Сразу скажу, что про пяточки будет в конце.
Совершенно не умею писать рецензии на фильмы, да и все, что можно, уже написано о фильме "Тарас Бульба". Хотя кое-что отмечу.
Любопытно было увидеть Боярского без шляпы.
Удивила панночка-блондинка с актуальным (как метко выразился Осё) лицом.
Утомили однообразные 5-секундные проколы копьями и прорезы саблями. Колят и колят эти бурдюки с краской, да крупным планом...
О пытках мы были предупреждены и смотреть не стали. В отличие от Гоголя, не желавшего мучить читателя описанием казни, авторы фильмы щадить зрителя не собирались.
И все же. Меня более занимает такой вопрос.
Даже если для фильма тщательно подобраны грим и костюмы, четко поставлены трюки - ныне, как только дело касается церкви, все без исключения режиссеры начинают гнать дикую нелепицу.
Когда в самом начале картины Остап с Андрием перекрестились на отца, закралось первое подозрение.
Потом во время выборов кошевого вышел священник в клобуке непонятной (я бы сказала гибридной) конфигурации и в фелони отчетливо-софринского пошива (иерейское русское облачение "Праздник", окружность плеча - 88 см, стоимость 31 600 р.; греческая парча, 800 р/м; галуны - Индия, 140 р/погонный метр). Покрой советский, с "выемкой" спереди.
Что ж, дали рассмотреть поближе, сами виноваты.
Перед ним вышел служка с репродуктивным образом "Неупиваемая чаша"(!), мультипликационного письма, наклееным на ДВП. Еще чудно так отсвечивал лак.
С этого момента мне стало ясно, что кино - дешевка.
Правда, включали запись нормального хора: в октаву пели знаменное "Иже крестом ограждаеми". Но целовали современный крест. На заднем плане при этом был образ св.Пантелеимона примерно конца 19 в..
Помню, в каком-то фильме (м.б. "Цареубийца") Николай II с семьей стоял на молебне.
Фоном включили запись с пластинки - знаменитый елоховский протодьякон 80-х гг возглашает ектению о здравии патриарха Пимена.
Ничего подобного нет в старом фильме "Смерть Тарелкина" или в фильме "Война и мир". Притом, что режиссеры творили в советское время и, казалось бы, никто не спросил бы с них за неcуразицу.
А здесь зрителю говорят о любви к Отчизне, к ее истории и одновременно проявляют чудовищное невнимание к историческим деталям. (В прочих тонкостях я не специалист, но мне хватило этих).
Наймите консультанта по церковной истории! Ведь приглашаете же знатоков конного снаряжения и исторического оружия, в самом деле...
Сергей Параджанов по своей любви к истории (и к Отчизне!) был щепетилен ко всему, что несло отпечаток истории и времени. Он мог специально скупить все старинные ковры на блошином рынке - ради пары минут киноповествования. Он не терпел подделок.
Когда в фильме "Саят Нова" он снимал эпизод "Царские бани", по его задумке ковры должны были мыть, топтать ногами исключительно курдские женщины. "Только подлинные фактуры! Никакой имитации!" - говорил мастер.
Помощники пошли искать курдские пяточки. С большим трудом отыскали в Ереване курдских девушек, которых после долгих уговоров их отцы все-таки отпустили на съемки.
После "Тараса" в ушах остался непрекращающийся крик толпы, перемежающийся с призывами любить Родину.
Не верю.