Трамвайное депо имени Апакова, он же Замоскворецкий трамвайный парк - одно из старейших "баз" общественного транспорта
Москвы. Парк построен инженером В.Г.Шуховым и является уникальным памятником промышленной архитектуры начала ХХ века. Открыт 4 августа 1909 года. При строительстве парка были применены новые для того времени инженерные решения для снижения тепловых потерь здания и для инсоляции внутреннего пространства. Плошадь парка около 2,25 гектара.
Мне довелось побывать в этом депо накануне его столетнего юбилея.
Фотографии - под катом.
Обед у сотрудников парка начинается в 11 утра. Все потому, что многие сотрудники работают с 4-5 утра. А те, кто выходит на маршрут, питается самостоятельно на оборотных кругах, или заезжает ненадолго в депо, если его маршрут заканчивается на Шаболовке.
Парк был первым в Москве, на территории которого, кроме вагонного сарая на 200 двухосных вагонов, располагались мастерские отделов пути, кабельной и воздушной (контактной) сети.
Снятые валидаторы АСКП (Автоматизированная система контроля проезда пассажиров)
В комнате ремонта АСКП
Канавы с ретро-вагонами. Слева - реконструкция "конки", прадедушки трамвая. Справа видны Татра-2 и Татра-3.
"Старичок" Татра-2
А это новый тип трамваев, КТМ-19КТ.
Дед и внук.
"Аннушка"
Лаборатория контактной сети - специальный вагон для фиксации основных параметров контактной сети: степени износа провода, вертикального и горизонтального смещений провода. Эти вагоны только "изучают" контактную сеть, ремонт и обслуживание с их помощью не производят. Всего в Москве (на осень 2005 г.) 3 таких вагона.
Вагон 1345 - "юбилейный". Его только что покрасили и расписали к столетнему юбилетю депо Апакова, сейчас он стоит на техобслуживании, но совсем скоро выйдет на улицы города. Встречайте!
Полностью трамваи в депо не красят, это делают только на вагоноремонтном заводе. Но подкрашивать их никто не запрещает.
Вагоны-снегоочистители замерли в депо до сентября. По распоряжению ГУП "Мосгортранс" к первому дню осени все транспортные предприятия столицы должны быть готовы к выпадению снега. Так почему, спрашивается, такой бардак на дорогах в декабре, когда коммунальные службы оказываются "не готовы"?
Станок для шлифовки колесных пар. Будьте осторожны, не прыгайте под трамвай, его рельсы остры и хищны!
Опытный образец - вагон типа ЛТ-5. Во время визита мэра Москвы Ю.М. Лужкова в Луганск возникла идея закупить там некоторое количество трамвайных вагонов. Уже выпускавшаяся тогда модель ЛТ-10 ввиду своей крайней ненадёжности не устраивала Москву (хотя Лужкову было доложено об успешном завершении её испытаний), поэтому в итоге был выдан заказ на разработку малогабаритного вагона для депо имени Апакова - поскольку другие депо уже получали усть-катавские вагоны. Опытная партия должна была состоять из 4 вагонов, обычно же в опытную эксплуатацию поступали 1-2 вагона. Разрабатываемый вагон получил индекс ЛТ-5, а основным требованием к вагону было его прохождение на все канавы депо Апакова. Также было поставлено условие - всё электрооборудование вагона должно быть произведено в России, а точнее на московском заводе Динамо. Динамовские конструктора получили заказ на разработку комплекта электрооборудования в феврале 2002 года, со сроком поставки летом того же года. В связи с такими жесточайшими сроками новый комплект ДИНАС-311КЛ был фактически набран из уже освоенных в производстве узлов - управляющего оборудования от реостатно-контакторного комплекта КР-3108 и двигателя ДК-269Л (модернизированного варианта двигателя для узкоколейного вагона КТМ 71-615). Для депо такой комплект оказался как нельзя кстати, поскольку КР-3108 уже стоял на 70 вагонах депо, и освоение ЛТ-5 становилось весьма лёгким. Однако завод Динамо не уложился в отведённые сроки и отгрузил электрооборудование только в ноябре. 28 декабря 2002 года первый ЛТ-5 был представлен журналистам и луганским чиновникам. В течение января были изготовлены и остальные три вагона. В начале апреля 2003 года все 4 ЛТ-5 прибыли в Москву, и 11 апреля перевезены буксирами в депо Апакова. В течение апреля вагоны были расконсервированы и выпущены на обкатку без пассажиров. В Москве каждый вагон проехал ещё по 500 км, прежде чем был допущен к перевозке пассажиров. Первых пассажиров ЛТ-5 взяли 1 июня 2003 года. Но потом дело не заладилось, что-то пошло не так (насколько я понял из рассказа экскурсовода - проблема была в ненадежности машины). Три вагона непонятным образом исчезли из депо, а этот так и остался стоять, для истории.
Мойка вагонов.
Трамвай-рельсошлифовщик.
Этот трамвай наказан, поэтому стоит у стенки.
Крыша трамвая сделана из фибры, а не из металла. Поэтому красить ее бесполезно. Сотрудник депо шпаклюет крышу.
Картина неизвестного автора.