Хорошей традицией на разных предприятиях становятся Дни открытых дверей. Это и праздник, и реклама продукции, а кто-то возможно загорится идеей и выберет здесь дело по душе или решит для себя вопрос с будущей профессией. На Новосибирском Авиационном Производственном Объединении имени В.П.Чкалова эта традиция также появилась в последние годы. Здесь рождаются самолёты, которыми наша страна может гордится!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6201/293618201.e/0_100a2b_8a591c1d_orig.jpg)
Для начала небольшая историческая справка. Новосибисркий авиазавод как авиационное предприятие появился в 1936 году, когда для выпуска самолётов было решено перепрофилировать завод горного оборудования, строящийся с 1931 года. Первенцем авиастроителей Новосибирска был истребитель Поликарпова И-16, которых было произведено более 600 штук, а уже с 1939 года было освоено производство новой модели - скоростного истребителя ЛаГГ-3. ЛаГГов было выпущено более 900 машин, но в связи с трудностями поставки фенольных смол из-за рубежа для производства конструкций самолёта из дельта-древесины выпуск этой модели был постепенно свёрнут. С началом войны завод увеличивает производственные площади более чем в 5 раз, принимая оборудование и эвакуированных специалистов с авиазаводов европейской части СССР. Начинается и производство новой модели - истребителя Як-7 и его дальнейших модификаций. За военные годы на авиазаводе было выпущено более 15000 самолётов Як всех модификаций, несмотря на сложные условия суточный выпуск составлял до 30 машин. Один из самолётов Як-7 установлен в качестве памятника на территории авиазавода
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4213/293618201.f/0_100a77_69a69a92_orig.jpg)
В конце 40-х годов прошлого века завод начал осваивать выпуск реактивной техники, с 1947 года здесь был налажен выпуск истребителей МиГ-15, которые в 1951 году дополнил МиГ-17, а затем - в 1954-м и МиГ-19. Параллельно с самолётами ОКБ Микояна завод также выпускал перехватчик разработки ОКБ Яковлева Як-28П
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3900/293618201.f/0_100a75_340cb08b_orig.jpg)
С середины 1950-х завод переходит на выпуск продукции ОКБ П.О.Сухого, в 1956-м начато производство истребителей-перехватчиков Су-9, с 1962-го - Су-11, а с 1966-го - Су-15 и Су-15УТ
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3417/293618201.d/0_100a0f_1ed2e6f8_orig.jpg)
С 1971 года НАПО начинает производство новейшего на тот момент многоцелевого самолёта Су-24 и различных его модификаций, в том числе для международного рынка. Су-24, выпущенные в Новосибирске поставлялись ВВС ряда стран Ближнего Востока и Африки. Одна из первых модификаций этого самолёта также занимает почётное место на заводской аллее памяти
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/293618201.f/0_100a76_811210df_orig.jpg)
В конце 1980-х на НАПО начались работы по подготовке производства новой модификации семейства Су-27 - многофункционального комплекса Су-27ИБ, впоследствии получившего название Су-32. В трудные годы перехода к рынку при отсутствии оборонных заказов завод выживал за счёт ремонта и модернизации Су-24, при всём этом не была остановлена программа производства Су-32 и в рамках конверсионного производства было начато производство пассажирского регионального самолёта Ан-38-100
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6741/293618201.f/0_100a69_4f9c53ea_orig.jpg)
В 2003 году НАПО имени В.П.Чкалова вошло в состав авиационного холдинга ОАО "Компания Сухой" и продолжило гражданскую тематику производством передней и задней частей фюзеляжа, а также оперения нового регионального самолёта SSJ-100. Появился госзаказ на фронтовые бомбардировщики, получившие после ряда модернизаций название Су-34. С 2006 года эти самолёты выпускаются серийно и поступают на вооружение ВВС страны
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6410/293618201.f/0_100a59_a0dd4a23_orig.jpg)
С 2013 года предприятие окончательно вошло в структуру ОАО "Компания Сухой" став одним из её филиалов и поменяло название на Новосибирский Авиационный Завод (НАЗ) имени В.П.Чкалова.
В день открытых дверей на НАЗ можно было посмотреть практически весть процесс сборки конечного изделия и увидить самолёт в небе, так как во второй половине дня было назначено авиашоу с участием Су-34. Но не будем забегать вперёд, обо всём попорядку)
С чего начинается производство самолёта? Конечно же с металлоцеха. Сюда поступает металлопрокат необходимых артикулов и здесь же в кузнечном и прессовом цехах ему придают первоначальные формы. На НАЗ поступает прокат самых различных видов: тонкий листовой
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6621/293618201.f/0_100a78_6ebd27a6_orig.jpg)
листы алюминиевых сплавов потолще
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6109/293618201.e/0_100a44_43353566_orig.jpg)
очень толстые плиты
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6518/293618201.e/0_100a1f_5e39d7b2_orig.jpg)
и огроменные болванки металла
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66903/293618201.e/0_100a24_21d66546_orig.jpg)
На некоторых листах можно увидеть этикетки с информацией о поставщике и артикуле сплава
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15583/293618201.f/0_100a7d_b65b59cf_orig.jpg)
Помимо различных алюминиевых сплавов на заводе производятся работы и с другим "летающим" металлом - титаном и его сплавами
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3802/293618201.e/0_100a39_e1a15dca_orig.jpg)
А дальше в специализированных цехах начинается придание металлу необходимых форм и размеров.
Интересно, что на заводе используется как новейшее оборудование с компьютерным управлением, так и станки середины прошлого века, и есть подозрение, что даже ещё живы станки, поставленные по ленд-лизу в войну)
Сверлильно-фрезеровальный станок середины прошлого века
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68946/293618201.d/0_100a0c_702dcb9c_orig.jpg)
Югославский вытяжной гидравлический пресс Litostroj HVO-2-630 с усилием в 630 тонн
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/293618201.d/0_100a0e_e9896a17_orig.jpg)
Американский пресс-гильотина Cincinnati
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/293618201.e/0_100a35_1cb3f3f2_orig.jpg)
Пресс-молот Chambersburg Cecostamp Model L производства конца 1950-х из США
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5104/293618201.e/0_100a3a_e75df6ae_orig.jpg)
Более широкая версия
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45245/293618201.e/0_100a3d_f6618380_orig.jpg)
Пресс-формы для мелких штамповок
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41207/293618201.e/0_100a3b_c9eb3322_orig.jpg)
Там где нельзя использовать прессование используется фрезеровка
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/293618201.f/0_100a7f_4ae1de55_orig.jpg)
А вот так выглядят первые части будущего самолёта после ряда первоначальных операций: сварные титановые заготовки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3900/293618201.f/0_100a74_1923c54c_orig.jpg)
гнутые заготовки из алюминиевого сплава
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5108/293618201.e/0_100a21_f559ab99_orig.jpg)
Уже угадываются части будущего фюзеляжа Су-34
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9061/293618201.e/0_100a33_fff01ea4_orig.jpg)
Титановые штамповки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16108/293618201.e/0_100a3c_3dd4f62_orig.jpg)
Некоторые заготовки дорабатывают выколоткой вручную на опалубке
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9822/293618201.e/0_100a3f_ceb1659b_orig.jpg)
Забавные плакаты советских времён
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/293618201.f/0_100a7c_4ee82d14_orig.jpg)
Склад различной опалубки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66903/293618201.d/0_100a0d_637e7666_orig.jpg)
Готовые мелкие детали
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/293618201.e/0_100a3e_b5acace_orig.jpg)
После фрезерной обработки в бывших листах металла также уже угадываются элементы будущего самолёта
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9512/293618201.e/0_100a1c_c840ae13_orig.jpg)
Задняя панель кабины экипажа SSJ-100
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/293618201.e/0_100a1d_a791dc62_orig.jpg)
Заготовки каркаса лобового остакления SSJ-100 выполненные методом фрезерования из цельного слитка металла
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41207/293618201.e/0_100a22_95829126_orig.jpg)
Панели центроплана Су-34
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/293618201.e/0_100a36_5c150f91_orig.jpg)
Панели крыла и оперения
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/293618201.e/0_100a45_4b16401b_orig.jpg)
Силовые элементы крепления шасси и двигателей Су-34
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/293618201.e/0_100a47_a5b5cf55_orig.jpg)
Мелкие силовые элементы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/293618201.e/0_100a46_de715b21_orig.jpg)
Вполне естественно, что при производстве возможен брак
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9310/293618201.e/0_100a23_fbd2bb55_orig.jpg)
Различный лом и неиспользованные обрезки плит
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/293618201.f/0_100a7e_7650bcdd_orig.jpg)
А также огромное количество, просто горы, металлических опилок и стружки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6840/293618201.e/0_100a1e_62ea1125_orig.jpg)
Все отходы тщательно собираются и отправляются на переплавку, чтобы стать банками для напитков, деталями авто и, возможно, вновь вернуться на завод в виде нового слитка или плиты.
На этом закончу первую часть экскурсии по НАЗ имени В.П.Чкалова, продолжение обязательно будет