Тема бродит вокруг последнее время. Красуется призывно разными гранями. Ну, что ж, начну понемного записывать. Приглашаю к обсуждению, с личными примерами и наблюдениями.
Одна из известных простых моделей динамики развития мастерства - это "Круг обучения".
Четыре сектора этого круга, или четыре основных этапа -
- Бессознательная некомпетентность.
- Сознательная некомпетентность.
- Сознательная компетентность.
- Бессознательная компетентность.
Что это за этапы?
1. Бессознательная некомпетентность.
Человек некомпетентен в сфере каких-то навыков и возможностей, не знает об этом и спит спокойно.
Варианты:
- не знать о возможности как таковой
- знать о возможности и отрицать ее существование
- знать о возможности и считать себя в ней компетентным без практических оснований.
2. Осознанная некомпетентность.
Сознательная некомпетентность - это осознание реальных границ своих сегодняшних возможностей.
Иногда это стимул для их расширения, создание намерения - научиться.
Иногда - повод не приближаться.
Иногда - причина какие-то действия делегировать специалисту.
3. Сознательная компетентность.
Этап формирования, освоения и развития навыка, тренировки, отработки.
Здесь приходится вкладывать свое сознательное внимание, собранность, выделение навыка из фона.
4. Бессознательная компетентность.
На этом этапе мы пользуемся навыками автоматически, в фоновом режиме, легко, естественно, как будто так было всегда.
Как же происходят переходы от этапа к этапу?
И какие препятствия и блокировки могут на переходах возникать?
Сознательному пути обучения соответствуют три перехода: интерес, освоение, интеграция.
Бессознательному - четвёртый - неявное моделирование, прямой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.
1-2. От бессознательной некомпетентности к осознанной некомпетентности. Интерес.
Казалось бы это самое простое из переходов. Ан нет...
Варианты:
Интерес.
А что еще возможно в этом мире?
Восхищение.
Как это у него так получается?!.
Проблематизация.
Есть проблема. Я не знаю, как справиться. Решение должно существовать.
Из мира следствий - в мир причин.
Как я создаю обстоятельства своей жизни, которые я имею?
И как можно создавать их более ресурсным образом?
Переход: "Вау, оказывается, такое возможно!"
внимание на внешнем мире,
любознательность,
открытость восприятия,
интерес к новому,
внутренняя позиция ученика Жизни,
проактивная позиция, осознание задач, поиск решений.
Блокировки: "Чушь это все!"
внутренний фокус внимания, погруженность во внутренний диалог,
жесткость установок: я уже знаю, как устроен мир.
жесткость фильтров восприятия: чего не знаю, того не вижу. в упор.
страх обесценивания предыдущего опыта. "если бы это было правдой, это перевернуло бы мою картину мира. поэтому я ничего е хочу об этом знать".
рефлективная позиция, внешний локус контроля. " ну что же тут поделаешь? невозмоэно так невозможно"
завышенная самооценка без объективизации. "вы на скрипке играете? не пробовал, но, наверное, играю. конечно играю!"
2-3. От осознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Обучение. Практика, практика и еще раз практика
Явное моделирование носителей навыков.
Выделение структуры эффективности и мастерства.
Освоение техники и технологии.
Тренировка, обратная связь, внесение корректив.
Честная практика.
Переход: "Я тоже так хочу!"
интерес
мотивация
приоритетность
выделение ресурсов
дисциплина
развитие гибкости
внимательность и качественная обратная связь
внимание к деталям
ратификация продвижений, даже маленьких
Блокировки: "у меня так никогда не получится. не стоит оно того!"
обесценивание своих способностей: "это круто, но это не для меня, это для более ... (молодых, умных, веселых, находчивых и т.д.)"
обесценивание возможности (виноград-то зелен)
требование гарантированного результата
неэффективное использование вложенных ресурсов
невнимательность к изменениям (я делал. и я убедился, что это не работает)
перфекционихм, обесценивание своих результатов (у меня никогда не получится так, как у Мастера)
3-4. От осознанной компетентности к бессознательной компетентности.
Интеграция.
От ученичества к профессионализму, творчеству и Мастерству
Переход:
интеграция навыка в бОльшую систему способностей
получение реальной пользы от применения навыка
обратная связь в режиме мониторинга
легкость, свобода, естественность, экологичность и эстетичность
генерирование новых возможностей
Закосы:
завышенная самооценка:
преждевременный отказ от тренировок
отказ от внешней обратной связи
заниженная самооценка:
перфекционизм,
следование шаблону
страх ошибки, застревание в позиции ученика
4-1. От бессознательной компетентности к бессознательной некомпетентности.
Ритуализация творчества.
Звездная болезнь.
Пару слов о переходах в противоположном направлении:
От неосознанной некомпетентности к бессознательной компетентности.
Неявное моделирование, подсознательное встраивание навыка в резонансном поле его носителя.
Подражание, копирование, интериоризация значимоо Другого.
Освоение ребенком человеческих навыков.
Традиционные отношения Мастер-Ученик.
Плюсы:
научение за пределами ограничивающих убеждений.
Минусы:
большинство ограничивающих убеждений и деструктивных стратегий было выучено подобным способом.
4-3. От бессознательной компетентности к осознанной компетентности.
Самомоделирование, оттачивание мастерства, инвентаризация на предмет слепых пятен, оптимизация уже работающей структуры.
3-2. От осознанной компетентности к осознанной некомпетентности.
"Когда-то я это хорошо умел"
Утрата навыка в результате отсутствия практики.
2-1. От осознанной некомпетентности к бессознательной некомпетентности.
Вытеснение, забывание, блокирование, отказ от возможностей.