То, что одни считают хламом и просто выбрасывают, другие делают из этого произведение искусства.
Двухэтажные автобусы - визитная карточка Великобритании. Они и сегодня всюду на английских улицах, да не те. Вечная классика, красные Рутмастеры, давно пропали с дорог. Да и сам Лондон уже не торт.
Но британцы обожают свои старые автобусы. Ни один не пропадает зря.
Я побывал в специальной мастерской, которая занимается восстановлением древних дабл-декеров и вдыхает в них новую жизнь.
1 Есть такая профессия - делать из автобусов искусство. Крис Бичард из городка Фавершам, что неподалёку от Лондона, никогда не собирался этим заниматься. Не было никакой романтики или любви к старым автобусам. Однажды Крису сказали, что в Лондоне списали большую партию автобусов, и теперь продают по дешёвке. Ну что можно сделать со старыми, полусгнившими машинами?
2 На этот вопрос у Криса и его сотрудников есть сотни ответов, и каждый из них где-то ездит по миру, даже за пределами Англии.
3 Эту картину написала жена Криса. Со временем, и она прониклась.
4 Перед тем, как начать тур про мастерской, Крис показал мне что-то очень странное. Это тоже автобус. Только очень маленький. Выглядит игрушкой. Его восстанавливали пять лет.
5 И самое удивительное, что этот автобус…ездит! Он оснащён бензиновым двигателем, коробкой передач, всем атрибутами настоящей машины. И в то же время - игрушка! Так они выглядели в шестидесятые. Представьте, как круто было мальчишкам гонять на таких по двору!
6 В портфолио автобусных реконструкторов много интересных проектов. В девяностые годы, когда в России было модно торговать плиткой и сантехникой, по Москве катался красный лондонский автобус с шоурумом внутри. Это работа Криса.
7 Здесь не занимаются двигателями и ходовой частью - всю техническую составляющую отдают на аутсорс другим компаниям. Но почти все автобусы выходят из ворот гаража на ходу, редко какому клиенту нужна недвижимость на колёсах.
8 Есть и вполне современные машины. Этим шведским автобусам чуть больше десяти лет, их списали их парка одного городка. И тамошний же университет захотел сделать из них студенческие автобусы: с “чиллаут” зоной, библиотекой и даже кофейней. Они будут доставлять студентов из общежития в учебные корпусы.
9 Крис - директор и хозяин, он не занимается реставрацией. Его предыдущая жизнь была далека от подобной работы. Он просто менеджер, развивающий свой бизнес. Но годы в мастерской даром не прошли.
10 Кузов автобуса - просто заготовка. Внутри может быть что угодно. Но сиденья стараются сделать максимально аутентичными, даже заказывают обивочную ткань, сделанную по старым технологиям.
11 Красавец! Когда-то такие автобусы буквально выбрасывали на помойку или продавали за гроши. Сегодня “донор”в любом состоянии может стоить миллионы (рублей).
12 Это же пластилин, лепи что хочешь.
13 Чуть ли не десяток автобусов заказала компания, которая занимается необычными турами по Лондону: внутри кафе с пончиками и чаем. Заказываешь традиционный английский чай, поднимаешься на второй этаж, и катаешься по Лондону, слушаешь гида. Говорят, эта идея пришла в голову некоему французу всего несколько лет назад. Пошло на “ура”, и теперь они активно расширяются.
14 Кабина в Рутмастере ужасная, никакого обзора, к тому же, она расположена отдельно от салона, это добавляет неудобств. Но автобус, всё равно, классный. Чем-то напоминает наш “скотовоз” Лиазик. В английском бусе салон отапливался за счёт двигателя, и пассажиры могли самостоятельно регулировать заслонку, чтобы не умереть от жары, или не замёрзнуть.
15 Вход в эти автобусы осуществлялся через заднюю платформу, там даже нет дверей. Внутри встречал кондуктор, для которого устроили специальную нишу. Кстати, с лондонских улиц эти автобусы исчезли вовсе не из-за того, что морально и технически устарели, а как раз из-за кондукторов. Власти решили, что вместо двух человек может работать один, и кондукторов решили сократить.
Помните, кабина водителя Рутмастера не соединена с салоном, и он не может следить за оплатой проезда. В новых автобусах вы входите и платите водителю. Решили, что закупить новую технику дешевле. Так из Лондона исчезли и старые автобусы, и кондукторы.
16 На складе мастерской есть ещё много машин, которые ждут своей очереди, чтобы стать чем-то больше, чем просто автобусом. Есть и готовые образцы, которые ездят по выставкам и фестивалям.
17 Кстати, чуть не забыл: в Лондоне ещё есть один маршрут, где иногда (!) попадаются такие автобусы. Это маршрут №15. Недавно был ещё девятый, но это в прошлом.
18 Добро пожаловать в самый необычный дом на колёсах! Двери у него появились уже после реконструкции.
19 Проходите в гостиную, располагайтесь на диване. Шампанское, закуски?
20 Ну а наверху - комната только для двоих. Траходром! Непонятно, можно ли этим заниматься во время движения, но вся мебель прикручена к полу.
21 А другой автобус делали по заказу английской косметической фирмы, для мероприятия: здесь проводили мастер-классы по макияжу. Тоже на ходу.
22 Правда, достойная старость у британских старичков?