Я делал много репортажей о том, как в разных странах живут люди. Настало время рассказать, как они умирают.
1 Среди самих ирладнцев ходит анекдот. Чем отличаются похороны от свадьбы? На похоронах на одного алкоголика меньше.
2 В каждой шутке есть доля шутки, но выпить здесь действительно любят. Из-за проблем с алкоголем погибает немало ирландцев. А ещё здесь очень высокий уровень самоубийтв - каждую неделю в стране так погибает десять человек.
3 В этом рассказе я не претендую на истину в последней инстанции. Нужно прожить в этой стране всю жизнь и похоронить многих друзей. Поэтому, я покажу только то, что увидел и услышал сам, за время короткого визита в округ Майо.
4 Главное, что нужно знать - ни одни похороны не обходятся без отпевания в церкви. Даже если семья покойного не религиозна, это традиция, без которой нельзя. Здесь и дальше будет показан город Баллина и ближайшие к нему городки округа Майо.
5 В одном из прошлых репортажей я рассказывал про Дэвида МакГоуэна, который привёз в маленький городок на побережье самолёт разорившейся компании “Трансаэро” и строит там
самый необычный в мире отель. А вот и основная работа Дэвида - похоронный дом.
6 Я ожидал увидеть там две вещи - или мрачные мраморные стены, как в московском крематории, или обыкновенный офис с клерками. Здесь же всё по-другому. Дом служит, главным образом, для прощания с усопшим. Гроб с покойником не принято выставлять в домах, для этого используют как раз публичное пространство ритуального агентства, куда может прийти любой желающий. В дни прощаний картина над телевизором сдвигается в сторону (там скрытый механизм), за ней спрятан телевизор, который показывает яркие фотографии из жизни новопреставившегося.
7 Большой зал для прощаний. На подиуме лежит гроб, на стульях сидят друзья и родственники, мягкие кресла первого ряда - для самых близких. Здесь вообще всё сделано мягким, приятным на ощупь, неброским и спокойным. Чтобы максимально сгладить стресс и унять боль утраты. Ничто не давит и не нависает.
8 Кристофера вы знаете, это “парень из загадки”, в центре Майкл, мама которого полдня возила меня по округе (ещё будет репортаж), а справа сам Дэвид, вы помните его по репортажу о самолёте-отеле, если читали. Гробовщики оказались весёлыми ребятами. Шутили, рассказывали байки. Но вот что удивительно, у них нет циничного юмора российских фельдшеров или санитаров. Обычные, нормальные шутки. Даже почти не было про покойников.
9 Похороны в Ирландии стоят, начиная от 4 тысяч евро. Но всё индивидуально, и разница может быть существенной.
10 Похоронный дом Дэвида не совсем обычный. Он учился этому делу в Америке, и делает многие вещи не так, как все. “Минимум чёрного” - один из принципов работы. Катафалки серебристого цвета, похоронные распорядители в синих костюмах. Людям и так хватает горя и траура.
11 Сами же похороны проходят так. После того, как люди попрощались с телом покойного, его перевозят в храм, где проходит церемония отпевания. После чего все друзья, родственники и гости идут за гробом на кладбище. Пешком, через весь город.
Букеты цветов почти никогда не приносят, и на сами похороны никого не зовут: разве что очень близких людей. Но публикуют некрологи на последних страницах газет. Многие ирландцы начинают свой день с чтения именно этого раздела прессы.
12 Похоронная процессия движется медленно, часто останавливается, специальный человек идёт перед машиной и перекрывает движение. Кстати, мне очень нравится эта фотография. Стрелка на знаке указывает, куда ведут все дороги.
13 Ирландские кладбища, которые я встречал по пути, были старыми и мрачными, как на фото в начале этого поста. Но на вверенных Дэвиду “территориях” они совсем другие. Современные могилы выглядят совсем не трагически, а даже нарядно.
14 Вот совсем свежая могила. На надгробии ещё не успели написать новое имя. Украшена цветами и небольшими памятными “открытками” от родных.
15 Памятники разные, но все надписи начинаются со слов “помним и скорбим”. Традиционно, ирландцев хоронят в гробах, но в последнее время набирает популярность кремация.
16 Привет от ирландского сопротивления. Здесь похоронены члены И.Р.А., погибшие в английской тюрьме после 62 дней голодовки.
Почитайте эту историю.
17 Вечером мы с Дэвидом вернулись на кладбище. Он всегда возвращается, проверить работу гробовщиков, хорошо ли всё сделано. На этой фото Дэвид стоит рядом с могилой своих дедушки и бабушки.
18 Он пригласил остаться переночевать у себя дома, и я с радостью согласился. Перед тем, как поехать к его семье, мы отправились к океану. Дэвид решили показать места, которые любит больше всего. Здесь, на берегу, стоит деревня Иски, где родился и вырос Дэвид. Сейчас здесь живёт 200 человек.
19 Всё началось здесь. Ещё мальчишками, они нарисовали этому камню глаза и нос, и он стал похож на собаку. И спустя десятилетия, камень-собака всё ещё узнаваем. Кто-то подкрашивает. Иски называют раем для сёрферов, хотя про это место мало кто знает, и приезжают только свои.
А ещё здесь есть бар, который когда-то открыл отец Дэвида, чтобы поддержать основное дело - похоронное агентство. Бизнес шёл плохо, в городке умирает два человека в год, так что нужен был другой источник дохода. Бар по-прежнему принадлежит МакГоуэнам, им управляет сестра Дэвида. Мы заехали и в бар, но я почему-то не сделал там фотографий, теперь жалею.
20 Туризм пока не добрался до этих мест, и прибрежные дозорные башни стоят в руинах. В других частях страны многие давно переделали в дорогие отели.
21 Мистер МакГоуэн знает каждый камень этой башни, сюда он лазал ещё в раннем детстве. Никаких заграждений или перил, одно движение - и сорвёшься вниз. Но камень крепкий.
22 - Вон там, - говорит Дэвид, - Нью-Йорк. Прямо по курсу, никуда не сворачивая. И между нами нет ни одного клочка земли, от Ирландии и до самой Америки.
- И всё-таки, почему вы затеяли эту историю с отелем в самолёте? - спросил я его. - Это же сложно, дорого, и нет гарантий успеха. Лишние деньги?
- Я просто люблю свою Родину, и хочу, чтобы о ней знали.
Вот такая история. Начал за упокой, закончил за здравие. Я искренне желаю успехов Дэвиду, он очень симпатичный и добрый человек, пусть у него всё получится. А через год я с удовольствием вернусь в Ирландию, чтобы стать первым постояльцем его странного и прекрасного отеля.