+1 я когда-то тоже думал, как хозяйка журнала. позже пришло понимание, что 90% того, что в церковном обществе внешне проявляется в качестве актов веры, на деле являются реализацией суеверий
т.е. о сферическом коне в вакууме? вы думаете, кто-то из "статистически преобладающих" признает свою веру несерьёзной? и чем вы в этом отношении лучше их? многие из них глотку перегрызут за то, что мы считаем суевериями (в крайнем случае, вынесут мозг), а некоторые и на эшафот взойдут. "серьёзноверующие", нут-ка, вы можете так рубиться за своё кровное?
Я думаю, что "серьезный атеист" тоже не будет суеверным. Суеверия это как некая сыпь, появляющаяся от аллергии на несчастье. А что ты имеешь в виду под "благодатью" и почему ты о ней вспомнила? Человек ведь действительно может творить что угодно, несмотря на дары свыше.
Нету, хотя, наверное, такие опросы проводились. А вокруг себя вижу массу людей, требующих смотреться в зеркало, если вернулся, не здоровающихся через порог, верящих в сны и астрологию и т.п. Причем из наших соотечественников. У меня есть подозрение, что суеверия тесно связаны с тем, насколько хорошо устроено общество. В этом смысле и религия находится в зависимости от материального благосостояния, вернее, от готовности им пожертвовать.
В то, что вокруг тебя много суеверных людей, я верю. Вокруг меня - ни одного. Делать обобщения на основании личных наблюдений - большая ошибка. Это я к тому, что, как ты сама сказала, суеверия обычно привязаны не к атеизму, а к другим факторам. Например, уровню образования.
Я думаю, что любое обобщение a priori- большая ошибка: живущий не сравним. Но я ведь не столько обобщаю, сколько пытаюсь понять суть суеверия и веры, и вижу, что граница между ними проходит именно здесь: между привязанностью к жизни и жаждой вечности.
И мне кажется, про настоящих атеистов нельзя сказать, что они суеверны. Мне кажется, суеверие относится к не до конца уверовавшим, и слово superstition хорошо отражает их состояние "поверхностных" верующих. А про "Несвятых святых" я не согласна. (Я читала твою рецензию на правмире :) У меня есть друг, закончивший духовную академию, он разделяет твое мнение и мы с ним спорили) Может быть, какие-то люди и вынесут оттуда для себя "рецепты" православной веры на все случаи жизни, но для меня эта книга была живой встречей с необычными людьми.
Comments 41
Reply
я когда-то тоже думал, как хозяйка журнала. позже пришло понимание, что 90% того, что в церковном обществе внешне проявляется в качестве актов веры, на деле являются реализацией суеверий
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
А что ты имеешь в виду под "благодатью" и почему ты о ней вспомнила? Человек ведь действительно может творить что угодно, несмотря на дары свыше.
Reply
а вот не дается благодать - и хоть ты что
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А про "Несвятых святых" я не согласна. (Я читала твою рецензию на правмире :) У меня есть друг, закончивший духовную академию, он разделяет твое мнение и мы с ним спорили)
Может быть, какие-то люди и вынесут оттуда для себя "рецепты" православной веры на все случаи жизни, но для меня эта книга была живой встречей с необычными людьми.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment