Отправная точка, кушия: почему изначально описывается что человек должен быть создан бэцалем и кэдмут Элоким, но сразу после этого идёт описание только про бецэлем Элоким создан, и лишь в пятой главе только про бэдмут Элоким создан, почему отдельно описывается создание лемайсе (в то время как на этапе задумки было вместе) и почему разделение в несколько глав... И почему в промежутке ещё есть одно описание в третьей главе когда Всевышний вдохнул нешаму... имеет ли это какое то значение...
Предположение: есть 4 разных описания Творения (4 этапа Творения) человека в главе Берейшит. Задумка - когда хочет Всевышний сделать в образе - бэцалмейну (Раши: форма) и по подобию - кэдмутейну (Раши: разум - способность лехаскиль улехавин), но сразу после этого говорится сделал Всевышний человек по образу (форма), а про подобие не говорится (разум), потом говорится во второй главе про то что Всевышний вдохнул Нешаму (божественную частичку) в человека (Таргум Онкелос связывает это со способностью говорить - переводит как стал человек душой говорящий или духом говорящим - и подтверждение этой идеи в том что тут описывается что человек называет животный мир) (Раши пишет на слова душой живой: что есть у человека деа и дибур, но деа это не Бина и разница такая же примерно как между интуитивным прямым постижением и интеллектуальным, тоесть тут разум ещё не дан вроде как, разница между правым и левым полушарием) (и тут также Раши объясняет что это просто более подробное описание предедущего описания в первой главе, однако непонятно если смотреть так, то что будет написанно дальше), в пятой главе когда говорится про родословную Адама говорится что Всевышний создал Адама по подобию (разум), и не говорится по образу (про форму), в то время как сразу же говорится что Адам породил Шета по подобию (разум) и по образу (форма) своему. Тем самым это послужило поводом предположить что это разные стадии сотворения человека (эволюционный процесс направленный и управляемый Творцом). Тоесть после первых этапов когда уже сделал Всевышний и форму и способность говорить, тогда только появился разум. Также помогает фраза сделаем человека (постепенный процесс). И почему что человек создан по подобию (с разумом) описывается только в пятой главе, после случая с деревом познания добра и зла. Только после того как он попробовал плод этот (познал добро и зло), пробудился разум (впрочем об этом и говорит наша традиция, ведь дерево то было познания..., но понятно что какой то иной уровень понимания был до этого). ( и что вкусить этот плод надо было для развития. Просто Адам не дождался до того периода когда он будет готов правильно воспринять полученное и применить это) (поскольку взяв в неподготовленном - детском состоянии - это уменьшило его связь со Всевышним. Поскольку Всевышний проявляется в той степени в которой мы осознаём Его и открываемся к Нему, то разрыв этой связи, сужения понимания Божественного раскрытия, выражен словами Творцами «Где ты?», тоесть в сознании человека Божественное раскрытие стало ограниченным тем самым Всевышний так и проявился. Однако уменьшение правополушарности, которая способствует интуитивности и интуитивной связи с Высшим увеличило то что мы называем левополушарными способностями человека - разум - Раши намекнет на это в словах лехавин улехаскиль - Бина левая сторона дерева сефирот - левое полушарие- функции очень похожи)
Давайте расмотрим подробнее:
1 этап (замысел):
И сказал Б-г Создадим человека в образе Нашем (бэцалмейну) по подобию Нашему (кэдмутейну)! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле.
в образе Нашем. В нашей форме (которая служит для формирования, для придания очертаний). (Раши)
по подобию Нашему. (Способным) к пониманию и разумению (лехавин улехаскил). (Раши)
Необязательный комментарий: В образе значит что форма человека будет оптимально выражать принципы Творца (рав Акива Татц говорит что именно наша форма является аналогией высших принципов - руки Творца и тд) (которая нематериальна бесформенна, высший уровень пророчества был у Моше и он не видел в образах в отличии от других пророков) (например наша рука выражает руку Творца тоесть функцию Всевышнего проявлять действия насколько я понял) - например комментарий на то почему крувим в святая святых как ангелочки. Просто как ещё выразить материальном мире идею постоянного роста (приближения к Всевышнему, взлёта вверх) и обновления? Дети с крылышками. И тогда раскрывается Всевышний когда мы постоянно растём и обновляемся (при получении Торы - мидраш что как бы постоянно умирали и возраждались) Почему разного пола? Есть правая и левая сторона (Хохма-Бина, Хесед-Гвура), и в сочетании противоположностей проявляется Божественное Раскрытие. (люди приближаются к подобию Творца когда рожают детей, для этого нужны мужчина и женщина и только тогда Всевышний помогает им привести жизнь в мир тоесть уподобиться Творцу)
По подобию значит с разумом.... Раши Говорит лехавин улехаскиль. Бина это левая сторона. Указывает на левое полушарие. Функции похожи
Второй Этап:
27. И сотворил Б-г человека в его образе (бэцалмо), в образе Б-жьем (бэцелем Элоким) сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их.
Необязательный комментарий: тут говорится только про образ, про опитимальную форму. Но не говорится про подобие, тоесть про разум. Как будто создан человек без разума?
Третий Этап:
Глава 2 7. И сформировал Господь Б-г человека - прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом.
живым существом (букв.: живою душой). Скот и зверь также были названы «живой душой» [1, 20-21-24], но (душа) человеческая живее всех, поскольку он (человек) наделен рассудком и речью (Деа веДибур). (Раши)
Необязательный комментарий:
Деа и дибур пишет Раши - про речь во вступлении мы сказали. Адам называет животных в этой части. Деа - это не Бина, тоесть не разум (не интеллектуально он постигал суть каждого животного, постепенно через рассуждения, предположения и разложения общего на чатсности). Это способность к прямому постижению (ближе к правополушаности чем к левополушарности) (хотя нельзя сказать что это правое полушарие которое соответствует Хохме, правой стороне)
тут есть Раши который объясняет что это просто более подробное объяснение того что уже описывалось в первой главе. Хорошо... но тогда не понятно следующее описание...
Четвертый Этап:
Глава 5 1. Вот родословная Адама, человека; в день сотворения Б-гом человека в подобии Б-жьем (бидмут Элоким) создал его;
Необязательный комментарий: тут говорится в подобии (тоесть дал ему разум Творец), и не говорится про форму
в то время как Шета Адам породил и так и так (бэдмуто кэцалмо)
. 3. И прожил Адам сто тридцать лет, и породил он в подобии своем (бэдмуто) по образу своему (кэцалмо), и нарек ему имя Шет.
----------------------------------------
PS Что значит что Всевышний хотел сделать Адама бецалмейну кэдмутейно, а сделал (даже если взять два описания вместе), бецалмо и бэдумто (а не бэцалмо кэдмуто как изначально оговораривалось), и почему у Адама наоборот не бецелем и кедмут, а бэдмут и кэцелмо. - не знаю
Одним из важных толчков к расмотрению таким образом, послужила лекция рава Эфима Свирского где приводит Мидраш. Где говорится что 1000 поколений ждал Всевышний перед тем как даровать Тору. А разве прошло не 26 известных нам из Торы поколений? И он говорит видимо на основе какого то комментария что было 976 поколений до известных нам. И были они человекоподобными существами имевших только Нефеш. (есть наверное и другие комментарии и объяснения этого мидраша).
и вот я посчитал:
Тора дана в 2448 году от сотворения человека. 2448 разделить на 26 поколений = 94 года примерно на одно поколение. Умножим это на 1000 поколений. Получится 94 тысячи лет примерно. (плюс чуть большее 3300 лет прошедших) (будет 97 с половиной тысячи примерно)
И вот я нашёл статью где говорится что Человек современного типа появился в Восточной Азии 100 тысяч лет назад
Википедия приводит 120-150 тысяч лет для Homo sapiens.
Тем не менеек есть раввины которые говорит что какие то находки между людьми и обезьянами связаны с тем что многие из поколения вавилонской башни были превращены в обезьян согласно Мидрашу.
и конечно благодарность моему другу с кем в процесс обсуждения и изучения главы Берейшит была найдена подобная кушия. принцип хевруты и хороший хеврута это мощнейшая помощь в изучении Торы
Если есть в этом немного истины или хотя бы стремления к ней то посвящаю заслугу за написание это статьи выздоровлению того ребёнка (имя которого я не знаю) о котором я услышал в Йом Кипур от рава Ц.П., да сжалится Всевышний над этим ребёнком, его родителями и всем домом Израиля. Благословите Творца ибо Он добр, ибо навечно милость Его.