Байкал: туризм или дикая природа?

Sep 18, 2013 11:01




Побывав в 52 регионах нашей страны, до Байкала я добрался совсем недавно. А ведь это природная достопримечательность уровня Большого Каньона! Самое глубокий каньон в мире посещают пять миллионов человек каждый год. Самое глубокое озеро - около миллиона. И иностранцев на Байкале - всего 50 тысяч в год.

Место, в самом деле, завораживающее. Я и не представлял, что что-то может настолько удивить и "торкнуть" в России. Байкал - такой. Чудо случилось, я очаровался природой, и сразу захотел придумать путешествие на машине вокруг озера - это сотни километров по Иркутской области и республике Бурятия. Местные рассмеялись: отчаянные джиперы проехать не могут, а тебе-то куда. Дорог нет!

А ещё про Байкал известно, что его постоянно пытаются сохранить. Значит, озеру что-то угрожает? Каждый год одна группа людей оставляет после себя горы мусора, а другая приезжает, чтобы их убирать.



1 В Сибирь я поехал, чтобы принять участие в экологической ации "360 минут ради Байкала", которую каждый год проводит индустриальная группа En+. В этом году акция стала самой масштабной среди всех, когда-либо проводившихся мероприятий по очистке берегов озера от мусора. Обычно подобные экоакции проходят в Листвянке или окрестностях, это меньше ста километров от Иркутска. Наша группа отправилась за двести пятьдесят, что в пересчёте на российские дороги означает пять с половиной часов пути в каждую сторону.


2 За исключением некоторых региональных особенностей, сами дороги здесь точно такие же, как и во всей остальной России. Хотя сибиряки и говорили о том, что "у нас они лучше, чем в центральной России". Поэтому не будем о грустном.


3 На въезде в Ольхонский район Иркутской области я первый раз в этом сезоне увидел снег. Люди вовсю лепят снеговиков. Ночью устойчивый минус.


4 Деревенская жизнь идёт своим чередом.


5 В Иркутской области и в Бурятии принято "кормить духа дороги". Видите кучу разноцветных ленточек у обочины, нужно остановиться, выйти, положить жёлтую монетку, надломить сигарету и привязать новую ленточку. Тогда в пути будет сопутствовать удача. И, наверное, КАМАЗ со встречки не прилетит.


6 После небольшого перевала начинаются широты. То, что я обычно называю "башкирией".


7 Местные жители пишут на заборах о необходимости сохранения Байкала чистым. Значит, проблема на самом деле стоит остро.


8 Красиво. Очень красиво. Охренительно красиво! Но хайвей здесь смотрелся бы ничуть не хуже кривой дорожки.


9 Скоро снег будет везде. И в вашем городе тоже!


10 В какой-то момент даже плохой асфальт заканчивается. Начинается беспощадная грунтовка. Почему именно здесь, ведь дорога та же самая, не поворот на чью-нибудь дачу или ферму. Главная и единственная дорога на Байкал. Но без дороги. Это необъяснимо.


11 Скорость движения падает. Участок в семьдесят километров мы ехали два часа.


12 Но справа появляется ОН - Байкал. И смотреть на унылую гравийную дорогу больше нет нужды. Каждый новый поворот рисует новые ландшафты.


13 Байкал широк и огромен, берегов не видно. То, куда ездила наша группа, называется пролив Малое Море. А "другой берег" это остров Ольхон.


14 Деревенька на острове.


15 Общий кадр, открывшийся пейзаж.


16 Красота!


17 Говорят, над Байкалом совершенно необычные и даже уникальные облака. Мол, таких больше нигде в мире не бывает.


18 Так и озера такого нигде больше нет!


19


20 Мы приехали на турбазу, позавтракали. Через какое-то время подтянулись волонтёры на четырёх больших автобусах. Ох и несладко им было трястись по грунтовке. Но ребята молодые, задорные, верят, что им всё по плечу. Всего волонтёров, убиравших Байкал в тот день, было больше тысячи. Мы увидели лишь малую часть. Кто такие эти волонтёры? Добровольцы. Чаще всего студенты. Иногда сотрудники компаний, входящих в холдинг En+. Им не платят денег, дарят курточку, рюкзачок и кепочку с символикой акции. Но не за этим едут тратить свой выходной день на уборку за другими. Просто этим людям - не всё равно.


21 Туристы-дикари. Не в каждой стране можно приехать в любое глухое место на машине, поставить там палатку, разжечь огонь. В нашей - можно, чем и пользуются очень многие. Когда-то я и сам был не прочь так путешествовать. Но не все понимают необходимость убирать за собой. Вроде бы взрослые люди, правда?


22 Как тогда объяснить горы мусора на полянках и в перелесках? Чаще всего это бутылки из под бухла и консервные банки. Неотъемлемые атрибуты русского туриста.


23 Раньше, когда слышал о "горах мусора на Байкале" я думал, это утрировано. На самом деле - нет. И это очень грустно. Люди устраивают стихийные свалки, вместо того, чтобы увезти с собой. Знаете, как это работает? Есть небольшая кучка дерьма рядом с бивуаком. Люди приехали, отдохнули. Пора собираться. "Положу-ка я свою пару бутылочек сюда, всё равно ж лежат!"


24 Вот и получается такой песец. Что с этим делать? Можно, например, сделать весь туризм организованным. Организовать специальные кемпинги, разбить их на сектора. Везде поставить мусорные контейнеры. При въезде человек регистрируется, где именно он будет становиться на ночлег. А, нет, можно не продолжать - всё равно работать не будет. Хотя идея могла бы быть неплохой.


25 Такая конструкция почему-то называется баней. Является это мусором или нет - я не понял.


26 Сезон уже закончился, остались считанные туристы на сотнях квадратных километров.


27 А за теми, кто уехал, убирают волонтёры акции "360 минут ради Байкала".


28 Ребят идут нестройной цепью, "прочёсывая" каждый сантиметр прибайкальской земли. Почему владельцы многочисленных баз отдыха не скинулись на уборку? А их это не касается, ведь "их" только то, что за забором.


29 Говорят, что в этом году мусора было меньше, чем годом ранее. Но всё равно.


30 Тысяча волонтёров собрала за шесть часов акции 2100 огромных мешка с мусором. Они составили 24 полных мусоровоза типа КАМАЗ. Вдумайтесь в эти цифры.


31


32 Организаторы объявили конкурс на самый необычный мусор, найденный во время уборки. Вот финалисты: унитаз, пальто, сотня памперсов, часть кабины от ГАЗ-66, чемодан с чайником внутри, таз и даже разрешение на ввоз 20 тонн мяса из Канады и Дании!


33 После сбора все мешки были отправлены на сортировочный пункт, где его делили по типам. Большая часть отправилась на мусороперерабатывающий завод в Бурятии, остальное - на полигон. А вот и состав мусора, в процентном соотношении: 35% - пластиковые бутылки и посуда, 15% - стеклянные бутылки, 15% - целлофан, 5% металлические банки, 5% бумага, 25% прочий мусор (видимо, как раз унитазы и куски грузовиков).


34 Эти ребята - настоящие молодцы!


35


36


37


38


39 А я вот всё думаю, как же проехать весь Байкал по кругу. Есть ли там что-то интересное? Да и если ехать - то на чём?


41 Так что же на самом деле Байкал? Кажется, наши люди так и не поняли, не определились. Либо это заповедник, уголок дикой природы, и людей сюда лучше вообще не пускать. Или же это популярный туристический объект, который требует хорошей инфраструктуры: построить дороги, сделать нормальные базы отдыха с удобствами (а не дыра в полу, водопровод давно придумали). Из Байкала можно было бы сделать потрясающую конфетку, стоит взять за образец пример национальных парков США. Дороги есть, инфраструктура есть, мусора нет. Стоило мне поделиться этой идеей, как мне доходчиво разъяснили: будут нормальные дороги - приедет ещё больше людей и загадят берега озера полностью. Естественно, никто не думает на шаг дальше, что по хорошим дорогам можно пустить патрульные машины лесничих, которые будут следить за порядком, и мусоровозы, которые будут регулярно вывозить отходы из сотен специальных урн, расположенных в удобных местах.


Фото, экология, природа, Фотопоездки, Иркутская область, озеро, Россия

Previous post Next post
Up