Одно из самых неоднозначных мест не только в Израиле, но и во всём мире. Голанские высоты - территория, споры за которую не прекращаются до сих пор. Эта территория принадлежала Сирии, но в результате Шестидневной войны перешла под контроль Израиля. Потом за неё воевали ещё не раз. Интересно, что Совет Безопасности ООН ещё в 1981-м году признал притязания израильтян на Голаны недействительными, потребовав вернуть земли сирийцам. Разумеется, Израиль отказался.
Путешествие по Голанам щекочет нервы: слева и справа вдоль дороги на многие километры тянутся минные поля, а минировали тут на славу: поговаривают, что Высоты - самое заминированное место в мире, и сделать с этим ничего нельзя, территории минировало множество разных армий, начиная от британцев ещё в начале прошлого века.
Сирию отсюда видно как на ладони, но перейти черту нельзя. Зато можно увидеть наследие войны в виде десятков единиц брошенной военной техники и укреплений. Что это - память о событиях сорокалетней давности или возможность быстро подготовиться к новому бою?
Одно из самых неоднозначных мест не только в Израиле, но и во всём мире. Голанские высоты - территория, споры за которую не прекращаются до сих пор. Эта территория принадлежала Сирии, но в результате Шестидневной войны перешла под контроль Израиля.
Потом за неё воевали ещё не раз. Интересно, что Совет Безопасности ООН ещё в 1981-м году признал притязания израильтян на Голаны недействительными, потребовав вернуть земли сирийцам. Разумеется, Израиль отказался. Сирию отсюда видно как на ладони, но перейти черту нельзя.
1 Голаны - это северо-восточный регион Израиля. Очень зелёный, холмистый, природа весьма приятна. А пейзажи чем-то напоминают юг России или Украину.
2 Если сюда заедет турист, который вообще не в курсе истории споров за территорию, он удивится обилию военных даже для Израиля. Вдоль дорог расквартированы полевые лагеря, проходят учения, а по самой трассе постоянно ездят армейские джипы обеспечения. Армия обороны Израиля не расслабляется.
3 Вот такие здесь дорожки. Тоже удивительно для страны, видимо, деформируется из-за частых проездов танков и другой бронетехники, чинить их смысла нет. Забавно, а ведь именно так я себе представлял Израиль до поездки сюда, Восток, дело тонкое и всё такое. Только вместо зелени - пустыня. Подобная хреновая дорога, скорее исключение. Но на Голанах встречается.
4 А ещё встречаются бомбоубежища прямо на обочинах. Не знаю, когда их выстроили, но укрытия есть через каждый километр. Заглянул внутрь - просто бетонный мешок, сейчас заполненный водой к тому же. Но захочешь жить при бомбёжке - и в воду полезешь.
5 Одна из самых заметных достопримечательностей высот - десять ветряков, стоящих в ряд на горе Тель Асния. Здесь самый сильный ветер в стране, поэтому 25 лет назад решили построить эти турбины, чтобы обеспечивать электроэнергией соседние киббуцы. В год все ветряки производят 12 миллионов киловатт, обеспечивая потребности в энергии десяти тысячам человек. Это практически всё население Голанских высот. На горе не только сильный ветер, но и хорошая видимость вокруг: поэтому здесь, по соседству с “мельницами” выстроены окопы.
6 Они стоят пустыми сорок лет, но по-прежнему выглядят современно и кажется, что отсюда ушли только вчера. Укрепления в полной боевой готовности, разве что немного проржавело. Не исключаю, что их оставили не просто для памяти.
7 Большая часть территории Голанских высот тщательно заминирована. И это не шутка. Минные поля повсюду, вдоль практически всех дорог. Почти везде есть заборы, колючая проволока и таблички на трёх языках. Но всё равно, очень не рекомендуется съезжать с дороги и ходить писать в кустики.
8 А ведь вокруг такая красота!
9 Регион один из самых малонаселённых в стране. Ну, после пустыни, наверное. Но даже здесь пытаются делать что-то полезное, занимаются сельским хозяйством. И виноградарством. Есть даже “вулканический виноградник”, почти как на
острове Лансароте. Но откуда здесь вулкан?
10 Вершины здешних холмов украшены наблюдательными пунктами, антеннами и ДЗОТами. Часть доступна туристам, можно полазать. Но всё это выглядит устрашающе, и вполне себе действующим.
11 Да, говоря о туристах, я имею в виду самостоятельных путешественников типа меня. Все эти места хорошо известны, сами израильтяне регулярно катаются посмотреть на места боёв 1967-го и 1973-х годов. Есть и полноценные мемориалы.
12 Самые кровопролитные бои здесь шли во время войны Судного дня, когда сирийцы попытались отбить захваченный в предыдущей войне территории. Сирийская армия совершила внезапную массированную атаку такой силы, что это место теперь называют Долиной слёз, а иногда и Курской дугой Ближнего Востока. В результате этой битвы сирийцы так и не смогли занять позиции и отступили, потеряв больше пятисот танков.
13 И многие из них остались стоять на полях. Слева израильский танк, справа - сирийский, со скрещенными дулами. Сирийцы использовали советскую технику, между прочим. Прошло сорок лет, страна вроде поменялась, но мы продолжаем продавать вооружения непойми кому, тем же сирийцам продаём по-прежнему.
14 Узнаете такой “родной” советский шрифт?
15 Высоты - на то и высоты, стратегические позиции. Благодаря ним Израиль так и не вернул регион сирийцам, захватить его практически невозможно, наступая снизу.
16 Сегодня всё это памятники.
17 Оставленные позиции никак не охраняются, но никто не растащил на металлолом.
18 Как и положено высотам - сверху отлично видно всё вокруг на многие километры. Вот самая натуральная Сирия: страна, погрязшая в гражданской войне. Это страшно. Хотя конкретно здесь боевых действий не идёт, приблизив картинку, можно разглядеть, что половина домов недостроена, даже многоэтажных. Хотя, это связано не с войной, а с особенностью арабской национальности не достраивать свои дома. Обратите внимание на нижнюю часть кадра и забор границы, ровный как струна. Да, здесь, на Востоке, границы именно такие. Чтобы не пробрался никто.
19 А пробраться даже очень хочется. По ту сторону границы очень интересный заброшенный город Кунейтра. Раньше вся эта территория относилась к провинции с таким же названием. Город настолько интересный, что я привожу ниже картинки из интернета. А вдалеке виднеется огромный красно-бело-чёрный сирийский флаг.
20 Так Кунейтра выглядит сегодня. Так же выглядела и тридцать лет назад.
21 Сирийцы говорят, что Кунейтру разбомбили израильтяне после сражений в Долине слёз. Израильтяне - что арабы сами разрушили свой город, не желая оставлять его мишенью, при этом свалив всю ответственность на противника.
22 И среди всей этой разрухи только Башар Асад живее всех живых, приветствует туристов в Сирии.
23 Возвращаемся к минным полям. Они повсюду, абсолютно везде. Но если вы на самом деле не будете уходить за заборы - ничего с вами не случится, ехать можно спокойно.
24 Тем более, прямо на минных полях пасётся огромное количество коров. Они тоже оставляют мины, будьте внимательны!
25 Иногда и сами животные становятся жертвами. На обочине был обнаружен дохлый конь. Как он помер - неизвестно. Но зрелище устрашающее. Мог ли он подорваться на мине?
26 Ездить по бывшей территории Сирии интересно. Эти места просто напичканы заброшенными военными объектами.
27 Вот известный в узких кругах сирийский военный госпиталь.
28 На входе мемориальная доска на иврите. Удивительно, что я не видел её в других рассказах об этих местах. А табличка любопытная. Здесь написано примерно следующее: “Дорогой турист! Здесь раньше располагалась сирийская военная база и легендарный израильский разведчик Эли Коэн служил здесь с 1962 по 1965-й годы. Как и ты, он поднимался по этим ступеням. Помни героев своей страны”.
29 Коэна помнят и знают. Эли служил в сирийской армии под глубокой конспирацией. Уроженец Египта, он был похож внешне на араба и носил усы, как у сегодняшнего Башара Асада. В начале 65-го разведчика раскрыли, арестовали и повесили на одной из центральных площадей Дамаска. Останки героя захоронили на еврейском кладбище в сирийской столице, но после нескольких попыток израильтян выкрасть тело, Коэна перезахоранивали минимум трижды, в разных местах.
30 Сегодня на месте захоронения стоят дома, проложены улицы. Доступа к месту захоронения нет. Тем не менее, семья Коэна не первое десятилетие ведёт борьбу за возвращение останков Эли в Израиль. Вот такая, весьма показательная история отношения израильтян к своим.
31 А через два года, в 1967-м, все эти территории были присоединены к Израилю. В одностороннем порядке, проигнорировав резолюцию ООН. Только последние несколько лет сирийцы успокоились и как бы забыли про притязания, слишком заняты собственной, внутренней, войной.
32 Каждое место на Голанах достойно отдельной истории, каждый квадратный метр был полит кровью. Такой вид открывается с горы Бенталь.
33 Эта зона является демилитаризованной, здесь запрещено располагаться войскам любой из двух сторон, кроме ООНовских. Знаменитая “пурпурная линия” (так обозначаются подобные зоны в мире на картах организации).
34 Здесь тоже стратегическая высота, ещё одни укрепления. Но место совсем попсовое, на гору привозят даже туристические автобусы.
35 ООНовские солдаты, приехали служить сюда аж из Австралии. Видимо, чтобы совсем беспристрастны были, что к арабам, что к евреям. Кстати, израильтяне их не любят, считают, что те потворствуют террористам и закрывают на них глаза, не выполняя свою работу. Но далёким австралийцам не очень-то хочется проливать кровь, разумеется.
36 Ну а ещё тут парк современного искусства из всяких ржавых железок. Это то ли динозавр, то ли огромный таракан.
37 Голанские высоты - огромнейшая территория, тут за день можно накатать пару сотен километров запросто. Есть популярные известные у туристов места, а есть и совсем неприметные. Но как приятно было объезжать точку за точку, старательно подобранные мной в маршруте: чтобы найти все интересные и потаённые места на Голанах, я потратил несколько полноценных дней. Объехал за несколько часов.
38 Израильский джип американского производства на территории бывшей израильской же воинской части.
39 Почему базу забросили - непонятно, возможно, здесь тоже раньше шла граница. На Голанах вопросов вообще больше, чем ответов - загадочное место. И ты уже не знаешь, где был Израиль изначально, где отвоевали в 67-м, где “добрали” в 73-м.
40 Вот что случается с автомобилем, напоровшимся на мину. Наверное, не стоит комментировать, что удовольствие так себе. Машина относительно современная, между прочим.
41 Теперь на территории бывшей базы пасутся коровы.
42 А буквально в километре оттуда - заброшенная сирийская мечеть, стоит прямо у дороги. Это единственное сохранившееся арабское здание в округе.
43 Хотя сохранность, скажем так, неважная.
44 Погода на Голанах меняется стремительно. За несколько часов всё менялись от жары, когда пришлось снимать куртку, до тропического ливня.
45 Ещё один памятник эпохе, в народе это место зовут перекрёстком подвешенного джипа. А машина - советский УАЗ-69, на чьей стороне воевала и так понятно.
46 Советской военной техники тут ничуть не меньше, чем израильской. В качестве памятника оставили и ту и другую.
47 Наверное, израильтяне настолько свято относятся к своей истории, что рука не поднялась даже двигатель от этого БТРа украсть на металлолом.
48 Знакомый каждому советскому ребёнку ЗИЛ. Тоже был за сирийцев. По давно сложившейся традиции, арабы воевали русским оружием.
49 А израильтяне - американским и английским. Вот, как этот танк Центурион.
50 Израильский БТР.
51 Укрепления на холме Тель-Ас-Саки, где тоже шёл очень ожесточённый бой.
52
53 Орудия до сих пор не сняли. И они по-прежнему смотрят в сторону Сирии.
54
55 Мемориал. Погибшие солдаты не только упомянуты поимённо, здесь есть их фотографии. Не из личных дел - настоящие, живые фотографии. Слева есть текст на другом камне, я цитирую его.
Друзья никогда не забывают друзей. Загляни в эти глаза, смотрящие на тебя, прохожий! Эти лица улыбаются тебе со своих портретов. Это лица наших навеки молодых друзей, имена которых выбиты в камне. Они пали в бою здесь, на этом холме, в войне Судного дня 1973 года.
Мы выжили в битвах и вернулись к жизни. Мы построили этот монумент для тебя, прохожий, чтобы рассказать историю преданности и веры. Мы будем вечно помнить их доблесть и самопожертвование.
Мне кажется, это самый трогательный военный монумент, который я когда-либо встречал. Тридцать два маленьких портрета улыбающихся людей и эти слова задевают куда больше монументальных сооружений с пафосными словами про долги.