Это, по-моему, другой топос: бирюза здесь не памятный подарок суженого, а цвет глаз "возлюбленной", и использованы не русско-фольклорные, а восточные коннотации образа (о последних с примером из "Армении" Мандельштама см.: Забозлаева Т. Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX вв. СПб., 2003. С. 44).
Совершенно верно: и "смертей ... танцмейстера", и "er befiehlt uns spielt auf nun zum Tanz ... der Tod ist ein Meister" восходят к традиции "пляски смерти".
До Набокова и Мандельштама, друг друга не читавших, был Бунин
Ту звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду,- Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,- Я теперь в небесах никогда не найду. 1903 У О.М. в том же стихотворении: Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима, Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
Простите, но я Вас снова не понимаю. Я привожу два четверостишия с похожей разработкой мотива казни и (что куда менее любопытно) с похожими рифмопарами: "гряду : взойду" (Н.) и "саду : найду" (М.). Вы же на это сообщаете, что Н. и М. друг друга не читали (словно я утверждал обратное), а вот до них рифмопару "саду : найду" использовал Бунин, причем в стих-ии, в к-м также упоминается "звезда" (как и у М.). Но та же рифмопара и тоже в "звездном" контексте встречается и у др. авторов, как, напр., у Кузмина ("Я тихо от тебя иду...") и Гумилева ("Синяя звезда"), а главное, какое отнош-е все это имеет к мотиву казни?
Потому,что мне кажется, что мотив казни у О.М. в этом стихотворении,доминирует чисто психологически( смерть -сильнее воздействует на читателя), но не является ключевым.Мерзлые плахи О.М. и плаха (эшафот)В.В. - разной природы.
Я не понимаю, что значит "мотив ... доминирует чисто психологически ... но не является ключевым", в каком смысле "плаха" у Н. и "плахи" у М. - "разной природы", а также к чему был процитирован отрывок из Бунина.
Не в тему, но к словуkheinJuly 13 2011, 21:06:58 UTC
Меня мучает очень глупый вопрос (не то, чтобы постоянно, но давно). Почему Ульдаборг? Может это всё настолько на поверхности, что и спрашивать неприлично, но вот не попадалась та "поверхность".
Подборка замечательная. Необходимость «друга-собутыльника» для пьющего в одиночестве - своего рода развитие темы. У Баратынского в «Бокале» и у Пушкина в «19 октября» живым собеседником и другом стало само вино, что как раз и отразило потребность в дружеском общении во время указанного процесса. В 20 же веке воображенье, которое у Пушкина «тщетно» звало товарищей, создало-таки «отраженного» друга-собеседника:)
Comments 23
как персидская больная бирюза?
Reply
Reply
Reply
Reply
Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.
1903
У О.М. в том же стихотворении:
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Необходимость «друга-собутыльника» для пьющего в одиночестве - своего рода развитие темы. У Баратынского в «Бокале» и у Пушкина в «19 октября» живым собеседником и другом стало само вино, что как раз и отразило потребность в дружеском общении во время указанного процесса. В 20 же веке воображенье, которое у Пушкина «тщетно» звало товарищей, создало-таки «отраженного» друга-собеседника:)
Reply
Reply
Leave a comment