ИМПЕРИЯ и НАЦИЯ
часть третья
Я имею наглость утверждать, что синонимический ряд к слову «национальный» - это «тотальный», «всеобщий», «поголовный», «всеохватный», «повальный», «унифицированный», «стандартный», «усредненный».
А коль скоро слово «нация» укрепилось в качестве антонима слову «империя», то синонимическим рядом слова «имперский» будет: «эксклюзивный», «исключительный», «уникальный», «разнообразный». В общем, империя - это «цветущее многообразие» (разумеется, по К.Н.Леонтьеву).
Пройдемся по той же схеме, что и в прошлом посте.
1. Многообразие юридических статусов. Любой, кто пролистал не то, что учебник по истории Средних Веков, а просто роман из рыцарской жизни, согласится, что тут примеры можно приводить вообще бесконечно. Отметим только, что буйство цветущего многообразия, воцарившееся после крушения Западной Римской империи, достигло своего пика в феодальную эпоху. Когда главным общественным вопросом стало: «Кто ты по жизни?». Я не касаюсь тут вопроса, можно ли использовать слово «государство» (state) применительно к тысячелетию VI-XV веков или ограничиться «патримонией» (patrimony). Любое политическое образование было империей. Неважно, как оно называлось: Священная Римская империя германской нации, Великое герцогство Бургундское или Республика святого Марка. Размер (и титул) тут не имеет значения.
С развитием «централизованных государств» и абсолютистских монархий мельтешение юридических статусов стало прореживаться и приводиться в соответствие с государственным интересом. Развивается сословное общество, конец которого возвестила уже эпоха Просвещения с помоста на Гревской площади. Юридический статус остался один-единственный: le citoyen.
2. Замечательное словосочетание «цветущее многообразие» применимо к имперской административно-территориальной системе в той же мере, что и в пункте №1. И эволюция тут шла по той же схеме: от совокупности феодальных владений, через провинции с собственной особостью, к административным единицам, одинаковым, как доски в заборе. Самым показательным, пожалуй, будет пример владений австрийских Габсбургов, которые до 1804 года вообще общего названия не имели. И дотянули до 1918 года, как реликт, со своими условными Цислейтаниями и Транслейтаниями.
3. Ничего нового. «Вассал моего вассала - не мой вассал». Отряды профессионалов (во Франции и централизация началась с того, что необходимо было кормить «ордонансные роты» круглогодично, а не только во время очередной кампании). Особые воинские сословия. Рекрутчина (и специальные сословные привилегии, избавлявшие от оной).
4. Всё так ясно, что даже можно сформулировать определение. Империя - образование, не стремящееся (да и не способное) к культурно-языковой унификации подданных. Только в эпоху Просвещения начались поползновения в эту сторону. Обратной стороной цветущей клумбы из ста тысяч цветов (в каждой деревне свой), было наличие универсальных языков и космополитичной высокой культуры для избранных. Про латынь можно и не вспоминать, но, например, Фридрих Великий (как и Мария-Терезия) изъяснялся и писал исключительно по-французски. Но вряд ли бы ему удалось объясниться с добрыми крестьянами, очутившись где-нибудь в дюжине лье от Парижа (про немецкие языки и диалекты можно и промолчать).
Последнее. Думаю, понятно и без пространных объяснений, что слово «империя» (как и слово «нация») используется в качестве сущностной характеристики. Потому, что какие только удивительные образования не носили это название, и какие только забавные персонажи не примеряли императорскую корону.
Но есть еще одно определение, вызывающее лично у меня оскомину. Пресловутая «полиэтничность».
Начнем с того, что объяснить, что такое «этнос» и , соответственно, «этничность», так никто и толком и не удосужился..
Обычно почему-то молчаливо подразумевается стройная до умопомрачительности когорта голубоглазых курносых блондинов (или черноглазых горбоносых брюнетов), которая блестя начищенными голенищами, печатает шаг в направлении, которое указывает ей «Зов Крови». Но это великолепный образец националистической пропаганды XIX-XX столетий и не более. С моей же еретической точки зрения эта загадочная «этничность» (сама по себе) ни в какой сфере, окромя бытовой, и проявить-то себя толком не может. Это мышцы. А мышцы, лишенные костей и нервов, именуются просто мясо. Представители определенной этнической группы приобретаю субъектность лишь в рамках определенных социально-политических структур, принятых в конкретную эпоху (кости и нервы). Т.е. племен или сословий. Ну, или отсылки к этничности используются как элемент националистической пропаганды в национальную эпоху.
На этом общетеоретическая часть считается законченной. В следующий раз попробуем поспекулировать полученным умственным продуктом на отечественном рынке.
To be continued To go back