«Влечение к смерти» многолико
Может быть не стоит оценивать влечение к смерти столь негативно? Влечение к смерти - это удовольствие от ущерба, которое терпит Я [наше тело] в результате каких-то действий.
Но, разве разрыв сложившихся контуров социального не предполагает ущерб для тех, кто их разрывает? Нон-конформизм всегда связан с ущербом для психики и здоровья - и люди которые идут против общественной воли всегда в чем-то захвачены влечением к смерти - им нравится быть изгоями, нравится социальное обнуление их личности, падение в бездны безмолвия и социального остракизма
В любом ниспровержении социальных устоев мы можем заподозрить удовольствие от боли - моральной и телесной, и связанное с этим наслаждение как влечение к смерти, особенно, когда это ниспровержение связано с идеологическим понятием долга - долга перед народом или человечеством и т.д.; и саморазрушение мыслится как подвиг - как либидинальные инвестиции в счастье народа, нации, человечества - “я готов сломать установившийся порядок вещей ради процветания народа, нации, страны, человечества и т.д” - “я жертвую собой ради будущего народа, нации, человечества” - “я отказываюсь от любви и земных благ ради народа, нации, страны, человечества и т.д.” - “я испытываю наслаждение от жертвы ради будущего людей и прочего” - в терминах Лакана - это избыточное наслаждение
Но, ведь и художник, ниспровергающий культурные догмы, тоже идет на саморазрушение своего социального тела - и здесь тоже можно обнаружить прибавочное наслаждение - наслаждение от саморазрыва и социальной аннигиляции - не есть ли это просто наслаждение от повторения детской обиды покинутого ребенка? Вновь и вновь воспроизводится ситуация утраты - разрыва с матерью - и новые социальные действия подтверждают - “меня никто не любит” - и бессознательное наслаждение от этого ощущения всеобщей нелюбви.
Но, этот поиск всеобщей нелюбви есть одновременно нарушение границ - «вызов огня на себя» - надо сделать так, чтобы тебя не любили, чтобы ненависть всегда была рядом - и наслаждение от этой всеобщей ненависти [ну, может не всеобщей] - и повторное-новое переживание утраты от потери материнской любви - и успокоение от нового переживания былой травмы - и новый виток тревожности - и поиск новых мотивов для социального саморазрушения
P.S. Случай Лимонова, кстати, очень характерный случай, так и напрашивающийся на психоаналитическую интерпретацию - своего рода культивация вечного изгойства
P.P.S. Пока писал этот пост у меня чуть не пригорела каша, по крайней мере, часть каши успело убежать на плитку и залить оную - беда, да и только