Как известно, главный раввинат объявил завтра пост по случаю засухи. В обращении раввината прямым текстом говорится о том, что причиной засухи являются наши многочисленные грехи. Далее следует призыв искать грехи и раскаиваться. Более никаких намеков на причины засухи в обращении нет.
Думаю, нам стоит поразмышлять в этом направлении, дабы пост не прошел зря.
Краткое предисловие:
Рав Шерки приводит мнение (знатоки, подскажите, чье), что Десять речений обращены к коллективной еврейской душе. Дескать, если бы они были обращены к каждому еврею в отдельности, то было бы сказано "вы" (во мн. числе), а не "ты".
Кроме того, это отвечает на вопрос, каким образом Десять речений обязывают тех евреев, которые не присутствовали на горе Синай.
А именно: если заповеди даны коллективной душе народа, то сама принадлежность к этой душе обязывает их соблюдать. (И тогда понятно, что несоблюдение некоторых из них карается отсечением частной души от коллективной души народа.)
Есть и другая точка зрения: что 10 заповедей обращены к Моше. Этот подход не отвечает на последний вопрос, и я его здесь рассматривать не буду.
Если принять вышеописанную точку зрения, то предостережение, озвученное в молитве "Шма", на которое, по видимому, ссылается главный раввинат, тоже относится ко всему народу, а не к отдельным его представителям. А если так, то нам надо искать не частные грехи каждого из нас (что, конечно, необходимо делать всегда, без связи с засухой), а коллективные грехи.
А коллективные грехи, как понятно, выражаются в поведении представителей народа во властных структурах. Будь то судьи, депутаты или министры.
Совершенно очевидно, что мораторий на строительство является прямым нарушением заповеди не оставлять Землю Израиля на запустение. А если учесть, что за этим "замораживанием" стоит стремление отделаться от "территорий", то это еще и нарушение запрета отдавать части Земли другим народам.
В этой связи мне кажется вопиющим поведение "совета мудрецов Торы", давших указание депутатам от партии ШАС воздержаться при голосовании о продлении моратория. В 93-м году ШАС уже проделала этот трюк при голосовании за соглашения Осло, и это привело к 1500 погибших евреев.
На мой взгляд, необходимо вынести это решение на уровень общественного диалога.
В связи с этим, я обращаюсь к главам общины "Маханаима" с предложением пригласить рава Овадию Йосефа выступить перед собранием общины и попросить (потребовать мы, к сожалению, не можем) объяснить это решение.
Несколько лет назад, в разгар "размежевания" р. Дашевский дал потрясающую драшу, где упомянул комментарий на фразу: "Буду судиться с министрами вашими и старейшинами вашими".
Р. Зеев сказал: "С министрами - понятно. А почему со старейшинами? Да потому, что дали министрам творить беззакония"!
Я предлагаю р. Дашевскому поднять голос, дабы эта фраза не осталась в стенах синагоги Маале Адумим!
Думаю, это будет не меньшим вкладом в спасение Израиля, чем завтрашний пост.
UPDATE: По первым двум комментариям я вижу, что содержание поста интерпретируется как попытка переложить ответственность на других. Так вот нет! Речь о том, что есть грехи личные, а есть - коллективные. И за те, и за другие каждый из нас несет прямую ответственность. Но засуха, по-моему, является наказанием за коллективные грехи, и очень важно, чтобы каждый из нас обратил на них пристальное внимание и сделал что-то (кроме поста и молитвы), чтобы их исправить.