Aйны это одна из народностей которая меня лично фацинует и неустанно интерисует на протяжении нескольких лет..их происхождение так до конца и неястно...за этим народом знаки вопросов то и дело что множаться и когда кажется что ответ уже есть,то появляется опять куча противоречий и неястнойстей,но одно известно безспорно,что именно эти люди были основой японской культуры их обычаев и именно их знания и качества сделали японцев такими какими мы их знаем.
В статье под катом оч стройно и кратко показана жизнь Айнов на территории Японии их неустанная борьба с японцами,красочно показаны их нравы ,что позволяет увидеть ками они были людьми...исторические факты
Общее представление
Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию - Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны - европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…
Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?
Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.
У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.
В I тысячелетии до н. э. на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно. Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов. Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.
В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда - на Хоккайдо. По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.
Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок. Современные айны живут на юго-востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени - культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.
ЭБИСУ - ВОИНСТВЕННЫЕ ВАРВАРЫ
Отношения айнов с японцами: от древней истории к современности
Древняя история айнов, и в частности, их многовековых отношений с японцами, увлекательнее всякого детектива. Думается, по мотивам соответствующих легенд и преданий мог быбыть написан не один "Властелин колец" или нечто подобное в стиле "фэнтези". Но я буду придерживаться научных фактов.
По одному из айнских преданий, «было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей». А древнеяпонская хроника гласит: «Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были эбису».
Следы айнов на Японском архипелаге тянутся из тысячелетней неизвестности. Но не будем пока углубляться в археологические слои. Начнем с периода, предшествующего японской истории. Это время, приблизительно соответствующее рубежу двух эр.
Формирование японского народа связывается с миграцией из континентальных районов Восточной Азии, через Корейский полуостров, части могущественного племенного союза сюнну (позднее известного как гунны). Пришельцы вторгались на Японские острова волнами, увлекая за собой другие этнические группы - тунгусо-маньчжур, древних китайцев и корейцев. На самом архипелаге, начиная с о-вов Кюсю, Сикоку и юга Хонсю (область Кинаи) - они встретили аборигенное население, которое тоже было отнюдь не однородным. Этнограф С. А. Арутюнов писал: «…Япония была заселена задолго до начала… переселений с Корейского полуострова. Этим ее древним населением могли быть, кроме предков айнов, предки… кумасо, которых можно предположительно считать народом индонезийского происхождения». Он выделил пять этнических компонентов, принявших участие в формировании японцев; в хронологическом порядке это айнский, кумасский, древневосточноазиатский, корейский и китайский.
В первые века н. э. на юге Японских островов начал формироваться предгосударственный союз племен Ва, этническая принадлежность которых не совсем ясна. «…Можно лишь предположить, - писала исследовательница древнеяпонской культуры Н. А. Иофан, - что… близость (языковая и этническая) племен Северного Хонсю и Кинаи сложилась вследствие достаточно сильной местной этнической основы (ею, скорее всего, являлась айнская основа) обоих районов».
Первоначально общность племен Ва подразделялась на две территориальные группировки - южную (Ва Кюсю) и северную (Ва Кинаи). Южные Ва поддерживали политические и торговые связи с материком. Федерация Ва Кинаи развивалась в большей степени на местной основе. Исследователи выделили существенные различия в культуре двух Ва, получившие названия соответственно культуры меча и культуры колокола. Логично предположить, что айнские культурные элементы были сильнее в Кинаи. Однако прослежено, что и на Кюсю религиозный комплекс Ва почти целиком совпадает с айнским.
В результате борьбы двух федераций Ва Кинаи были разгромлены. Южные Ва присвоили их территорию, а позднее сюда переместился центр формирующегося государства Ямато. Это название восходит к именованию племенной группы, захватившей власть. Культура Ямато синтезировала предшествующие ей культуры меча и колокола, но народно-бытовой слой сохранил ряд северных черт, а религия и быт правящей верхушки - многие традиции южных Ва. В V в. владения Ямато включали, кроме Кюсю и Кинаи, остров Сикоку и некоторые более северные земли Хонсю, а в дальнейшем постепенно расширялись на север.
Древнейшие литературные памятники Японии характеризуют население Ямато как доблестных героев борьбы с многочисленными варварами. Что это были за «варвары»? Первые неясные упоминания о них встречаются в китайских источниках, описывающих раннюю историю Японии. Немало разрозненных сведений можно встретить в фудоки - местных хрониках японских княжеств. Судя по этим документам, аборигенное население архипелага не было однородным. Этноним айну здесь еще не встречается, но часты упоминания о «волосатых дикарях», «мохнатых варварах» и «свирепых разбойниках» эбису (эмиси), которых японская историческая традиция отождествляет с древними айнами или их предками.
Кроме того, среди варваров называются цутикумо/цутигумо, кудзу, яцукахаги, нисимоно, равнинные и горные саэки и, наконец, хита или хина. Определить с достоверностью, кто имеет отношение к айнам, а кто к кумасо, - задача невозможная. Все эти варвары то отождествляются с эбису/эмими, то противопоставляются им, то смешиваются с кумасо и позднейшими хаято - древним индонезийским компонентом. Например, в «Хидзэн фудоки» - хронике одного из княжеств на Кюсю, говорится о том, как вассал, прибыв из военного похода, докладывает сюзерену о покорении «далеких западных эбису». Западнее Кюсю, по тогдашним понятиям, могли располагаться только племена Окинавы, островов Рюкю и Мияко, т. е кумасо/хаято.
Есть в японской науке точка зрения, уверенно связывающая по крайней мере одно из названий древнеяпонских «варваров» с айнами. Цутигумо-но хито, утверждал японский археолог и этнограф Рюдзо Тории, - это точный перевод на японский айнского тойцисекуру - «люди, живущие под землей». Это очень интересный взгляд, учитывая, что он охватывает и другое весьма загадочное племя Северной Японии, Сахалина и Курил - тончей, или коропокгуру. Изучив курилских айнов, ученый пришел к выводу, что они сохранили лучше, чем их собратья на Хоккайдо, первобытные обычай своей «расы» - и «остались цутигумо старых японских легенд». Курильские айны есть коропокгуру, тойцисекуру, цутигумокуру, заключил Р. Тории, - все три названия суть одно и то же». Таким образом, автор привел серьезный аргумент в пользу расселения древних айнов по всему Японскому архипелагу, включая Кюсю, ибо фудоки этого острова полны сведений о цутигумо/цутикумо.
Протояпонцы подвергали аборигенов жесточайшим преследованиям, как правило, истреблению. Вот образчик соответствующего обращения из «Бунго фудоки». Некий «царь» приказал вассалам нарубить деревьев, наделать из них дубин и, напав на цутигумо, всех перебил. «Текущая кровь была до лодыжек». Варвары, сообщается в хрониках, скрывались в горах и лесах, жили в пещерах или в «земляных норах», делали деревянные укрепления, были воинственными и «противились приказам». Упоминаются довольно многочисленные группировки варваров. Среди вождей кудзу и цутикумо нередки женщины. Встречающийся в фудоки сюжет: приезжий завоеватель женится на местной богине (ками - возможно, предводительнице племени) - говорит о том, что не всех варваров истребляли, часть их неизбежно ассимилировалась.
По мере экспансии древних японцев из центра (Кюсю и область Кинаи) и поглощения или истребления неяпонского населения термин эбису/эмиси все прочнее закрепляется за непокоренными еще племенами севера. Большинство ученых склонны видеть в них айнов.
Запись в «Нихонги». Сборнике древних японских хроник, гласит: «27-й год Кэйко, 2 луна, 12 день. Такэтико-сукунэ вернулся из восточных земель и доложил царю: «Среди диких восточных земель есть страна, называемая Хитаками. Народ этой страны, как мужчины, так и женщины, завязываю волосы в форме колотушки и татуируют сво тела. Они свирепы и носят общее название - эмиси». В официальной истории Японии эта информация дается в такой редакции: «В 25 году императора Кэйко (95 г.) Такэмуци-но Сукунэ производил объезд восточных областей… и, возвратясь в 27 году, доложил: «В восточной стране имеется страна, называемая Хидаками. Земля там плодородная и обширная. Народ называется эдзо. Нужно произвести на него нападение и занять его землю». Из двух сообщений явствует, что эмиси/эбису и эдзо - это один и тот же народ, а кроме того, его земля в тот период - независимая территория, которой японцам еще только предстоит овладеть.
Территория эдзо
Видимо, в тот период предки айнов, составляющие несколько родоплеменных объединений, заселяли значительную часть архипелага. Им бесспорно принадлежал весь остров Хонсю, не говоря уже о лежащем севернее Хоккайдо (Эдзо, Йезо, позднее - Мацумаэ, Матсмай, Мацмай). Некоторые ученые предполагают более широкое расселение айнов в древности. Профессор Токийского университета Б. Х. Чемберлен в конце XIX в. писал: «Можно сказать с достоверностью.., что имена, в айнском происхождении которых едва ли может быть сомнение, могут быть прослежены по всему главному острову Японии, по Сикоку и Кюсю. Их довольно много даже в самой южной провинции Осуми и по ту сторону моря, на островах Ики и Цусима. Из наличности здесь этих имен мы можем вывести заключение, что айну были действительными предшественниками японцев на архипелаге».
Правда, аборигены юга Японии в первые века н. э. были известны как кумасо, а в позднейших источниках называются хаято. И хотя их тоже именуют эбису, для отождествления их с айнами оснований мало. Поскольку Кумасокуни (страна кумасо) фактически стала колыбелью раннеяпонского государства, надо полагать, что кумасо/хаято были истреблены и ассимилированы раньше других аборигенных племен. Следует добавить, что современный язык этнографической группы островитян Рюкю (включая о. Окинава) и Мияко, демонстрируя существенные отличия от японского, не обнаруживает сходства с айнским, а весь комплекс энтокультурных особенностей указывает на южное, индонезийское происхождение потомков кумасо/хаято.
Если кумасо/хаято исчезли уже в VIII в., то эбису или «восточные варвары» (по другим источникам, «северные варвары», точнее - северо-восточные по отношению к вторгшимся с материка через Корейский полуостров пришельцам) еще долго фигурируют в японской истории. Позднее термин эбису/эмиси сменяется на эдзо. Процесс их покорения и ассимиляции на Хонсю длится вплоть до конца XVIII в.
Японские хроники изобилуют сообщениями об ожесточенных войнах с эбису. Одно из таких известий восходит к 110 г., хотя поручиться за точность даты нельзя: в японской историографии налицо тенденция к удревлению событий. В названном году вождь и полководец Ямато-такэру предпринял военную экспедицию против «восточного Эдзо». К 478 г. относится сообщение японского правителя китайскому императору о том, что его отец покорил на востоке 55 государств (племен) мао-жэнь, т. е. «мохнатых людей (айно) и на западе 66 государств (племен) и-жэнь - варваров».
Присоединив ряд земель на северо-востоке, полководцы Ямато начали продвигаться на север, в основном вдоль берегов, особенно западного берега, используя корабли. В завоеванных областях учреждались провинции, ставились укрепления с гарнизонами. Но тем временем неспокойно было даже в тылу.
Племя Коси, край Муцу и вождь Онка