m61

Про недавнее затмение

Sep 19, 2017 20:32

Оригинал взят у maxim_voronkov в Про недавнее затмение / About the recent eclipse

Before it drags for too long, I'll write up a short story about the eclipse trip last month. The eclipse itself was pretty much an icing on the cake - it was preceded by an impressive road-trip visiting some places I would otherwise probably have never got to. The whole trip definitely deserves a separate story. Hopefully, I'll find time for it one day. But for now, I will only make some general remarks about the trip and concentrate on the eclipse photos.

Напишу небольшую заметку про поездку на затмение в прошлом месяце, пока это не затянулось надолго. Собственно, само затмение было вишенкой на торте - оно завершило достаточно большое автопутешествие по местам, которые я, наверное, иначе и не посетил бы никогда. Всё путешествие определённо заслуживает отдельной заметки. Надеюсь, когда-нибудь у меня найдется время её написать. А пока лишь скажу несколько общих слов о путешествии и сосредоточусь на фотографиях самого затмения.




Фото 1. The fading light of the Sun. This lasted unusually long compared to my previous eclipses. Исчезающий лучик Солнца. Это продолжалось необычно долго по сравнению с моими предыдущими затмениями.

This trip involved a number of experiences which were either the first time for me or something I haven't done for a while. For example, this was the first time I've done a round-the-world trip. Somehow I expected it to be cheaper and easier than two separate tickets. It turned out to be wrong, at least for the dates and places I wanted, and only cut down the flying time. However, taking into account that  I had to go to Europe again for a conference only one week after return from my holiday, it would even be less flying and overall cheaper if I didn't come back to Australia at all and just flew from Europe to the US and back on one booking, and from Australia to Europe and back on another booking. However, combining business and private trips this way is not trivial, so spending extra 24h on the plane was the easiest solution as it was a few times in the past.

Эта поездка включала несколько моментов, которые были для меня или первым подобным опытом, или тем, что я не делал очень давно. Например, это была моя первая кругосветка. Почему-то я ожидал, что это будет проще и дешевле, чем два отдельных билета. Но это оказалось совсем не так, по крайней мере для дат и мест, которые меня интересовали, и, в итоге, только сокращало время проведенное в самолетах. Однако, через неделю после отпуска мне надо было ехать на конференцию в Европу, так что было бы ещё меньше перелетов, да и вышло бы дешевле, если бы я в Австралию вообще не возвращался, а взял бы два отдельных билета - один из Европы в Америку и обратно, а другой из Австралии в Европу и обратно. Но объединять рабочую поездку и отпуск таким образом у нас нетривиально, поэтому провести лишние 24 часа на самолете было самым простым решением, также как было пару раз в прошлом.



Фото 2. In the Glendo State park, where we watched the eclipse. В парке штата рядом с Глендо, где мы смотрели затмение.

Second, it was the first time in many years when I had flown to America from Europe. My more recent trips to that part of the world were obviously from Australia. I was very surprised how close America is to Europe. At least it felt that way after I lived in Australia for a while and got very used to extra long flights to virtually anywhere. There is even a joke that only Australians say "it is just a 10 hour flight". This flight was in a bad weather or on top of clouds almost all its duration culminating in an interesting bumpy approach to Chicago airport. As we were told, there was a really good chance we could have ended up somewhere else. Despite the weather enroute, clouds miraculously cleared over the southern tip of Greenland which allowed me to take some photos of that beautiful scenery.

Во-вторых, это был мой первый перелёт из Европы в Америку за многие годы. Недавние поездки в эту часть мира были конечно же из Австралии. И, надо сказать, что я был несколько удивлен насколько близко Америка находится от Европы. По-крайней мере было такое ощущение после того, как я пожил достаточно долго в Австралии и привык к очень длинным перелётам практически в любое место. Существует даже шутка, что только австралийцы говорят "это всего-лишь 10-часовой перелёт". Сам полёт был в плохую погоду или над облаками почти все время и завершился достаточно интересным заходом в Чикаго с приличной болтанкой. Как нам сказали, был хороший шанс уйти на запасной куда-то ещё. Несмотря на погоду на маршруте, облака чудесным образом разошлись над южной оконечностью Гренландии, что позволило сделать несколько фотографий этой красивой местности.



Фото 3. In the Glendo State park, where we watched the eclipse. В парке штата рядом с Глендо, где мы смотрели затмение.

And finally, this was my first real road-trip in the US, so switching to the right-hand side driving did worry me a bit. I more or less avoided driving in the countries which drive on the right since I moved to Australia. There was a brief episode in Chile, but it was … brief. At the end, it turned out to be rather straightforward. I was more annoyed by the swap of windscreen wipers and turn indicators (which, btw, has nothing to do with the left or right-hand traffic - some cars in Australia also have them swapped). Initially, I caught myself looking the wrong way for the rear-vision mirror and bumping into the door when I wanted to shift from park to drive and back. But there were no issues with intersections or roundabouts (and they do exist in the US - for some reason I thought otherwise). Negotiating a few car parks (or should I say parking lots as it was in America?) I did, perhaps, confuse some other drivers with my left-hand side tendencies, but it was just a matter of stopping and giving them a way and not a big deal.

И, наконец, эта поездка включала первое серьезное автопутешествие по США, так что переход на вождение по правой стороне меня немного напрягал. До сих пор, я более-менее избегал вождения в странах с правосторонним движением с тех пор, как я переехал в Австралию. Был короткий эпизод в Чили, но он был … короткий. В итоге, все оказалось достаточно просто. Меня больше доставали дворники и индикаторы поворота, которые поменяли местами (кстати, это не связано с правосторонним или левосторонним движением - в Австралии попадаются машины с таким же расположением). Вначале я ловил себя на мысли, что я ищу зеркало заднего вида не в той стороне, а также рука ударялась в дверь, когда я хотел взять рычаг передач. Но с проездом перекрёстков и круговых движений (кстати, они есть в США - почему-то я думал, что их нет) проблем никаких не было. Возможно, моя склонность к левостороннему движению и озадачила пару раз других водителей на парковках, но было достаточно остановиться и дать им дорогу, так что тоже не проблема.



Фото 4. In the Glendo State park, where we watched the eclipse. В парке штата рядом с Глендо, где мы смотрели затмение.

Four (and 3) way stops, which seem to be the American way of controlling intersections where Australians would have a roundabout, also turned out to be easier when you're in the driver's seat. Although, I remember one intersection with 4-way stops, probably in Ft.Collins, where both roads had two lanes in each direction. This could've been interesting, but there was no traffic when we passed it. Interestingly, 4-way stops do exist in Australia! At least I've seen one intersection like this (but the rule of passing them is, of course, different). However, they're rare and are in the places where more than one car rarely passes anyway.

Четырёхсторонние (и трёхсторонние) знаки стоп, которые кажутся мне американским предпочтением для перекрёстков, где австралийцы поставили бы круговое движение, тоже оказались более простым делом с водительского сидения. Хотя, я припоминаю один перекрёсток со знаком стоп со всех сторон, по-моему в городе Форт Коллинз, где каждая из дорог имела по две полосы в каждую сторону - зто было бы интересно. Но мы проехали через него, когда там машин особо не было. Кстати, такие перекрёстки со знаком стоп со всех сторон есть и в Австралии! Я видел по-крайней мере один такой (хотя правила проезда, конечно, от американских отличаются). Но они достаточно редки и находятся в таких местах, где больше одной машины редко бывает.



Фото 5. In the Glendo State park, where we watched the eclipse. В парке штата рядом с Глендо, где мы смотрели затмение.

In contrast to Australian road trips, where traffic is often scarce, except on major roads and near big cities, here the roads were notably busier. Even a small road on the map often turned out to be a dual carriage highway. However, I was unpleasantly surprised by the number of road users with bad driving habits and sometimes even with point blank dangerous driving. Somehow, I thought it was less common in the US due to the amount of police on the road and the number of cars in general. We had seen lots of drivers stopped by police, but it could be just for speeding. By the way, speeding habits were also quite interesting. They either have a very generous allowance over the speed limit (even not considering the speed units, only the number, it seems much larger than it would be normal in any state of Australia) or simply don't care.

В отличие от австралийских автопутешествий, где траффик существенно меньше за пределами основных дорог и больших городов, тут дороги были заметно более загруженные. Даже небольшая дорога на карте часто оказывалась магистралью с разделительной полосой. Однако меня неприятно удивило достаточно большое число водителей с некрасивым, а то и просто опасным, стилем вождения. Почему то я считал, что это менее распространено в США из-за обилия полиции на дорогах и количества машин в целом. Мы видели много машин остановленных полицией, но это могло быть просто за скорость. Кстати, подход к превышению скорости тоже интересный - либо у них очень приличный запас сверх формально разрешённого (даже не беря в расчёт единицы скорости, только цифры, это выглядело больше, чем было бы нормально в любом штате Австралии), либо им просто было все-равно.



Фото 6. Partial phase. Частная фаза.

Coming back to the eclipse trip itself, we decided to watch it in Wyoming based on the weather expectations and the easiness of fitting this trip with other plans. Staying in Wyoming was, however, out of question up front, unless we wanted to camp somewhere. Therefore, we decided to stay in Ft.Collins, Colorado and drive up north on the day of the eclipse. The main I-25 highway goes more or less parallel to the shadow path past Glendo, Wyoming. This, at least in theory, allowed us to move around should the clouds would be an issue. Traffic was a big concern, though, as many people were expected to do the same, and the alternative routes were scarce.

Возвращаясь к самой поездке на затмение, мы решили смотреть его в Вайоминге, так как там были неплохие шансы на хорошую погоду в это время года, а также поездка относительно просто совмещалась с другими планами. Однако, остановиться в Вайоминге было без вариантов с самого начала, если только не с палаткой где-нибудь. По-этому, мы решили остановиться в городе Форт Коллинз, Колорадо и ехать на север в день затмения. Основное шоссе I-25 идет более-менее параллельно пути лунной тени после городка Глендо. По крайней мере в теории, это давало возможность легко перемещаться, если вдруг облака будут проблемой. Хотя основной проблемой был конечно траффик, так как ожидалось, что много людей будет делать тоже самое, а с альтернативными дорогами в тех краях не густо.



Фото 7. Partial phase. Частная фаза.

As a general rule for the eclipse trips, it is a good idea to scout around for a good location a day before to avoid doing it in a hurry or have a nasty surprise like obstacles blocking the view of the Sun (unlikely to be an issue for the eclipse around mid-day local time, though). In addition, a bit of knowledge of the local area may help making decisions should we need to move around. In particular, in such a country like the US there could also be issues with private property or places one couldn't easily cross. The roads, as I said before, are often like freeways where one can't (or, technically, shouldn't) stop. Anyway, we did quite an extensive trip the day before, reaching as far as Casper, Wyoming. But chose the town of Glendo or, more precisely, the nearby State Park as our preferred option and even purchased the entry ticket (as the fee was rather small to worry about even if we watched the eclipse from somewhere else) to avoid queuing on the day of the eclipse. The park covered quite a large area around the lake (Glendo Reservoir) and had a good network of roads, sufficient to provide flexibility in case of isolated clouds. In addition, watching the eclipse from the State Park was a promising way to avoid crowds.

Одно из правил для поездки на затмения - подобрать хорошее место для наблюдения днём раньше, чтобы не делать это в спешке в день затмения и обойтись без неприятных сюрпризов, например если направление на Солнце чем-то закрыто окажется (вряд ли проблема для затмения в местный полдень или около того). Вдобавок, немного знания местности может помочь в принятии решений, если вдруг надо будет экстренно перемещаться или будут другие проблемы. Например, в такой стране как США могут быть проблемы с частной территорией, куда нельзя пройти или проехать, и т.д. Также, как я уже говорил, дороги часто типа магистралей, где нельзя (по крайней мере формально) останавливаться. В общем, мы изрядно попутешествовали по округе за день до затмения доехав до Каспера. Но, в итоге, выбрали городок Глендо, а вернее находящийся неподалёку парк штата, куда мы даже заранее купили билет (цена была достаточно маленькая, чтобы не переживать если придётся смотреть затмение откуда-то еще), чтобы не терять время в очереди в день затмения. Парк простирался на достаточно большой территории рядом с озером (Резервуар Глендо) и имел неплохую сеть дорог, достаточную, чтобы можно было импровизировать если будут мешать редкие облака. Вдобавок ко всему, наблюдения затмения из парка было хорошим способом избежать большого количества народа.



Фото 8. Using holes in the watch strap to observe the partial phase. Используем дырочки в ремешке для часов, чтобы наблюдать частную фазу.

Driving back from the park to Ft.Collins took, as expected, about two and a half hours. But the constant stream of cars in the opposite direction (somehow reminded me scenes from disaster movies when a lonely car goes the opposite direction to everyone else) fuelled our doubts as to whether we are doing the right thing or would've been better off camping somewhere in the path of totality. It was not at all clear when we should leave in the morning to get back to Glendo in time, would 5am be enough? I've even found some research in the internet modelling traffic jams on the eclipse day based on the census data. But, as usual, the research didn't answer the question we were after, i.e. when we should wake up. The only certain predicted outcome, which one could have easily guessed intuitively, was that the way back would be worse. The good thing was that Ft.Collins is rather close to the Colorado-Wyoming state border and the majority of population is further south. Anyway, we left at 6-ish assuming that the drive would take an extra hour and then we have another hour in reserve before the partial phase begins. And, in the worst case, we could've cut into the partial phase which is about an hour long and is not that interesting.

Поездка из парка назад в Форт Коллинз заняла, как и ожидалось, около двух с половиной часов. Но непрерывный поток машин в обратную сторону (это мне напомнило сцены из фильмов-катастроф, когда одна машина двигается в противоположном от всех направлении) посеял сомнения, что мы поступаем правильно, и не был бы кемпинг где-то в полосе затмения лучше. Было совсем не понятно во сколько стоило выезжать утром, чтобы вовремя вернуться в Глендо. В пять утра достаточно? Я даже нашёл в интернете исследование по моделированию пробок в день затмения исходя из данных переписи населения. Но, как обычно, исследование не давало ответ на вопрос, который нас интересовал - во сколько просыпаться. Единственное уверенное предсказание было о том, что дорога назад будет хуже дороги туда. Но об этом и интуитивно можно было бы догадаться. Обнадеживало, что Форт Коллинз находится достаточно близко от границы штата между Колорадо и Вайомингом, а также то, что основное население живёт дальше на юг. Так или иначе, мы выехали в районе шести утра, закладываясь, что дорога займет на час больше и имея ещё один час в резерве до начала частной фазы. В худшем случае, было ещё около часа частной фазы, которая не так интересна.



Фото 9. Birds are confused by the eclipse. Птицы сбиты с толку затмением.

Leaving Ft.Collins, we got straight into the traffic jam on I-25. But google suggested that getting off the interstate highway for a bit could save us almost an hour. We took the suggestion, and, after rejoining the highway, we finally got flowing traffic, although slower than the day before. Upon crossing the state border, internet disappeared - even the day earlier, when we searched for a good location, we noticed that Wyoming didn't have the infrastructure to handle that many people. So this was expected. But, at that point, we didn't have many other options in terms of the route anyway. The traffic was flowing reasonably well, and it was a bit of the relief when we reached the edge of the totality band (Glendo was right on the centreline, but we'd still see the eclipse, albeit for a shorter time, if stuck somewhere past that point). The first serious traffic jam was a few miles before Glendo where people queued for the exit. After waiting a bit with little or no progress, we decided in favour of an improvised alternative route. It was only made possible thanks to driving around the area the day earlier. And this turned out to be a good decision saving us a lot of time. There were plenty of acceptable viewing places along the way through small roads (although rather crowded), but, as there was some time in reserve, we decided to continue into the State park, as planned. The roads in the park were not very busy, so we had an option of driving around a bit to find the best spot. At the end we settled on a reasonably quiet and open place in the far corner of the park. We had probably about 20 minutes before the start of the partial phase. And it was also the time to have lunch/late breakfast which we brought with us.

Выехав из Форта Коллинз, мы сразу же попали в пробку на I-25. Но гугл предложил ненадолго съехать с магистрали, что могло сэкономить почти час. Мы воспользовались советом. После выезда опять на магистраль, машины двигались, хотя и медленнее, чем днём раньше. Интернет пропал как только мы пересекли границу штата - даже днём раньше, когда мы искали место для наблюдения, было заметно, что Вайоминг не имеет инфраструктуры, чтобы справляться с таким количеством народа. Так что это было ожидаемо. Но в тот момент особой альтернативы в смысле маршрута уже всё-равно не было. Траффик на магистрали двигался неплохо, и это было определённо неким облегчением, когда мы достигли границы полосы затмения (Глендо находился прямо в центре полосы, но мы бы все равно увидели полную фазу, хотя и меньше по продолжительности, если бы застряли где-нибудь после этой точки). Первая серьёзная пробка началась за несколько миль до Глендо, где народ выстроился в очередь, чтобы съехать с магистрали. После небольшого ожидания в очереди, где мы не особо продвинулись, если продвинулись вообще, мы решили в пользу импровизированного маршрута, который стал возможным только благодаря тому, что мы там поездили днём раньше. И это оказалось хорошим решением сэкономившим нам немало времени. Вдоль небольших дорог, по которым мы ехали, хватало неплохих точек для наблюдения (хотя и с приличным количеством народа), но, так как время позволяло, мы решили ехать в парк Глендо, как и планировалось. Дороги в парке оказались не очень загруженными, так что была возможность поездить, подыскать лучшее место. В конце-концов, выбор пал на достаточно тихое и открытое место в дальнем углу парка. До начала частной фазы у нас оставалось около 20 минут. И это также было временем для позднего завтрака/обеда, когда можно было наконец перекусить тем, что мы взяли с собой.



Фото 10. Almost there. Почти уже.

The weather was perfect. There were a few clouds on the horizon and a bit of the haze or smoke, but not to cause any concern. Unlike for my two previous total eclipses, where I wasn't sure whether we would see the totality or not until it happened (well, watching my very first eclipse I was rather confident we would miss out), this time everything was solid. Perhaps, the good weather explains a more gradual dimming of light during the later stages of the partial phase. My previous experience was that the light starts to dim just before the totality. In contrast, this time it was quite clear that something was going on because of unusual colours and lighting. Birds were probably also confused. A large flock passed over us at some stage. It looked surreal, but photographs can't pass the feeling. In addition, I stuffed up some camera settings (it was set up to see the partial phase with the solar filter), so these photos didn't turn out particularly well. Anyway, these visual effects made the partial phase more exciting than I had anticipated. I thought we'd just keep an eye on the progress through the eclipse glasses while waiting for the main event. Playing with shadows and holes in my watch strap was also fun.

Погода была замечательной. Были небольшие облачка на горизонте и дымка, но не настолько, чтобы это вызывало какую-то тревогу. Шансы все увидеть были в этот момент железными, в противоположность к двум другим моим затмениям, где я не был до конца уверен, что увижу полную фазу, пока это не произошло (вернее, в первое свое затмение, я был уверен, что ничего не увижу). Возможно, хорошая погода объясняет тот факт, что на поздних стадиях частной фазы темнело гораздо более постепенно. Мой прошлый опыт говорил, что заметно начинает темнеть прямо перед полной фазой. В этот раз, было очевидно, что что-то происходит, исходя из красок и света. Птицы, скорее всего, тоже были сбиты с толку. В один момент, достаточно большая стая пролетела прямо над нами. Это выглядело нереально, но фотографии не смогут передать ощущений. К тому же, я напутал с установками фотоаппарата (он стоял с фильтром для наблюдения частной фазы, который пришлось экстренно снимать), так что эти фотографии не очень хорошо получились. Как бы то ни было, эти визуальные эффекты сделали наблюдение частной фазы более интересным, чем я ожидал. Я думал мы просто будем периодически поглядывать через очки для затмений пока ждем основного момента. Так же было интересно поэкспериментировать с тенями и дырками в ремешке часов.



Фото 11. Almost there. Почти уже.

This time, I decided not to bother trying to take photos during the totality and simply enjoy the eclipse myself instead. The camera was put into the video mode just before the totality. And photos posted here are individual frames from that video. Another unique feature of this eclipse was how long it took for the last light to disappear. It returned very gradually too. This was a much more rapid process in the two previous eclipses I've seen. We must have had the right configuration of the craters and mountains on the Moon near the points of the second and third contact. As usual, the totality itself takes your breath away regardless how many times you have seen it before. The solar corona was notably elongated this time - the shape changes with the solar activity cycle. Planets and some stars were easy to spot (although we didn't find Mercury). But it was not for long. The third contact (which for some reason I initially called as the second on the video) soon followed and the day returned.

В этот раз, я решил не заморачиваться с фотографированием во время полной фазы, а просто насладиться затмением. Фотоаппарат был поставлен в видеорежим прямо перед полной фазой. Фотографии выложенные тут - просто индивидуальные кадры из фильма. Еще одна особенность этого затмения по сравнению с моими предыдущими - как долго исчезал свет. Он возвращался тоже очень постепенно. Это был гораздо более быстрый процесс в двух предыдущих затмениях, которые я видел. Возможно нам повезло с конфигурацией кратеров и гор на Луне в точке второго и третьего контактов. Как обычно, полная фаза захватывает дух, не зависимо от того, сколько раз их видел. Солнечная корона была заметно вытянута в этот раз - форма меняется с циклом солнечной активности. Также легко было увидеть планеты и некоторые звёзды (хотя Меркурий нам найти не удалось). Но все хорошее быстро кончается - вскоре наступил момент третьего контакта (который я почему-то назвал сначала вторым на камеру) и день вернулся.



Фото 12. The second contact. Второй контакт.

We hanged around for some time and did some sightseeing in the park, knowing that sitting in the traffic jam for several hours is unavoidable. But, perhaps, we were not prepared that the trip back would take us more than 7 hours. We tried to take small roads, but, this time, it most likely made no difference. There were just too many people doing the same. Very tiring experience, but certainly worth it.

Мы уехали не сразу и еще немного поездили по парку зная, что многочасового сидения в пробке нам не избежать. Но, скорее всего, мы не были готовы к тому, что путь назад займет больше семи часов. Мы пытались немного объехать по маленьким дорогам, но в этот раз это, скорее всего, ни на что не повлияло. Просто слишком много народа делало тоже самое. Очень утомительно, но оно того стоило.



Фото 13. Totality. Полная фаза.



Фото 14. Totality. Полная фаза.



Фото 15. The third contact. Третий контакт.



Фото 16. The sunlight is back. Солнечный свет возвращается.



Фото 17. The sunlight is back. Солнечный свет возвращается.



Фото 18. Partial phase. Частная фаза.



Фото 19. In the Glendo State park after the eclipse. В парке Глендо после затмения.



Фото 20. In the Glendo State park after the eclipse. В парке Глендо после затмения.



Фото 21. In the Glendo State park after the eclipse. В парке Глендо после затмения.

Photos from my previous eclipse trip can be found here (the story is in Russian only).

Фотографии из моей поездки на предыдущее затмение можно посмотреть тут.

The next eclipse trip will (hopefully) be to Chile in two years!

Следующая поездка на затмение будет, надеюсь, в Чили через два года!

Previous post Next post
Up