В данной публикации я хотел бы разъяснить свое отношение к синагоге «Алей хигайон бекинор».
Раунд 1
В далеком 2003 году я поднял вопрос, нельзя ли среди выступлений при начале шаббата в синагоге давать выступать и женщинам. После обсуждения данного предложения, руководство синагоги отказало. Сам процесс выявил определенные слабости, присущие синагоге. В ней почти никогда не бывает собраний, принципиальные вопросы не обсуждаются, голосований по важным вопросам не проводится. Составлением расписаний и списков руководят де-факто те, кто взялись это делать, а именно габбаи (старосты) и де-факто раввин синагоги Я. Беленький. Принимают участие и другие люди, не имеющие формального поста в синагоге. Иными словами руководство проводится келейно и далеко от прозрачной демократической процедуры.
Свое отношение к происшедшему тогда, я изложил устно и
письменно, а в качестве практического следствия перестал ходить на вечернюю молитву (маарив), что до того делал почти каждый день. Атакже перестал давать проповеди (драшот) сам. Это произошло, так как меня стали раздражать консерватизм и инерция синагоги. К слову сказать, мне стало недавно известно, что женщины говорят (драшот) в ашкеназской синагоге в Текоа под руководством нашего хорошего знакомого р. Ави Волфиша.
Раунд 2
В силу исторических причин и личных взглядов некоторых авторитетов в прошлом в реальном иудаизме сложилось неравноправное положение к женщинам. Так, Мишна Барайта в трактате «Мегила» сообщает, что женщин можно вызывать к Торе, но это не делают, так это непочетно по отношению к общине. Иными словами, сама идея, что женщина может играть какую-то важную роль, казалось абсурдной или бросающей плохой свет на общину, где не могут найти мужчину для чтения. Мне лично представляется, что принадлежать к такой общине, где до сих пор так думают, тоже позор, как для женщин, так и для мужчин.
Мне представляется ясным, что положение требует исправления, и что это тот долг Торе, которые мы должны по возможности выполнить. Это, по-видимому, понимает и часть прихожан синагоги, но по какой-то странной смеси страха, консерватизма и инерции не может провести в жизнь, а если и делает, то совсем не такими темпами, как могли бы.
Итак, во все ещё текущем 2012 году было внесено следующее предложение.
В Шмини Ацерет (8-ой заключительный день осенних праздников, в диаспоре «Симхат Тора») все члены общины получают возможность подняться к Торе. Это делают несовершеннолетние и даже группа совсем маленьких детей обоих полов. Для того, чтобы это успеть, проводятся, как известно, несколько чтений параллельно по всем наличным свиткам, часть чтений проводятся вне помещения в саду. Предложение заключалось в том, чтобы дать желающим женщинам также подняться к Торе в саду, где нет никакой проблемы с перегородкой.
Тем самым, синагога сделал бы крошечный шаг к преодолению наследия того времени, когда женское чтение считалось непочетным. Надо заметить, что поскольку читает чтец, вызов женщины к Торе уже не означает, что не нашлось другого чтеца, поэтому объяснение Мишны вообще не относится к данному периоду.
Вот некоторые ссылки по данному вопросу на английском языке:
1,
2,
3.
Подготовка к последнему Шмини Ацерет началась заранее, практически сразу за предыдущим Шмини Ацеретом, - было выслано письмо за подписью Нахмана Паланкера, Пинхаса Полонского и моей. Адресаты: Яков Беленький, Виктор Гальперин, Борис Юсин, Гриша Идельсон, Влад Дашевский, Кара-Ивановы.
После некоторого периода переписки, мы решили обратиться к раву Шабтаю Раппапорту. Его письменные слова вызвали в свою очередь полемику, и было решено подождать его традиционного визита в синагогу в Суккот. После его выступления публика переместилась вместе с ним в шалаш при синагоге, где и состоялось обсуждение.
Точной записи разговора не велось, рШР выразил сочувствие борьбе, сказал, что рано или поздно это, конечно, произойдет, и неплохо, что я (имеется в виду ЛК, остальных подписантов не было) веду за это кампанию. Он заметил также, что некоторые синагоги вроде «Шира Хадаша» в Иерусалиме сделали сразу много шагов в данном направлении и поставили себя за границей принятого.
Самое главное, что он сказал, что никакой галахической проблемы с вызовом женщин здесь нет, а практика сложилась из-за того, что раньше считалось позором, когда женщина говорит перед мужчинами, и если мы действительно считаем это позором, надо так и продолжать. Сам он, естественно, отказался говорить, что нам делать, а сказал, что община должна решить это сама. В дальнейшем разговоре он предложил, чтобы решил раввин синагоги.
В беседе поднимались также опасения, что скажут на это все рав Кац и другие люди. РШР сказал, что мы не в рабстве у рава Каца, и вообще бояться не следует, а надо решить самим. Вставка от 16.12.2012: Он также добавил, что это непременно произойдет, а в между делом добавил, что лучше быть головой дела. Это, может быть, слышали не все. Конец вставки.
В последующей переписке р. Беленький объявил, что он решает не давать женщинам права подняться к Торе. Текст его письма и моих замечаний у меня есть, могу предоставить желающим при согласии самого Беленького. Я написал протест достаточно резкий и длинный, поэтому не привожу его здесь.
Суть дела сводится не только к теоретическим разногласиям, а также к тому, кто решает. В синагоге “Алей хигайон” не проводились выборы, и не происходило никаких формальных назначений. Даже раввин действует только де факто, что всех устраивало, пока дело сводилось к относительно простым вопросам, а также к составлению расписаний, уроков и др. Можно было возразить против, например, чтения совершенно нелепой книжицы по законам шаббата к тому же в мало подходящее время после молитв кануна шаббата, но это были вещи, имеющие относительно малое значение.
Теперь, однако, мне представляется, что руководство синагоги вышло за рамки своих полномочий и , возможно, своей компетенции и приняло решение по сложному и достаточно тонкому вопросу, который должен решаться иначе.
У меня нет желания вести общественную деятельность в синагоге и мало верится, что будет какой-то результат. Поэтому я пришел в синагогу последний раз в Шмини Ацерет, чтобы окончательно и воочию убедиться, что происходит. У меня ещё таилась надежда, что объявят, что в этом году мы решили дать женщинам, которые этого хотят возможность получить подняться к Торе, этого, однако, не произошло. Сам я подниматься к Торе не стал. Я считаю, что теперь, когда мы уже получили ответ, что галахических причин нет, а мы все равно это не делаем, это бросает плохой свет на всех соучастников. Поэтому я к Торе подниматься не стал, и с тех пор в синагогу “Алей хигайон” не приходил ни разу. Поскольку иногда меня спрашивают, почему, я оставляю данную заметку.
Со многими членами синагоги я надеюсь и дальше поддерживать дружеские отношения, кроме того членство на этот год все равно оплачено, поэтому, возможно, я появлюсь на какой-нибудь праздник.
Теперь я имел случай сравнить синагогу «Алей Хигайон» с другими синагогами. В других синагогах отчетливо написано, как вступить в их организацию и что это дает. В тех синагогах, где я успел побывать положение по основному вопросу, по-видимому, не лучше, но их нравы меня мало волнуют, так как там я мало кого знаю и могу от них ожидать чего угодно.
Желаю синагоге “Алей хигайон” выработать какую-нибудь процедуру управления, а также перестать поступать так, как будто они думают, что женщины хуже мужчин. Или перестать так думать. Ну, и заодно не бояться и быть гибче.
Леви Китросский, выражая свое личное мнение.
Поправка
Товарищи указали неточность. Центральное обсуждаемое место не Мишна, а
Тосефта Mегила 3:5:
[הכל עולין למנין שבעה אפילו [אשה אפילו קטן אין מביאין את האשה לקרות ברבים.
И несколько отличная формулировка в Барайте,
Мегила 23А:
ת"ר הכל עולין למנין שבעה ואפילו קטן ואפילו אשה אבל אמרו חכמים אשה לא תקרא בתורה מפני כבוד צבור
Спасибо товарищам, в тех английских источниках, которые я привел выше, разницы формулировок обсуждаются во всевозможных деталях, привлекается и
Мишна 4:1, но там только про несовершеннолетнего.
Первое впечатление, что Мишна умалчивает, Тосефта указывает тогдашнюю практику, а Барайта объясняет ясный тогда резон, но тут можно толковать до бесконечности.
Места из дальнейшей дискуссии
Якир
о положении в синагоге Сиах а-Садэ.Женский голос:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7 8.
О должности раввина и его полномочиях:
1,
2,
3,
4,
5 (и более полно приведены слова р. Раппапорта).
Длинная, но безрезультатная дискуссия Виктор-Леви для ценителей
здесь,
первая реплика проливает свет на беседы и переписку вне ЖЖ.
Высказывания, которые не оспаривались, но представляют ценность: МШ -
здесь, Пинхас -
здесь.
Ещё есть частная переписка и беседы, участники которых, по не всегда понятным для меня причинам, не желают открыть.