увидеть этикетки с информацией о поставщике и артикуле сплава




Помимо различных алюминиевых сплавов на заводе производятся работы и с другим "летающим" металлом - титаном и его сплавами




А дальше в специализированных цехах начинается придание металлу необходимых форм и размеров.
Интересно, что на заводе используется как новейшее оборудование с компьютерным управлением, так и станки середины прошлого века, и есть подозрение, что даже ещё живы станки, поставленные по ленд-лизу в войну)
Сверлильно-фрезеровальный станок середины прошлого века




Югославский вытяжной гидравлический пресс Litostroj HVO-2-630 с усилием в 630 тонн




Американский пресс-гильотина Cincinnati




Пресс-молот Chambersburg Cecostamp Model L производства конца 1950-х из США




Более широкая версия




Пресс-формы для мелких штамповок




Там где нельзя использовать прессование используется фрезеровка




А вот так выглядят первые части будущего самолёта после ряда первоначальных операций: сварные титановые заготовки




гнутые заготовки из алюминиевого сплава




Уже угадываются части будущего фюзеляжа Су-34




Титановые штамповки




Некоторые заготовки дорабатывают выколоткой вручную на опалубке




Забавные плакаты советских времён




Склад различной опалубки




Готовые мелкие детали




После фрезерной обработки в бывших листах металла также уже угадываются элементы будущего самолёта




Задняя панель кабины экипажа SSJ-100




Заготовки каркаса лобового остакления SSJ-100 выполненные методом фрезерования из цельного слитка металла




Панели центроплана Су-34




Панели крыла и оперения




Силовые элементы крепления шасси и двигателей Су-34




Мелкие силовые элементы




Вполне естественно, что при производстве возможен брак




Различный лом и неиспользованные обрезки плит




А также огромное количество, просто горы, металлических опилок и стружки




Все отходы тщательно собираются и отправляются на переплавку, чтобы стать банками для напитков, деталями авто и, возможно, вновь вернуться на завод в виде нового слитка или плиты.

На этом закончу первую часть экскурсии по НАЗ имени В.П.Чкалова, продолжение обязательно будет

Су-15, НАЗ имени В.П.Чкалова, Су-34, день открытых дверей, авиационная промышленность, авиастроение, Компания Сухой, Ан-38, история, Як-7, НАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ Сухого, Су-24, Як-28, ssj-100

Previous post Next post
Up