Столица Германии вызывала противоречивые чувства. Специально я туда ехать не хотел: ну что там такого, в этом Берлине? Шум-гам, столичная суета.
Если уже видел с десяток европейских столиц - вряд ли воспылаешь к нему страстью. То и дело слышишь восторженные "Ах, Париж!", "Ах, Рим!" или даже "Ох, Амстердам!". С Берлином совсем не так. Но вернуться туда хочется. Почему? Читайте дальше!
1 В прошлом посте я показывал, что сейчас центр Берлина похож на одну большую стройку. Масштабные строительные проекты, конечно, доставляют некоторые неудобства жителям и туристам. Зато можно быть уверенным, что через год или два, когда появится новая ветка метро и восстановят исторические здания, бывшие здесь до войны, немецкую столицу будет не узнать.
2 Сначала отправимся к самому известному месту, и самому популярному у туристов. Чекпойнт Чарли, исторический пропускной пункт, граница между двумя Берлинами и двумя цивилизациями. Как видите, это обыкновенная, не очень широкая улица, плотно застроенная домами. Людям приходится перебегать через оживлённый перекрёсток, чтобы добраться до заветной белой будки. А что там?
3 А там - мемориальный пункт пропуска на границе между ФРГ и ГДР. Его оставили как память, есть даже "почётный караул" - действующие лица меняются, бывают "советские" и "союзнические" смены. Я оказался там в день, когда актёры стояли в американской и французской форме.
4 Сфотографироваться на память у солдатиков - и можно ехать домой. Это почти как зафигачить лук на фоне Мавзолея. Люди улыбаются и радуются тому, что в мире одной границей меньше. Но некоторые воспринимают падение Стены как личную трагедию. "Я не буду фотографироваться с американцами!" - прошептала на русском пожилая женщина своим спутникам.
5 Не только будка и ряженые солдаты, весь перекрёсток - большой памятник временам разделения Берлинов. Что-то осталось аутентичным, что-то сделали уже потом, сейчас не понять.
6 Для немцев этот период истории не менее болезненный, чем сама Вторая мировая. Пожалуй, главным уроком для них было именно злочастное разделение напополам: трагедия не меньшая, чем для нас распад СССР: расхлёбывать последствия - не одно десятилетие.
7 А какое отношение у вас к объединению Германий и сносу стены? Это праздник или трагедия?
8 Фуражки, матрёшки, серпы и молоты - всё, как у нас на Арбате. Только до гламурных разноцветных ушанок не додумались! А у нас уже есть :)
9
10 Одна из самых известных картинок про Берлин - табличка, где на четырёх языках написано, что "вы покидаете американский сектор". Почему-то никто никогда не фотографирует её с другой стороны. Вот вам она же со стороны въезда. Повинуйтесь дорожным правилам! Видать, в ГДР их не очень-то соблюдали.
11 Вот и будка изнутри. Тоже никогда не видел таких картинок. Но она пустая, ничего интересного.
12 Здесь же, рядом, музей стены. Вообще их в Берлине несколько.
13 Почти везде в центре города стену разобрали, чтобы не мешала застройке. Но, гуляя по улицам, вы постоянно будете натыкаться на её остатки.
14 Говорят, на окраинах и за городам остались целые километры стены и даже заброшенные КПП. К сожалению, у меня не было времени на это исследование, но в следующий приезд в Берлин обязательно сделаю подробный репортаж о нетуристических участках берлинской стены, дошедших до наших дней.
15 Жвачки. Что это - свинство или выражение протеста?
16 Большой участок защитного сооружения, превращённый в галерею настенной живописи.
17 Все графити - карикуатуры как на тему разделения Берлина, так и на советско-американские отношения в целом.
18 Интересно, что со стороны ФРГ стена была целиком исписана и изрисована, люди могли подходить вплотную и наблюдать в щёлочку. С "нашей" стороны была широкая полоса отчуждения, вышки, часовые. Ну а как иначе в Союзе.
19 При этом обычные советские граждане не могли просто так взять и приехать в дружественную соцстрану.
20 В магазинах сувениров предлагают поставить в ваш паспорт настоящий ГДРовский штамп. Услуга пользуется спросом, да и стоит всего евро. Интересно, как отнесутся наши пограничники, увидев такой штамп?
21 Гуляя по улицам Берлина, внимательно смотрите под ноги. Везде, где раньше проходила стена - дорога вымощена в два кирпича.
22 Вторая "тема" сегодняшнего Берлина - мировая война. Многочисленные вывески, мемориалы. Фотографии известных немецких евреев, которые были уничтожены фашистами или сумели убежать.
23 Для германского народа случившееся - огромная трагедия, они открыто пишут о том, что из-за фашизма потеряли лучших людей нации. Не только евреев, но и немцев - вынужденных эмигрантов. Интересно, извинится ли когда-нибудь Россия перед сбежавшей от коммунистов русской аристократией, за их сожжённые дома, разграбленное имущество и искалеченные судьбы?
24
25 Везде в городе вы будете встречать смешные старые машинки. Они называются Трабант (если вы ещё не знакомы с чудом восточногерманского автопроизводства).
26 Машина - современник берлинской стены и такой же стойкий символ эпохи. В своё время их было произведено такое количество, что до сих пор можно найти на складах тридцатилетний автомобиль без пробега.
27 Предлагают даже туры по Берлину на разноцветных Траби. В следующий раз прокачусь, будет вам тест-драй в Трабанта :)
28 Может показаться, что в городе много велосипедов. По сравнению с Бельгией их тут вообще нет, поэтому даже писать не стану. Но можно найти велосипед напрокат за 100 рублей в день. Передвигаться на велосипеде удобно, ландшафт плоский. И с ним пускают в метро и электричку.
29
30 Александерплатц - самый центр восточного Берлина. Сейчас здесь торговые центры. Отсюда начинают своё движение трамваи - вы помните, что в западной части города их нет?
31 Архитектура порой до такой степени знакомая…что даже не знаешь, радоваться или огорчаться. Советские дома всегда одинаковые, в любой стране.
32 Вот это - красиво. Реконструкция старой фабрики. То, что на предыдущей картинке - нет.
33 Позагорать на травке в центре города - такое удовольствие! А в вашем городе всё ещё запрещают ходить по газонам?
34 Городское уличное искусство - отдельная тема. Берлин давно стал центром притяжения для всяких творческих личностей. О них я даже отдельно расскажу.
35 Картинка - будто в Москву попал!
36 Дупло рекламного дерева.
37 Есть и такой Берлин. Напоминает скорее Париж и иногда - чистый Петербург.
38 Такие места сохранились как на востоке, так и на западе. С парковкой здесь, конечно, сложнее, чем на окраинах.
39 Уличные указатели нужно искать не на домах, а на перекрёстках. Это типично американская система, прижившаяся в Берлине. То же самое переходами в городе: каждый водитель и пешеход знает, что дорогу нужно переходить на углах. И "зебр" в городе, кстати, вы не встретите.
40 Кусты вместо кондиционеров украшают стены.
41 Не могу назвать Берлин красивым городом. Но он, определённо, интересный и очень комфортный.
42 Машина здесь не нужна совсем. Настолько хорошо развит общественный транспорт.
43 Но бывает, что позарез надо куда-нибудь поехать именно на машине. За продуктами в магазин или тяжести перевезти. И здесь на помощь приходит автошаринг!
44 О том, как работает система уличного автопроката в Америке, я рассказывал год назад. Оказывается, Берлин продвинут ничуть не меньше! Регистрируетесь на сайте, получаете по почте специальную карточку…есть минимум три разные компании на выбор и никто не мешает зарегистрироваться везде. Счёт в системе привязывается к банковской карте.
45 Эдуард живёт в Берлине несколько лет и вы наверняка читали фоторепортажи в его блоге. Своей машины у него нет, да и зачем? Идёшь по улице - машина стоит. Сел и поехал. Можно заранее найти ближайшую машину через приложение для телефона. Дверь открывается с помощью карты. Садимся, проверяем, что всё в порядке. Ключ установлен в приборной панели.
46 Минута стоит 15 рублей. Приехал, куда нужно - машину можно освободить или включить режим парковки. В этом случае будет сниматься по 7 рублей в минуту, а если она больше не нужна - придёт другой человек и заберёт её. Заправка - за счёт заведения. В каждом автомобиле есть специальная топливная карта. Но другую машину вы по ней заправить не сможете. А если бензин на нуле и вы заезжаете на АЗС, вам добавляют бесплатные минуты, ведь вы оказываете услугу компании.
47 Интересно, что автомобильный прокат - проект самих производителей. Мерседес заполонил весь Берлин Смартами, БМВ - Мини Куперами с мюнхенскими номерами. Ждём Опель и Фольксваген?
48 Если вы ещё не знакомы с Эдуардом - хочу представить:
gavailer. Его блог - настоящий кладезь информации о Берлине. Весь маршрут я составил исключительно благодаря его заметкам, а в один из дней он поводил меня по городу.
49 В следующий раз расскажу про общественный транспорт столицы. А вы любите поезда так же, как я и берлинцы?
Другие фоторепортажи о стране
Германия:
Город Третьего рейха Мюнхен: небаварская Бавария Вершина Германии Понравилось?
Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
Добавляйте меня
в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в
Твиттер |
Фейсбук |
Инстаграм Все фоторепортажи о путешествиях на сайте
www.macos.ms Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru
© 2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по
электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.