В одной из серий "Теории большого взрыва" Шелдон Купер встречается со знаменитым физиком Стивеном Хоукингом.
Обратите внимание на картину, висящую на стене. Она сразу показалась мне знакомой - и через несколько минут гугления я вспомнил, что именно она мне напомнила. Обложку одного из изданий "Постижения истории" Тойнби. Почти уверен что это она же.
Но кто автор? Минут за 15 пришел к выводу что это, скорее всего, Юбер Робер.
Робер (1733-1808) известен своими живописными фантазиями, основной мотив которых - парки и величественные руины. В большинстве случаев принято считать его картины "архитектурными фантазиями" - хотя иногда на них встречаются и реальные античные развалины, наброски которых он делал во время путешествий по Италии.
Его картины щедро раскиданы по музеям мира - есть они и в Лувре, и в Эрмитаже. В 18-19 веках богатых и влиятельных людей завораживали изображения циклопических построек, напоминающих о неизбежном упадке великих цивилизаций. Бурный научно-технический прогресс сделал модным "технологический оптимизм", человечество перестало бояться возвращения "темных веков", поверило в свое коллективное бессмертие - и напоминания о бренности всего созданного человеческими руками стали невостребованными.
Среди немногочисленных ныне поклонников его творчества - режиссер Сокуров, который даже снял фильм об этом загадочном живописце (и ближе к концу фильма монотонный голос Сокурова, будто бы находящегося в гипнотическом трансе, повторяет нараспев: "он все это выдумал.. этих арок и фонтанов не было... этих сооружений никогда не существовало.." - я так и не понял, кого он уговаривает, себя или нас).
Click to view
В фильме Сокуров утверждает что именно картинами Робера вдохновлялся Достоевский при создании рассказа
Сон смешного человека" ("Это Сириус?" - спросил я, вдруг не удержавшись, ибо я не хотел ни о чем спрашивать. "Нет, это та самая звезда, которую ты видел между облаками, возвращаясь домой", - отвечало мне существо, уносившее меня. Мы неслись в темных и неведомых пространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия. Я знал, что есть такие звезды в небесных пространствах, от которых лучи доходят на землю лишь в тысячи и миллионы лет. Может быть, мы уже пролетали эти пространства...)
"Загадка Робера" - термин возникший благодаря любителям конспирологической истории, типа адептов фоменковщины. Популярна версия, что Робер, так же как его современник, Шарль-Луи Клериссо, рисовал не "фантазии", а последние следы цивилизации, уничтоженной в рамках мировой войны в начале 19 века (позднее, по теории фоменковцев, эта сверхимперия была полностью стерта из истории, а уцелевшие артефакты приписаны выдуманным "древнему риму" и "древней греции").
А вот, к слову, работы Клериссо (их тоже принято подписывать как "архитектурные фантазии".
И еще немного Робера и его памятников несуществовавших (?) цивилизаций
А вот, кажется, сами Юбер и Клериссо - изучают натуру (шутка).
Короче, сегодня у меня появился новый любимый художник, и все благодаря тому что Стивен Хоукинг согласился на камео в популярном ситкоме.
Может быть, лучше бы я писал все это время рабочие тексты? Впрочем, толку-то, если таланту писательского мне не отсыпано.
А так хоть картинки красивые посмотрю.