В большом городе без общественного транспорта никак. Я не понимаю людей, которые упорно пытаются ездить в мегаполисе на машине по поводу и без. Ещё пару лет назад я и сам бы жарко спорил: лучше стоять в пробке, но в комфорте, чем нюхать чужие подмышки в метро. Сегодня уже не соглашусь - время всё-таки дороже.
А сегодня я расскажу о том, как нюхают подмышки в Нью-Йоркском метрополитене, самом большом в мире по количеству станций. Конечно, подземка в Америке лишена прекрасных подземных дворцов-станций, зато ей удобно пользоваться. Оно чем-то напомнило мне метро Парижа - здесь тоже старые станции и много переходов, хотя и проигрывает ему в информативности.
1. Вход в метро обычно это небольшая лестница с зелёной оградой, ведущая вниз прямо с улицы. Всё очень лаконично и иногда даже незаметно: простая чёрная табличка "Subway", название станции - всё. Никаких огромных вестибюлей, занимающих всю площадь.
2. Таких входов может быть очень много, внутри все они сообщаются длинным коридором, ведущим на саму станцию.
3. Билеты продаются в автоматах, есть даже русский язык. Можно оплатить наличными или карточкой. Одна поездка стоит 2,5 доллара, но вы можете купить многоразовый "перезаряжающийся" проездной - его изначальная цена 10 долларов, и вы получаете 70 центов бонусом. Если пополнить его потом ещё на десятку - снова получите 70 центов. Но для постоянных клиентов предусмотрены и безлимитные проездные: на неделю он стоит 29 долларов, а на месяц - 104. Любопытно, вся система городского транспорта входит в единую сеть, и даже по разовому проездному на метро вы можете потом продолжить свой путь на автобусе, но только в течение двух часов после прохода через турникет в метро.
4. Сами турникеты ощетинились решётками: с зайцами здесь борятся радикально. Захочешь - не пролезешь.
5. Провёл карту через считыватель, провернул калитку по кругу и зашёл. Конечно, пропускная способность здесь куда меньше, чем в московском метрополитене. Но и зайцам не перепрыгнуть.
6. Вестибюль с автоматами по продаже билетов и турникетами.
7. Лестница на стацнию.
8. Типичная станция Нью-Йорского метро, их очень много таких, почти одинаковых. Отличаются только таблички с названием.
9. Зато табличек этих много - не запутаешься. В метро очень грязно и сыро.
10. В старой части подземки ещё можно встретить некий декор и мозаику, но опять же - очень немного. Такие станции мне и напоминают Париж.
11. У поездов здесь есть буквенные и цифровые маршруты: дело в том, что метро построили в своё время таким образом, что оказалось две совершенно разные и несовместимые системы: строили разные компании.
12. Что мне особенно понравилось - на одну и ту же станцию могут приходить поезда двух-трёх маршрутов: выбираешь нужный и едешь, не нужно делать лишних переходов.
13. Старый указатель перехода с одной системы метро на другую. Сейчас метрополитен управляется одной компанией, и эти две системы, насколько возможно, объединили переходами.
14. Переходы тоже очень напоминают французское метро.
15. На каждом вагоне американского поезда - флаг. Помните, как у нас на вагонах были советские гербы? Жаль, что убрав гербы Союза, не догадались наклеить если уж не российские, то хотя бы флаги страны.
16. Расположение сидений здесь точно такое же как у нас - продольное.
17. Интерьер вагона.
18. Внутри вагонов обязательно есть табло с указанием маршрута, конечной и следующей станции.
19. В новых вагонах такие табло уже интеллектуальные.
20. Бумажные карты подземки, конечно, тоже есть.
21.
22. Иногда к ним непросто подобраться.
23. На эту станцию прибывают поезда двух линий, электронное табло показывает, какой поезд придёт следующим, а через сколько минут ещё один. Очень удобно, нам такого не хватает.
24. Станции страные и гнетущие.
25. Но при этом очень информативные.
26.
27. Бррр!
28. К счастью, встречаются и исключения - это станции первых очередей постройки, тогда люди думали о красоте.
29. Одна из самых красивых ныне действующих станций.
30. А вот самая красивая, к сожалению, закрыта и заброшена. City Hall была самой первой станцией этого метро, но её уже много лет как закрыли за ненадобностью, сегодня станция используется для разворота поездов 6-й линии. Можно схитрить и остаться в поезде, не выходя на конечной: у вас будет несколько десятков секунд, пока поезд делает оборот, чтобы увидеться с прошлым.
31.
32.
33.
34. Во многих европейских метрополитенах двери открываются вручную, они полуавтоматические: нужно открыть дверь - нажми на кнопку или подними щеколду. В Нью-Йорке такого нет, система как у нас - двери полностью автоматические.
35. Многие платформы не прямые, а с изгибом, поэтому в середине каждого поезда сидит человек-кондуктор: именно он, а не машинист, открывает и закрывает двери, чтобы кого-нибудь не придавило.
36.
37. Наверное, во всех метрополитенах мира встречаются подземные музыканты.
38. А ещё нью-йорское метро буквально кишит крысами. Конечно, они не двухметровые, как в московской подземке, а обычные, маленькие. На этой станции я встретил парочку, но в кадр они не попали.
39.
40. Рассказ получился довольно скомканным: прошло много времени, да и я не ставил себе цели делать отдельный репортаж о нью-йорском метро, но вот что я хочу спросить: как вы считаете, что лучше - красота или функциональность. Московское метро красивые, но на мой вкус, ужасно неудобное и неинформативное, Нью-Йорское полная ему противоположность: оно удобное, во всех поездах есть кондиционеры аж с 1937-го года, здесь 468 станций против наших ста семидесяти с хвостиком, есть много пересадок, но при этом станции грязные, страшные, иногда навевают ужас. Что выбираете вы?