Так сложилось исторически, что тягу к образованию как академическому процессу со мной в роли учащегося мне успели намертво отбить те ВУЗы, где я с дикими приключениями получил свое первое и не закончил второе высшее образование. Достаточно сказать то, что я в свое время потратил очень много времени, собственных сил, семейных, а потом и самозаработанных средств на все это безобразие, а получил в итоге диплом, который мне не очень нужен (сейчас, например, наклевывается работа, где он мне мешает!), некоторое количество общей эрудиции… ну и, в общем, все. ВУЗы не сделали из меня специалиста, ВУЗы сделали из меня студента, за это им я спасибо не скажу. Короче, идея о том, что на игре придется учиться чему-то - то есть эмулировать весь учебный процесс, с классами, предметами, лекциями, семинарами, контрольными работами, другими учениками/студентами и пр. - является для меня настолько антиподом фана, насколько это возможно.
Более того, вспоминать о тех годах, которые я провел сначала на школьной, а потом на студенческой скамье, мне как-то совершенно не хочется. Не потому, что там все было совсем плохо, а потому, что… просто плохо. В целом. Как давно сказала та же Хэлка - «Не жить на улице и не голодать - это плохая планка, на нее равняться не надо». Так что нет, я не голодал, я не бедствовал, меня не били каждый день, и я понятия не имел, принимает ли кто-то у нас наркотики (бухали так точно!) - и все равно, исключая определенные моменты, у меня не было счастливого школьного детства, равно как и студенческого отрочества вместе с юностью. И нет, если есть возможность выбора (а она есть!), то вспоминать о том, чем отличалось мое поведение в те годы, чтобы натурально сыграть подростка-в-школе, мне совершенно не хочется. Потому что играть изгоя-«омегу», каковым я был даже в самые лучшие годы своей «образовательной карьеры», мне некомфортно - уж больно неприятны те воспоминания, и скатиться в них легко.
На этом месте в дискуссию вступает популярное мнение, в соответствии с которым считается, что многие люди сейчас вообще неправильно играют подростков в школах, и приводятся простые правила того, как сыграть подростка натуралистичного. Они местами просты и незатейливы - например, «курить круто, бухать офигенно, трахаться вообще мечтает каждый, а трахаться, затягиваясь сигаретой и прикладываясь к бутылке одновременно - К-К-К-КОМБО, цель, достигнуть которую смогут лишь истинно Великие», «препод тебе не друг, а за сверстника ты впишешься, просто потому что он свой». К этому добавляется бытующее рассуждение о том, что раз уж в школе ты был правильным мальчиком/девочкой, то на игре надо всенепременнейше сыграть что-то другое, желательно противоположное, желательно оторву и хулигана - потому, что надо пробовать разные амплуа.
Когда я смотрел на все эти мнения и рассуждения, я ужасался. Иногда я бываю на встречах выпускников в своем нежно любимом Лицее (заметим - действительно нежно любимом!)… и отчетливо вспоминаю свой застарелый ужас. Вот идет альфа-самец моей группы. Он так и остался альфой, это видно в его походке, в его покровительственно-снисходительном отношении к другим…. и - о вселенский разум! - он размножается, у него уже трое детей! Они на свет лезут! Kill it with fire! А вот ко мне подходит человек, который нынче стал душой всей выпускной компании - и заливается слащавым текстом о том, как меня в годы совместной учебы уважали за мое творчество. «Товарищ», ты хоть бы не путался в том, чем я занимался, и не завирался - насмешки в свой адрес я помню очень хорошо, и свое отсутствие в какой бы то ни было группе по интересам тоже помню.
Извините за такой экскурс в собственную историю, но он необходим для иллюстрации простой мысли - да нет же, и по прошествии стольких лет я эти «правила игры в подростков» считаю неправильными, и моему естеству глубоко противными. Игра - это не работа и не психологический тренинг; ты не никому обязан на ней лезть вон из кожи, играя «нестандартное амплуа», а на деле - то, что тебе противоестественно и противно. Грубо говоря, школа - это страшно. Первым тебе там сделает плохо твой товарищ по классу (товарищ… смешное слово, заметили?), потом какой-нибудь исповедующий культ силы физрук (детские нарушения работы ЦНС и ОДА будут тебе гарантировать его пристальное внимание) - и уж в самую распоследнюю очередь глубоко интересный тебе преподаватель
Да, разумеется, это все мой опыт, только мой опыт, и ничего, кроме моего личного опыта. Но другого у меня нет.
...и вот объявлена игра «Поколение» - про космос, Mass Effect и великих людей… то есть простите, про школу, 60 подростков с проблемами и разнообразную трэшанину (не оскорбление! обобщение! не ругательство!). То есть наполовину все такое вкусное, а наполовину - развернуться и бежать без оглядки. Но сыграли ТРИ фактора. Первый фактор - сезон, которого для меня, считайте, не было. А играть хочется. Второй и очень важный - отличный состав игроков, который туда явно набирался, и все-таки Mass Effect (а эту вселенную я люблю суровой мужской любовью). Ну и, наконец, третий - возможность во всем этом вертепе и балагане на гравиколесиках сыграть Взрослого.
Вот за последнюю возможность я и ухватился.
Потому что если из своей жизни школьной, потом лицейской, а потом и университетской я что-то вынес - так это то, что существуют в этом мире прекрасные люди, которые многому могут тебя научить, направить в нужную сторону, настроить мышление, поддержать в трудную минуту и так далее. Учителя. Преподаватели. Ориентиры развития с большой буквы О.
Поэтому, еще даже не зная всех ограничений, которые накладывались на взрослых персонажей, я встал в лист ожидания именно на такового.
Хоть и в меньшей степени, но бытует (и доходило до меня) мнение, что необходимо играть определенный типаж преподавателей - грубо говоря, изуверов, злыдней, наказывающих за малейшую провинность и помешанных на дисциплине поломанных жизнью людей.
Будущий Итан Декстер, таким образом, должен был быть полной противоположностью - и донести до игроков и их персонажей все то хорошее, что я почерпнул в своем взаимодействии с теми преподавателями, которые помогли мне создать часть того меня, которого вы знаете.
Он должен был быть человеком: - увлеченным своей областью знаний и способным увлечь этим знанием других; - умеющим не только нудно что-то рассказывать, но и делать так, чтобы его слышали и понимали; - быть для детей другом, своим человеком, тем, кому можно доверять и доверяться; - помогающим детям советом и дело и за пределами своей компетенции - когда может это сделать; - спокойно и с улыбкой делящимся опытом и знаниями о жизни, не касающимися предмета; - личным примером демонстрирующим, как можно вести себя в жизни, как свою жизнь имеет смысл строить...
И так далее.
В общем, с моей точки зрения, он должен был стать тем человеком, который в безбрежном океане серого и черного покажет тебе белое. Тем, кто не только научит, но и поможет полюбить предмет. Тем, который поддержит в трудную минуту, позаботится и не даст упасть. Который будет честен с собой и с подопечными.
Но самое главное - который сразу будет читать тебя достойным уважения и взрослым.
Хочется верить, что именно такой человек получился у меня.