Сын моей подруги учится в очень симпатичной московской гимназии (на Профсоюзной)). Однажды встречала его из школы и увидела, что прямо с порога там тебя встречают шаржи на бывшего и нынешнего директора гимназии, в красивых рамочках и за стеклом.
О да, наше поколение не могло представить, что учительница может, к примеру, жарить на кухне котлеты. Это были небожители. Сейчас и у нас многое изменилось, особенно в столичных школах. Хотела сказать, "на Академической". )) Можете посетить, это около метро, г.№45. Завидую им ужасно. Как же у них там весело: множество факультативов, есть музей, есть театр и даже своя видеостудия, и этот 14-летний мальчик ведет свою программу. Смотрю сейчас один их из роликов. Среди новостей спорта: "В нашей гимназии проводился турнир по футболу между учителями и учениками. Ученики проиграли со счетом "0:3"..." Если учесть, что школа лингвистическая и притом бесплатная и что среди учителей есть интереснейшие люди и настоящие энтузиасты, то полагаю, это ничуть не хуже испанской школы...
На "Академической"! Зайду по соседству. От Ваших комментариев и тем более от Вашего журнала у меня всегда повышается настроение. А вот от разговоров с моей ближайшей подругой, учительницей московской школы (учителя выпивают на переменах, мучают друг друга, ненавидят свою работу, бедствуют) - состояние, близкое к ужасу. И то правда, и это. Вопрос в том, как изменить вторую, которой, боюсь, все же больше.
Ну... тут нужно сделать экскурс в прошлое и припомнить, что ещё лет двадцать пять назад в европейских школах обучение было преимущественно раздельным, форма - обязательной, а за слово поперёк или невыученный урок легко было схлопотать линейкой по руке на глазах у всего класса, прямо как в "Томе Сойере". И именно с этими перегибами взялось бороться поколение, выросшее под знаменитую, как раз об этом написанную, "Another brick in the wall" Флойдов. Как и предполагалось, это поколение наперегибало тоже - далеко ли от свободы до распущенности - но избежало советской теплохладности в отношениях между учителем и учеником, о которой Вы пишете.
Совершенно с Вами согласна - тем более это верно для Испании, в которой грубость обращения была усилена католическим нажимом. Нас хоть и мучили коммунизмом, но не били. Нисколько я не идеализирую и современное европейское образование (отдельный разговор, к которому мне бы хотелось подготовиться). Но вот что для меня несомненно: эти дети, которые учатся вместе с даунами, калеками на инвалидных колясках, иммигрантами всех мастей и т.д. - добрее к другим. "Ты" с учителями учит и в учителе видеть живое существо, а не механизм для подавления воли. Мне кажется, что запад решил какую-то важную задачу: воспитать меру человечности, без которой немногого стоит церковность, духовность и прочие российские гордости.
Маш, приведу конкретный пример воспитания той самой меры человечности на западе. У меня есть знакомая (Оля), которая приехала в Бостон со своей маленькой обгоревшей дочкой. Девочка обгорела в квартире во время пожара, и как она осталась жива-уму непостижимо. Оля приехала сюда в результате благотворительной акции, её ребёнка буквально склеивали и восстанавливали по частям, причём абсолютно бесплатно. Оля говорит, что никогда не вернётся обратно, потому что просто не сможет вынести тамошнего отношения к дочке,как со стороны детей, так и их родителей, которые при виде девочки забирали своих детей, а уж комментарии самих детей я просто здесь приводить не буду. Её дочка сейчас ходит в школу, она калека на всю жизнь, но ни разу ни один ребёнок, и ни один взрослый не обидел, не оскорбил и не унизил её. Здесь она-равная.
Вот, Маша, что тут скажешь? Откуда столько черствости? Сколько времени понадобится, чтобы ее изжить? Как нужно перевоспитывать - не детей, а их родителей и учителей, чтобы... Вот, читаю твою историю и плачу.
я работал полтора года школьным учителем в обычной бруклинской городской публичной школе, всякого повидал, и не только там - обижают дети слабых и больных сверстников, и вообще всех, кого обидеть возможно - это метод выживания, он очень популярен в школьной системе ценностей; в силу личного опыта, не могу согласиться с постулированием выписки номер два из статьи Цветкова. Люди везде люди - добрые и жестокие, пинающие слабых и выделяющихся из толпы и происходит сие вне зависимости от географического месторасположения или возрастной категории. Американская корпоративная этика предполагает определенное поведение избегающее стереотипов и помогающее не оскорбить в расовом или этническом смысле, но выползи человечешка на искренний разговор - то же яйцо, только в профиль.
Так и есть: в каждом из нас полно всякой гадости, но мне так представляется (сужу и я по себе), что западная демократия и политкорректность все же проделали некую ассенизаторскую работу, которую еще предстоит начать и кончить у нас на родине. Вряд ли большое количество американцев считает негров, женщин и геев людьми низшего сорта. Разве не так?
Я совершенно согласен с rudenko, но хочу сделать одно маленькое дополнение. Получается, что политкорректность - это такая игра, в которую играют аборигены и вновь прибывшие в социумы с развитыми демократическими институтами. Если ты хочешь быть членом общества, - придерживайся этих правил. Т.е. даже если ты расист или почитаешь доктора Ломброзо, все равно тебе придется признать, что уже выстроенная до тебя и без твоего участия система отношений - лучшее, что организовали люди. Доказательство - уровень достатка таких социумов. Исполнение правил - доказательство, что ты свой в этом благополучном обществе. Это очень важно для индивидуума, показать, что ты свой. Приведу простой пример из личной жизни. Лет 10 назад оказался в городе Костроме. В автобусе отдаю деньги за проезд не водителю, как принято было там, а соседу с просьбой передать, как делают всегда в Москве. Надо ли говорить, что мои денежки тю-тю. Зато в Москве, где больше половины людей в автобусах приезжие, не припомню, чтобы деньги не достигли цели. Это же не говорит о том,
( ... )
А я не думаю, что сначала нормы, а потом их применение. Скорее, в практике (война, выживание, страх новой войны) поняли, что лучше быть добрее друг к другу. А в России, увы, не учатся, а все, по большей части, продолжают экспериментировать.
Comments 32
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Сейчас и у нас многое изменилось, особенно в столичных школах.
Хотела сказать, "на Академической". ))
Можете посетить, это около метро, г.№45.
Завидую им ужасно. Как же у них там весело: множество факультативов, есть музей, есть театр и даже своя видеостудия, и этот 14-летний мальчик ведет свою программу.
Смотрю сейчас один их из роликов. Среди новостей спорта: "В нашей гимназии проводился турнир по футболу между учителями и учениками. Ученики проиграли со счетом "0:3"..."
Если учесть, что школа лингвистическая и притом бесплатная и что среди учителей есть интереснейшие люди и настоящие энтузиасты, то полагаю, это ничуть не хуже испанской школы...
Reply
Reply
Reply
Reply
Её дочка сейчас ходит в школу, она калека на всю жизнь, но ни разу ни один ребёнок, и ни один взрослый не обидел, не оскорбил и не унизил её. Здесь она-равная.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment