Открытый Космос, часть 4. Отчет музыкальный, с размышлениями
Dec 17, 2013 01:44
Открытый Космос - игра отличная (от других). Она пыталась намешать в кучу крайне много интересного и полезного - технику, сети, оооооочень клевый сюжет, флэшбеки, возможность допиливать мир вместе с мастерами… даже, вон какой-то кусок т.н. «музыкального движка» вкрутить старалась.
С последними мне, правда, не везет. Это вторая игра, на которой этот участок подготовки, а потом игрового моделирования - для меня не работает или не взлетает.
Но это по сути и не так важно, т.к. оный участок дал мне возможность упорядочить некоторые мысли о персонаже еще на стадии планирования. В музыкальном виде. (здесь nel_lj еще раз просыпается и еще раз навостряет ушки, да! время пришло! час настал - Нэл восстал!) И да, он мне сейчас дает наконец возможность уйти от рассказов о том, что сделала куча народа при моем посредстве, о цитата, аудиообращениях и пр… и перейти к истории собственной.
Давайте же я расскажу вам, как работает режимное спецпредприятие «ГернсОБВМЖилБылСтрой» - и что выходит из ворот его сборочного цеха!
---------------
Краткое предисловие. Любой мой персонаж строится по такой схеме:
1. Сначала придумывается мелкая деталь, которая у персонажа точно есть. 2. Вокруг этого индуктивно наращиваются прочие структурообразующие детали. 3. В процессе наращивания персонажу придумывается Имя с Символизмом. Оно обычно является частью определения того, как персонаж себя ведет, чем дорожит и каким архетипам (if any) соответствует. 4. От этого определения стартует процесс подборки кирпичиков, из которых строится детальная личность персонажа - убеждения, верования, особенности психики и т.п. 5. Производится прогонка растущей личности через диалоги с виртуальными персонажами в его выдуманном прошлом. Это уже как бы “примерка на себя”.
Долгое время проблемы у меня были с игнорированием или некоторым манкированием пунктом 4. Дескать, приеду на полигон и «подгоню по месту» (с таким грифом, кстати, поставлялись еще в советское время сверхсекретные детали на сверхсекретные заводы - да, чтоб никто не догадался). Однозначно понятно, что для Открытого Космоса такой подход не годился. Слишком много там было завязано на психику, воспоминания, переживания, осмысления - а следовательно, все это надлежало проработать заранее и качественно.
Кто-то сказал “надлежит”? Все, конец предисловия - поехали! Изначально на проектировочный стол легла простая идея - «персонаж - ходячая энциклопедия». Играть в тотальную амнезию (мне) не интересно - в нее будут играть другие, а должен быть кто-то, кто сможет дать им хоть какую-то информацию о том, что происходит и от какой печки танцевать.
«А еще он работает с ИИ» - добавилось вскорости. Если на корабле есть ИИ, то я хочу с ним играть! Мечта моей ролевой карьеры, и мечта так до конца и не реализованная…
(пауза, лирическое отступление. mefa_valkyrie и elle_morgen, еще раз огромное спасибо вам. вот ровно то, что я ожидал в плане поведения ИИ, вы и сыграли. почти 95% попадания! при том, что lenoran со мной это практически не обсуждал)
«А еще он военный летчик» - возникло в какой-то момент абсолютно параллельно… WAIT WHAT? Но… как? Ботаник, ходячая энциклопедия - и летчик?
Стоп. Сформулировано техническое противоречие (ну, почти - если смотреть на это под определенным углом). Значит, перед нами изобретательская задача! Интересно! Решать-решать!
(и давайте оставим за кадром тот факт, что только после игры мне вспомнился пример того, как в одном аниме совместили одно с другим - за все время работы над персонажем он, этот пример, мне не вспомнился ни разу, невзирая на то, что в источники вдохновения само аниме попало, и попало солидно... просто другим боком)
Прошло эн месяцев…
…«противоречивый у тебя персонаж выходит», - говорил enzalt, принимая у меня архив файлов с музыкой, - «Сложно его будет понять». Истинно так, Василий, истинно так…
-------------------------
Технико-историческое отступление.
После некоторого моего личного фиаско с игрой «Дом, в котором мир звучит» я над т.н. «музыкальным движком» думал немало. Там в числе прочего был такой момент, как возможность «поделиться ОБВМом с близким» - что я, наивный, в определенный момент времени и попытался сделать, с предсказуемо никаким результатом.
Этого следовало ожидать! Именно к такому выводу я пришел, просто немного подумав.
0. Люди по умолчанию в принципе не понимают друг друга. Это нормально и естественно - мы все разные, говорим на разных языках, с позиций совершенно разного опыта; для того, чтобы хорошо понять другого человека в части, касающейся глубин его психики, нужно потратить много времени и сил. 1. Музыка - не универсальный язык. У нее нет (с моей точки зрения) установленных общепринятых единиц передачи идей и словаря общепринятых толкований этих единиц. 2. Хуже того, за счет психологического якорения два разных человека могут вкладывать в одно и то же произведение совершенно разный эмоциональный посыл (не говоря уж о более сложных понятийных конструкциях). Именно это позволяет некоторым дизайнерам “создавать розовые юберкавай-шаблончики под дикий рев Satyricon”, как писал великий Баш, - ну вот стоит у них на эту композицию положительный якорь, и все тут. 3. Последнее по важности - у меня все-таки специфический музыкальный вкус (хотя, учитывая все вышесказанное - а у кого он НЕ специфический?). Пересечения с чем-то плюс-минус культурно общепринятым встречаются редко, и не в области тех мелодий, посредством которых я стал бы описывать дорогих мне персонажей.
На Открытом же Космосе задачей куска музыкального движка, в игру интегрированного, ставилась поддержка психологии/психиатрии (в самом минимальном варианте его реализации, как я понял), причем в довольно сложном аспекте - постановке диагноза… не говоря уже о том, что тот же диагноз могли пытаться поставить просто кто угодно, подключившись к терминалу, за которым ты поработал...
Серьезно? No, really? С учетом всего вышеперечисленного? Да диагноз по юзерпику - и то поставить легче и надежнее!
(вообще, конечно, к этому моменту для персонажа была придумана красивая профессия “киберпсихолог” - что ему в рамках подхода бери-сюжет-делай-сам позволяло куда более быстро объяснить кому угодно, что и почему с ним происходит. но модельку-то наполнять все равно надо! и кроме того, упомянутый выше фактор описания и наполненности персонажа - со счетов сбрасывать не следует)
Вот тут я задумался вторично. Для постановки диагноза используется модель, которая диагносту ситуацию не проясняет, а скорее запутывает окончательно! И использование русского текста песен при этом - практически запрещено.
(не то чтобы это было большим ограничением для меня. в моем культурном контексте русских песен куда меньше, и используются они куда реже)
Как облегчить им задачу? Обеспечить единообразие подаваемых идея по очевидным причинам не получится. Сделать закладки с русским текстом - чит, причем неинтересный.
Идея пришла простая, как валенок с атомным питанием. Истинная музыка настроения, определяющая характер персонажа (и потому не воспринимаемая правильно, скорее всего, ни кем, кроме меня самого), идет на низких стрессах. Как только стресс превышает средний порог - музыка меняется резко, перестраиваясь под цели диагностики и сразу давая тем, кто персонажа действительно наблюдает, возможность понять, что “наверное что-то случилось”. А для попытки облегчения диагностики все равно дается текст. Ноооо… на английском! Да, его, скорее всего, тоже не поймут, но в последние два года количество людей в ролевой среде, воспринимающих язык на слух, стало расти… А кто услышит и сопоставит со знаниями по психологии - получит диагноз в почти готовом виде.
---------------------------------
Здесь и далее для облегчения восприятия приводится еще и запихнутый под спойлеры текст. С пометками. Если надо - в комментариях могу даже литературный перевод дать, отдельных композиций. Поехали!
Эго высокое: Telex23 - Квазар
Начнем с центра личности. Дитфрид Штерн в этом мире выглядит белой вороной. У всех вокруг секретность, интриги, интриги внутри интриг, заговоры, секретные проекты и Жуткий Страх Перед Космосом… а Дитфрид, как существо не от мира сего, в космос смотрит с искренним оптимизмом. Где все видят пустоту, бездну, Бесконечный Мрак и прочее нехорошее - он видит то, что видели оптимисты из 1980ых годов: безграничный потенциал роста и развития, новые миры, новые знания… И не волнует, как говорится. Дитфрид не видит и отрицает плохое в полете в космос. Это любимая работа, не сопряженная с трудностями, это не мешающие жить люди, некоторые из которых даже ему приятны (а какими-то он восхищается). Он очень четко представляет свое место в жизни - есть он, есть его любимое детище - ИИ, и есть люди, которые иногда нуждаются в его энциклопедических знаниях.
Короче, что могло оказаться в ядре персонажа, как ни безудержный оптимизм стиля Spacesynth? Он создавался именно в те годы - и именно для выражения этого настроения. Кроме того - маленькая историческая ремарка - стиль любовен и прельстив многим поколениям гиков, за счет того, что в нем идет тесное переплетение с первыми программами-трэкерами и массовым написанием музыки на компьютерах, начиная еще с Амиги и Коммодора 64. Дитфрид именно такой - последовательный, с четким собственным ритмом, в любимой работе излучающий оптимизм. Ну, и веру в большой, красивый Космос.
Слов нет. Зато есть видео, которые вам либо будет близко и понятно, либо нет. [Видео в помощь]
You can watch this video on www.livejournal.com
Эго среднее: Neuroticfish - I Don’t Need This City
[Текст песни] There's a place where all the people used to go. To ease the pain and cure the suffering. They try to hide their every-day prostitution, they value themselves by comparing themselves to others. They're not like me, I keep my self-deception,
behind a mask of pride and dignity. It seems to me, that they are searching all-day, not knowing what they will find, to be...
I don't need the city, it never cared for me.
I don't need this pity, of tranquility. I want to see the blue sky, but darkened clouds I see. I don't need the city, I don't need this...
There's a place where all the people used to be, and suffocate from all their lies. Somehow they have managed all their misbehaviour, to the point of this despite. They're not like me, I hide my self-reflection,
behind a wall of privacy. It seems to me, that I have found my pleasures,
in watching them drowning... slowly.
I don't need the city, it never cared for me.
I don't need this pity, of tranquility. I want to see the blue sky, but darkened clouds I see.
I don't need the city, I don't need this…
Когда стало ясно, что с помощью музыкального движка надо будет показывать, насколько тебе плохо и нехорошо, у меня в первый момент случился некоторый затык. Мало у меня негативных ассоциаций с музыкой, а те, что есть, я предпочитаю из памяти вытирать. Набрать два раз по три стресса - казалось задачей неразрешимой.
Пока я не вспомнил про Neuroticfish. Эта группа из одного немца с половинкой поет совершенно замечательные песенки про чорную депру, ненависть к людям, мизантропию, предсуицидальные состояния и прочий негатив - короче, ровно то, что нужно для описания всевозможных внутренних переживаний во время стрессов. А т.к. это немец, он старается петь на английском очень тщательно и членораздельно - не родной язык, все же.
И вот, пожалуйста. Песня, которая как никогда лучше описывает состояние Штерна, когда он начинает чувствовать себя Не Нужным, не сдается, сжимает зубы и надевает масочку вежливости. Из-за которой начинает посматривать на всех свысока и злорадно подхихикивать. В общем, классический обиженный жизнью и людьми интроверт-нёрд.
Эго низкое: Neuroticfish - Pain
[Текст песни]This is the end of the pain I found my heart, I can't explain, The feeling you merited in my heart. This feeling could tear me apart.
Outside I am cold,
but inside im on fire. Its you, I wanted to hold. This is my only desire, 'cause this is the end.
This is the-end.
This is the end.
Now your body is lying there, Without a word to say. There is no breath in the air, I know you are far away. The feelings of what I've done,
The words that I've been told Are coming closer to my mind, and make my head explode, `cause this is the end. This is the-end.
This is the end.
I realize what I have done, I realize the pain has begun. I realize this cold cold heart, I realized I teared you apart. The pain now grows bigger in me.
The pain now is killing me. But there is no hope, no help to see...
I KILLED YOU AND YOU KILLED ME!
Ну и вот, предсуицидальное состояние с кучей симптоматики: одиночество, отсутствие связи с другими людьми полная ненужность и открытое саморазрушение. Какое именно - даже не планировал. Скорее всего, кататонический ступор или прямой самоубийство. Конечно, песня больше бы подошла для влюбленной парочки, но для Штерна в его базовом состоянии наличие пары - ну, малореальный случай :) Кстати, можно обратить внимание на постепенное понижение темпоритма, от высокого к низкому. Здесь я его выдержал.
С Эго - все. Дальше начинается самое интересное, пожалуй. ---
Жестокость низкая: London Symphonic Orchestra/Toshihiko Sahashi - Spaceship Minerva
Текста тут опять нет. Но есть настроение, которое можно ловить, а можно и не ловить, т.к. причин для паники пока нет.
Действительно нет: Дитфрид Штерн мухи не обидит. Он по умолчанию, как и положено гражданскому специалисту, очень мирный, размеренный и спокойный. Это вовсе не отменяет того, что в критический момент он может подняться на защиту другого - в его личности есть очень крупный посыл “служить и защищать”. Кому служить и кого защищать - вопрос отдельный, остающийся на совести самого Дитфрида… Но благородство - то есть высокая нравственность, самоотверженность и честность - в нем есть всегда.
Короче говоря, “мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути...”
Кроме того, сия композиция важна еще и тем, что у меня на нее как раз стоит персональный положительный якорь - и те, кто меня давно знают, могут даже теоретически опознать, что это за якорь, не заглядывай под спойлер. [Ну а если не знаете - смотрите спойлер...]А это один из вариантов гимна Иллирийской Директории! Если вам интересно, что это такое и почему это важно - задавайте вопрос отдельно и лучше лично, ибо телега длинная :)
Something in here's not right today. Why am I so uptight today? Paranoia's all I got left I don't know what stressed me first Or how the pressure was fed But I know just what it feels like To have a voice in the back of my head
It's like a face that I hold inside Like a face that awakes when I close my eyes A face watches every time I lie A face that laughs every time I fall
(And watches everything) So I know that when it's time to sink or swim That the face inside is hearing me Right underneath my skin
It's like I'm paranoid lookin' over my back It's like a whirlwind inside of my head It's like I can't stop what I'm hearing within It's like the face inside is right beneath my skin
I know I've got a face in me
Points out all my mistakes to me You've got a face on the inside too and Your paranoia's probably worse I don't know what set me off first but I know what I can't stand Everybody acts like the fact of the matter is I can't add up to what you can but Everybody has a face that they hold inside A face that awakes when I close my eyes A face watches every time they lie A face that laughs every time they fall
(And watches everything) So you know that when it's time to sink or swim That the face inside is watching you too Right inside your skin
The face inside is right beneath your skin The face inside is right beneath your skin The face inside is right beneath your skin
The sun goes down I feel the light betray me
It's like I'm paranoid lookin' over my back It's like a whirlwind inside of my head It's like I can't stop what I'm hearing within
It's like I can't stop what I'm hearing within It's like I can't stop what I'm hearing within
It's like the face inside is right beneath my skin
В тексте ничего отмечать не надо, по сути. Он весь - даже не намек, а прямое указание. И пусть поет Linkin Park, мягко говоря, неразборчиво, это не так важно и даже хорошо - потому что слово “face” вполне можно услышать как “beast”...
Внутри Дитфрида Штерна сидит еще одна личность. Он об этом не знает и знать не может, потому что Нильс Аусрайдьер (детки, познакомьтесь с дядей!) сам конструировал себе личность-оболочку. Да-с, Дитфрид не слишком настоящий. Помните, о чем я писал выше? “Дитфрид Штерн в этом мире выглядит белой вороной.” Не просто так выглядит - он таким создан. В корпоративной среде подобный идеалист вряд ли бы выжил…
Верно, не выжил бы. Но это и не его задача. Мозг того человека, что носит в себе обе личности, очень неплохо подстраивается под окружающую среду - особенно, если в довесок ломать его криозаморозками и жесткой мнемохирургией. И когда уровень насилия в окружающей среде подскакивает чрезмерно высоко, Дитфрид потихоньку начинает меняться, становясь более осмотрительным, жестким и холодным - иначе говоря, Нильс начинает пробиваться на поверхность.
И приглядывать за тем, чтобы с телом ничего не случилось.
Into the look of a dying race Explain what I'm supposed to be But it's not me!
Watching me from behind the glass Through contempting eyes from the past Cold beneath my dignity - But it's not me!
Rejecting that I am the one Knowing that myself has gone To the other side of the mirror And getting bigger! What is left to my side? Perhaps my aim, perhaps my pride Smiling through the other side of the mirror Still getting bigger!
It's not me!
И опять ничего отмечать не надо - текст хорош весь. Заставьте человека почувствовать себя хуже, чем посередине поля боя - и Нильс вылезет наружу полностью. Нет, он не пойдет крушить и ломать. Но пресловутой высокой нравственности, самоотверженности и честности, а также хоть какого-то человеколюбия там не останется совсем.
У деконструкции личности по насилию, как я ее для своего персонажа придумал, есть три любопытных момента. Первое, как можно понять - то, что деконструкция, мягко говоря, нестандартная… и большое достоинство игры в том, что она это позволяла сделать. Второе и удивительное - мы с Ленораном мыслили сходными маршрутами, и в какой-то момент я обнаружил в своих флэшбеках тот факт, что, спасая экипаж и самого себя от массового помешательства и вспышки насилия, поглотивших “Поколение”, персонаж оказался в ситуации, когда Нильс вылез наружу, взял дело в свои руки, сделал то, что должно… и залез обратно. Магия игры (ведь этот вопрос специально не обсуждался)? Great minds think alike? Не знаю, но Ленорану плюс в карму. Третье - образный ряд из этой песни я, не мудрствуя лукаво, прямо и явно использовал в первом своем Сне. Да, дорогие мои Гости, “черный Дитфрид в зеркале” - это, естественно, Нильс, сидящий где-то глубоко в подсознании и за блоками. А сама идея отражений в зеркале - плотно увязывается с историей о том, как такая личность вообще появилась на свет...
И, случись у персонажа деконструкция по жестокости, где-нибудь в третьем сне уже Дитфрид бы вопил из-за зеркала “ЭТО НЕ Я!!!”... Но игре было угодно распорядиться совершенно иначе - и это здорово, потому что оно вышло куда интереснее для всех участвовавших, и мне самому :)
(ну и да, здесь тоже можно отметить изменение темпоритма вместе с уровнем стресса. старался его выдержать, и здесь это тоже получилось)
Про жестокость это - все. Осталось последнее. ---
Беспомощность низкая: Tears for Fears - Everybody Wants to Rule the World
[Текст песни]Welcome to your life; there's no turning back Even while we sleep we will find you Acting on your best behavior
Turn your back on mother nature
Ev'rybody wants to rule the world
It's my own desire, it's my own remorse Help me to decide. Help me make the most Of freedom and of pleasure Nothing ever lasts forever Everybody wants to rule the world
There's a room where the light won't find you Holding hands while the walls come tumbling down When they do, I'll be right behind you So glad we've almost made it So sad they had to fade it Ev'rybody wants to rule the world
I can't stand this indecision
Married with a lack of vision
Everybody wants to rule the world Say that you'll never, never, never, need it One headline, why believe it? Everybody wants to rule the world
All for freedom and for pleasure
Nothing ever lasts forever
Everybody wants to rule the world
Музыка под беспомощность подбиралась немного по остаточному принципу. Беспомощности мне хватает в повседневной жизни, чтобы в нее еще и играть. И тем не менее, пока Дитфрид себя беспомощным не ощущает - тут есть, что послушать. Тут и ответственность, и готовность брать ее на себя, и идти наперекор природе - в общем, быть хозяином, а не гостем собственного мира.
И все равно - некоторая неуверенность в себе. Не положено этому человеку быть великим ведущим за собой лидером. Другими вещами он занимается - и стремится стать лучше. Светлый пример для подражания и ориентир для развития у него при этом есть - и те, кто жил вместе со мной в 90ые годы, вполне может, не заглядывая под спойлер, ответить, что это за образ, для которого Tears for Fears спели эту версию своей песни :) [Ну, и откуда же я это взял?]И это, конечно, "Макрон-1" и Макстар. Второй раз в ролевой карьере получается у меня сделать референс на этот прекрасный сериал.
Fly beyond imagining The softest cloud, the whitest dove Upon the wind of heaven's love Past the planets and the stars
Leave this lonely world of ours Escape the sorrow and the pain
And fly again
Fly, fly precious one
Your endless journey has begun Take your gentle happiness Far too beautiful for this Cross over to the other shore There is peace forevermore But hold this mem'ry bittersweet Until we meet
Fly, fly do not fear
Don't waste a breath, don't shed a tear
Your heart is pure, your soul is free Be on your way, don't wait for me Above the universe you'll climb On beyond the hands of time The moon will rise, the sun will set But I won't forget
Fly, fly little wing Fly where only angels sing Fly away, the time is right
Go now, find the light
И сразу резкое падение ритма. Беспомощность вообще - штука очень опасная. Чем ее больше, тем больше хочется просто лечь и не вставать.
Изначально смысл закладывался простой - отпустите меня, я хочу улететь отсюда… сидим в уголке и плачем… но. Эту песню Селин Дион записала в память о своей племяннице, умершей у нее на руках - и до игры я об этом не знал. Игра же распорядилась, чтобы песня была использована корректно. У-ух, никому не пожелаю подобного, сколько бы смертей близких я сам ни пережил.
Беспомощность высокая: Neuroticfish - Suffocating Right