Болгарские подводники Первой мировой (Часть 1).

Jun 04, 2022 09:21

В годы Первой мировой войны крупные и относительно крупные морские державы впервые широко применяли в боевых действиях на море подводные лодки. Однако одна из участвовавших в войне малых держав также предприняла небезуспешную попытку создать собственные подводные силы и обученные кадры моряков-подводников.


Болгарская подводная лодка "Подводник №18" (немецкой постройки, тип UB-I) на военно-морской базе в Варне в годы Первой мировой войны.

ХОРОШИЕ МОРЯКИ МАЛЕНЬКОЙ СТРАНЫ...
и их любовь к торпедам.

Военный флот Болгарского Царства официально был создан 1 августа 1879 г., когда корабли, катера и малые плавсредства русского Дунайского оккупационного отряда общим числом до 34 вымпелов были переданы вооруженным силам и гражданским ведомствам недавно созданного Княжества Болгария. Переданы, вопреки расхожему мнению, не бесплатно, Болгария уплатила за них золотом.



Матрос срочной службы Болгарского флота и болгарские моряки, работавшие на немецких и австрийских торговых судах, нач. ХХ в. Фотографии с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Вопреки еще одному стереотипу, болгары, живущие между великим Дунаем и Черным морем - природные мореплаватели, издревле они ходили на кораблях окрестных морских держав и зачастую достигали высоких постов - например, в Османской империи. Однако первыми наставниками болгарских моряков в "регулярном" военно-морском деле стали русские офицеры-инструкторы, возглавлявшие Дунайскую флотилию и Морскую часть Болгарской армии вплоть до 1885 г. В частности, в 1883-85 гг. во главе болгарского флота находился капитан II ранга Зиновий Петрович Рожественский, впоследствии адмирал, командовавший русской эскадрой в несчастном Цусимском сражении. Его деятельность в Болгарии историки характеризуют как очень плодотворную.

В конце ХIХ - начале ХХ вв. Болгария уделяла должное внимание развитию своего военного флота, разумеется, насколько это позволял небольшой военный бюджет молодого небогатого балканского государства. Болгарские морские офицеры проходили подготовку в военно-морских училищах и стажировку на боевых кораблях ведущих европейских морских держав, в особенности - Российской империи. В этой связи стоит упомянуть участие болгарского "стажера" лейтенанта Добрева в Цусимском сражении на крейсере "Дмитрий Донской" русской 2-й эскадры флота Тихого океана.
Пополнялся Болгарский флот и современными боевыми кораблями, главными поставщиками здесь выступали французские кораблестроительные компании. В октябре 1898 г. в состав флота введен легкий/учебный крейсер "Надежда" - французский авизо типа "Касабланка". В 1907-08 гг. в Варне подняты болгарские военно-морские флаги на шести 97-тонных миноносцах постройки фирмы "Schneider & Co" - "Дръзки", "Смели", "Храбри", "Шумни", "Летящи", "Строги".
Остальные корабли были небольшими либо устаревшими и годились только для выполнения вспомогательных задач.


Крейсер "Надежда".


Миноносец типа "Дръзки".




Боевая учеба болгарских миноносников, нач. ХХ в. Фотографии с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Неожиданно для всего мира, Болгарский флот заявил о себе в Первой Балканской войне. В ночь с 7 на 8 ноября 1912 г. шесть болгарских миноносцев под командой капитана II ранга Димитра Добрева (тот самый, сражавшийся при Цусиме) атаковали торпедами у побережья Варны турецкий бронепалубный крейсер "Хамидие". Поразил врага только "Дерзкий", но и этого хватило, чтобы получивший 10-метровую пробоину в носовой части и потерявший 38 человек убитыми и ранеными крейсер убрался восвояси с сильным креном на нос.


Крен поврежденного "Хамидие" зафиксирован фотографией с одного из кораблей сопровождения.

Менее известный факт: после атаки на крейсер болгарские миноносцы выдержали артиллерийский бой с четырьмя турецкими эсминцами, которые были сильнее их по "залпу", получив только одно попадание в дымовую трубу и потеряв раненым единственного матроса.
Крейсер "Надежда" проявил себя в войне неожиданным образом: его радиостанция "Телефункен" глушила сеансы радиосвязи осажденной болгарскими войсками турецкой крепости Адрианополь (болг.: Одрин, тур.: Эдирне).
В войну болгарские моряки поняли эффективность торпедного вооружения. Талантливым минером капитан-лейтенантом Евстратием Винаровым был даже разработан проект выпустить с импровизированной плавучей платформы две 381-мм торпеды по турецкому броненосцу "Тургут-реис", из акватории Мраморного моря обстреливавшему болгарские войска на Чаталджанской позиции. Минная команда была сформирована, платформа собрана из трех малых судов, торпеды доставлены, но атака, назначенная на начало апреля 1913 г., не состоялась: было заключено перемирие.


Однако искренняя любовь болгарских моряков к торпедам только укрепилась.

В МИРОВОЙ ВОЙНЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ.

Вступая в Первую мировую войну, Болгария меньше всего рассчитывала, что ей придется воевать с огромной Российской империей, на стороне которой, к тому же, пребывали исторические симпатии болгарского народа и его армии. Но жестокая обида на недавних союзников по Первой Балканской войне, Сербию и Грецию, в ходе Второй, Межсоюзнической Балканской войны оттяпавших у болгар значительную часть их завоеваний в Македонии, и на Румынию, за компанию поживившуюся болгарской территорией в Добрудже, толкала Болгарию "в объятия" стран германского Центрального блока (обещавшего помочь "взыскать долги"). Происхождение болгарского царя Фердинанда (Саксен-Кобург-Гота), также сыграло роль в прогерманской и проавстрийской ориентации страны.
"Понарошку" войти в состояние войны с Россией придется, полагала болгарская правящая элита, но чтобы дело дошло до реальных боевых действий между болгарскими и русскими войсками... А дошло, в 1916 г. в румынской Добрудже, и не "понарошку", с тысячами убитых с обеих сторон. Но еще ранее - на Черном море. С вступлением Болгарии в Первую мировую войну (14 октября 1915 г.) Черное море логически превращалось для Болгарии в театр боевых действий с Россией. Рассчитывать на то, что Черноморский флот Российской империи, вовлеченный в ожесточенное и не очень удачное для него противостояние с Турецким флотом и прорвавшимися через проливы германским корабельным соединением, оставит болгарское побережье в покое, было верхом наивности со стороны военно-политического руководства в Софии.


Российский императорский флот бомбардирует Варну. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

27 октября Российская империя нанесла ответный удар. Корабельное соединение в составе линейных кораблей (бывшие броненосцы) «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», крейсеров «Память Меркурия» и «Алмаз», одиннадцати миноносцев и пяти вспомогательных кораблей под прикрытием новейшего линкора "Императрица Мария" и крейсера "Кагул" явилось в виду Варны. В течение 1 часа и 7 минут русские моряки устраивали вероломным "братушкам" показательную порку бомбардировку. Обстрелу Варны предшествовал удар двух гидросамолетов с гидроавиатранспорта «Николай I». Болгарские береговые батареи палили в ответ, но русские корабли находились в 8 милях от берега - на расстоянии, недостижимом для болгарских снарядов. Результаты, впрочем, оказались незначительными. Из военных объектов были повреждены (не критически) только пристань, портовое оборудование и казармы 8-го Приморского пех. полка. Личный состав успел укрыться в убежищах, ранены (легко) оказались всего 6 военнослужащих. В городе разрушения были более значительны, погибли 9 и были ранены 24 жителей Варны. На участии Болгарии в войне этот обстрел, как и ряд последующих, никак не отразились. Не более результативной окончилась и дерзкая операция 25 августа 1916 г., когда Варну планировалось накрыть одновременным ударом 20 русских гидросамолетов с авиатранспортов «Александр I» и «Николай I».


Взлететь смогли только 5 машин, выполнить задание - только 3 (11 сентября отбомбились еще 6), значительного ущерба с болгарской стороны не зафиксировано. Однако, несмотря на скорее демонстративный характер этих акций, они ярко проиллюстрировали уязвимость Болгарии с моря.
Противостоять даже эпизодическим набегам российского флота болгарам было фактически нечем, кроме береговых орудий и постановок мин, к тому же имелись серьезные проблемы с дальнобойностью первых и запасами вторых. Крейсер "Надежда", 100-мм пушки и торпедные аппараты которого были сняты для усиления береговой обороны, окончательно превратился в учебный корабль. Миноносцы успешно действовали только в качестве минных заградителей и десантных судов, вываливая за борт мины и высаживая болгарскую морскую пехоту на румынском побережье. Против русских кораблей шансы слабо вооруженных "Шнайдеров" равнялись нулю. В декабре 1915 г. везучий "Дръзки", вступив в бой в Варненской бухте с двумя русскими эскадренными миноносцам типа "Быстрый", быстро понял это и полным ходом ретировался под защиту береговых батарей. В итоге "жаркой баталии" никто ни в кого не попал (Чони Чонев. Военноморският флот на България. София, 2005). Некоторые болгарские авторы утверждают, что миноносцы "при обороне Варны и побережья часто вступали в артиллерийскую перестрелку с многократно превосходящим их противником" (Илия Тодоров. "Българските военни кораби", София, 2003), однако конкретная привязка к дате и участникам есть только по этому боестолкновению.
На минах стороны потеряли по одному миноносцу: болгарский "Шумни" 11 сентября 1916 г. (экипаж и часть вооружения спасены) и русский "Лейтенант Пущин" 25 февраля 1916 г. (около 60 погибших, 14 или 15 пленных).


Эскадренный миноносец "Лейтенант Пущин".

Объективная реальность войны на Черном море с первых дней боевых действий подталкивала болгарский Штаб флота к идее использования в качестве эффективного средства защиты побережья подводных лодок. Они способны нанести удар даже самому крупному кораблю противника, и при этом трудоемкость в их обслуживании относительно невелика. Передовые болгарские морские отводили приоритет в планах на будущее развитие флота этому "новому" оружию. "Автор" самой успешной болгарской торпедной атаки Димитр Добрев в годы обучения в России проявлял особый интерес к подводным лодкам. Военно-научную основу боевого применения подлодок подготовил еще один питомец русской военно-морской школы Рашко Серафимов, имевший опыт стажировки дублирующим командиром на подлодке Российского императорского флота "Пескарь". С 1907 г. по начало Первой мировой лейтенант, а затем капитан-лейтенант Серафимов выступил в болгарской военной печати с серией публикаций о теории и практике подводной войны, "способной уровнять в возможностях сильного со слабым". Юный мичман II ранга Димитр Светогорски, накануне войны направленный в морское училище в Ливорно (Италия), первым из болгарских моряков младшего поколения получил начальную подготовку подводника. Есть сведения, что в первые годы мировой войны на одной из подлодок Кайзеровского флота ходил будущий болгарский офицер-подводник Иван Вариклечков; в таком случае, он был первым болгарином с боевым опытом подводной войны.



Капитан-лейтенант Рашко Серафимов.
Димитр Светогорски в качестве курсанта морского училища в Ливорно. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

В получении подводных лодок Болгарский флот полагался на союзников по Центральному блоку - Германию и Австро-Венгрию, располагавших подобными кораблями. Болгары с началом Первой мировой войны (еще до вступления страны во всемирную бойню) начали упорно воплощать проект создания собственных подводных сил. 30 октября 1914 г. Штаб флота принял проект морской обороны страны, гласивший: "Подплав... является наиболее подходящим путем развития наших морских сил". Германии был направлен заказ на две 240-тонные подводные лодки стоимостью 2,6 млн левов золотом. Чиновники от Кайзеровского флота положили его под толстое тевтонское сукно. Поэтому при подписании в 1915 г. болгаро-германо-австро-турецкого договоров о военном союзничестве болгарская сторона настаивала, чтобы ее побережье было хотя бы прикрыто германскими подлодками.

ТАК КОВАЛИСЬ КАДРЫ...
а своей подлодки все не было.

Многочисленные воспоминания современников свидетельствуют: воевать друг с другом не горели желанием ни болгарские, ни русские моряки. Сава Иванов, служивший на первой болгарской подлодке, писал: "С большим удовольствием мы бы увидели неприятелем турок или германцев, а не русских. Но турки и германцы оказались в союзниках, а русские - неприятелем". Война есть война, приказ есть приказ - сантименты в сторону! Как только с военно-морских баз Болгарии начали действовать германские подводные лодки, на них начали проходить подготовку болгарские моряки.
Подводные лодки UB-7 и UB-8 были построены в Германии на верфи Germaniwerft в начале 1915 г., затем в разобранном состоянии доставлены по железной дороге в австро-венгерский порт Пула, собраны немецкими техниками и спущены на воду в начале апреля.


Перевозка германской субмарины по железной дороге во время Первой мировой войны.

Некоторое время они проплавали под флагом "K und K" монархии, как известно, омываемой с одной стороны Адриатическим морем, а с другой... 23 апреля 1915 г. обе лодки были возвращены в состав германского Кайзеровского флота и поступили под команду соответственно обер-лейтенанта Вильгельма Вернера и капитан-лейтенанта Эрнста фон Фойгта. UB-7 и UB-8 было решено перебросить в Константинополь для помощи флоту Османской империи. Поход через Отрантский пролив и Ионическое море подлодки проделали сначала на буксире у австрийских боевых кораблей (разведывательный крейсер SMS Novara и эсминец SMS Triglav), затем своим ходом. Не обошлось без опасных приключений. 4 мая UB-8 чуть не утонула при всплытии, погиб сигнальщик. 25 мая близ острова Лемнос она же "купилась" на британский "корабль-ловушку" Merion, бывший пассажирский лайнер, загримированный под линейный крейсер HMS Tiger, и тяжело повредила его торпедой (затонул через сутки, погибли 4 английских моряка).


SS Merion, единственная победа UB-8, будущей первой болгарской подлодки.

К началу июня UB-7 и UB-8, проделав тяжелый морской поход, добрались до Константинополя и положили начало базировавшемуся там Средиземноморскому дивизиону кайзеровских подлодок (U-Boote der Mittelmeerdivision in Konstantinopel). В сентябре 1915 г. UB-7 и UB-8 были направлены в Черное море для действий на морских коммуникациях Одесса-Констанца. 15 сентября UB-7 повезло торпедировать британский пароход в русском фрахте Patagonia (ок. 6 тыс. брт; выбросился на мелководье, экипаж и груз спасены). С вступлением Болгарии в войну обе субмарины начали базироваться в болгарском Евксинограде (близ Варны).


Евксиноград был в те годы более всего известен как приморская резиденция болгарского царя Фердинанда, германские командиры подлодок были с почетом приняты при дворе этого австро-немецкого аристократа.


Царь Фердинанд в адмиральском мундире.

Подводные лодки UB-7 и UB-8 принадлежали к классу малых береговых подлодок UB I.
"Лодки серии UB I были самыми маленькими из построенных для Германского флота, их длина составляла 28 м. Экипаж насчитывал одного офицера и тринадцать унтер-офицеров и матросов. Условия обитания были примитивными, так как, когда принималось решение об их строительстве, предполагалось, что лодки будут совершать короткие (до трех суток) выходы в море, не дальше 150 миль от базы.
Надводный ход обеспечивался 60-сильным дизелем, подводный - электромотором в 120 л.с. Дальность плавания на поверхности составляла 1600 миль при скорости 5 узлов (полный надводный ход составлял 6,47-7,47 уз), под водой лодка могла идти в течение 10 часов 4-узловым ходом (полная подводная скорость хода - 5,5-6,24 уз). Балластные цистерны находились в центре лодки, аккумуляторные батареи - впереди и позади рубки.
Вооружение состояло из двух носовых 450-мм торпедных аппаратов для четырех торпед С-03, из которых две хранились непосредственно в торпедных аппаратах, и 8-мм пулемета (системы "Максим"; в ходе войны вместо него стали устанавливать 50-мм орудие) на рубке или на выносной легкосъемной треноге, устанавливаемой на легком корпусе перед рубкой" (https://alternathistory.com/zhestyanye-golovastiki-malye-podvodnye-lodki-tipa-ub-i-germaniya/?ysclid=l3oh9zyegk#konstruktsiya).


Спуск на воду головной лодки проекта UB I.


Проектные чертежи лодки UB I.

За малые размеры и характерную округлую форму корпуса немецкие моряки прозвали эти лодки "головастиками" (Der Kaulquappe). А еще они мрачно шутили: "Тот, кто проектировал эти лодки, был очень рад, что ему не придется на них ходить".
В октябре-декабре 1915 г. результаты боевой работы базировавшихся в Евксинограде немецких подлодок были не блестящими. Во время первой бомбардировки Варны UB-7 осуществила безрезультатную атаку на русский броненосец "Понтелеймон", UB-8 ничем не отметилась.
Болгарский Штаб флота был недоволен действиями союзников. "Немцы ходят в море редко, когда ходят - не ищут врага", - значилось в его отчете.
Болгарский флот начал подготовку собственных кадров подводников. На обе базирующиеся в Евксинограде немецкие подводные лодки были направлены для обучения по три болгарских офицера и механика - лейтенанты Никола Тодоров и Георги Славянов, мичман I ранга Иван Вариклечков (впоследствии адмирал), специалисты III класса Тодор Стоилов и Сава Иванов, кондуктор Мишо Бачовски.



Лейтенант Никола Тодоров (послевоенное фото) и мичман Иван Вариклечков (на палубе подлодки у 47-мм орудия).

Оказавшись среди "камарадов в стесненных отсеках", болгарские моряки, согласно сохранившимся воспоминаниям Мишо Бачовского и Савы Иванова, были возмущены высокомерием и хамством немецких командиров. Доходило до острых конфликтов: лейтенант Славянов за оскорбление вызвал одного из немецких командиров на поединок, а когда тот отказался, мотивируя старшинством в чине, болгарин "от души двинул колбасника по физиономии" (цитата). Разруливать "случай мордобоя", чтобы он остался без последствий, пришлось на уровне Штаба флота. Однако с технической стороны "гансы" оказались неплохими учителями, а болгары - способными учениками. Вскоре болгарские моряки стали участвовать в боевых походах UB-7 и UB-8 сверх штата немецкого экипажа; выяснилось, что "головастик" вынесет еще троих.
В период нахождения германских подлодок на базе (по данным болгарских историков, они простаивали "безвылазно" до трех недель подряд) на них велась практическая подготовка матросов и подофицеров Болгарского флота для перспективных подводных экипажей. Инструкторами выступали не только немецкие, но и ходившие на UB-7 и UB-8 болгарские моряки. Обучение проходили около 30 человек.
"Энтузиазм в отношении подплава у тогдашнего руководства был велик", - пишет болгарский военно-морской историк Атанас Панайотов (А.Панайотов. 95 години от началото на подводното плаване в България. "Компас", май 2011). Болгария еще рассчитывала на покупку у Германии 250-тонных лодок для своих подводных сил. Кустарной подготовки кадров в Евксинограде для них было недостаточно. В поверительном письме № 2635 начальника штаба Действующей армии полковника Ивана Лукова начальнику флота полковнику Константину Киркову значилось: "Штаб Действующей армии, направляя вам копию меморандума германскому морскому атташе под № 3362, предлагает вам, господин полковник, распорядиться: 1. Направить в Германию необходимый персонал для принятия подводной лодки по линии германского морского атташе; 2. Отправить в Германию курсантов для обучения в училищах на морских офицеров".
В начале 1916 г. в Германию была направлена группа лучших молодых офицеров Болгарского флота, большинству из которых предстояло стать квалифицированными подводникам, в том числе - мичманы II ранг Димитр Светогорски, Михаил Михов и Димитр Дудев. На их долю выпало немало боевых походов, а двоим - гибель в морских глубинах... Но на германских кораблях, в Болгарию до конца войны "принимающая сторона" их так и не отпустила. Об этом будет подробнее рассказано во второй части данного материала.


Слева-направо: мичманы Димитър Дудев, Михаил Михов, Димитр Светогорски, морской военврач Бисер Благов (?) во врмя службы в Германии, 1917 или 1918 г. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

А вот 10 болгарских технических специалистов, прошедших подготовку на ремонтной базе кайзеровских подлодок в Киле, весной 1916 г. смогли вернуться в Болгарию. С учетом этой группы, у Болгарского флота сформировался определенный "запас людей" как для подводного экипажа, так и для технического обслуживания подводных лодок. Дело было за малым - где взять сами лодки? Германская промышленность начала проигрывать Первую мировую войну раньше, чем армия: в 1916 г. она едва справлялась с постройкой субмарин для Кайзеровского флота,  было положительно не до болгарских ли заказов. Закономерно вставал вопрос о передаче болгарам наличных на Черном море германских U-boot'ов. Но ярым противником таковой выступал командовавший германо-турецкими военно-морскими силами на этом ТВД адмирал Вильгельм Сушон. Болгарский историк Владимир Павлов раскрыл соответствующие документы из архива Военно-морского музея в Варне; общее содержание высказываний адмирала можно кратко передать как: "Самому не хватает".


Вильгельм Сушон (справа) в Стамбуле с неизвестной дамой и совсем не турецким пашой Отто Лиманом фон Сандерсом, советником Османской армии.

НА НЕМЕЦКОЙ ПОДЛОДКЕ ПРОТИВ РУССКИХ КОРАБЛЕЙ.

Весна 1916 г. не принесла изменения в положение Болгарии на Черноморском ТВД. UB-7 и UB-8 изредка выходили из Евксинограда и Варны действовать на российских коммуникациях, но добычей стали только маленькие парусные шхуны "Сальдаган" и "Греза", расстрелянные UB-7 из орудия в надводном положении 8 и 9 апреля (команды спаслись). Обе торпедных атаки той же UB-7 - против русского эсминца "Счастливый" и гидроавиатранспорта «Император Александр I» - не увенчались успехом. Русские боевые корабли принимали активные меры предосторожности против немецких подлодок, но продолжали почти беспрепятственно появляться у болгарского побережья и обстреливать его. Обстрелы были все так же малорезультативны, но сильно нервировали болгарское командование. Оно бомбардировало германского военное представительство в Софии требованием о предоставлении собственных подлодок интенсивнее, чем Российский императорский флот береговые объекты. Немцы отмалчивались или отписывались.
К апрелю отношения между союзниками сильно ухудшились из-за гнусной "подставы" со стороны германских моряков. Чтобы скрыть присутствие на Черном море своего подводного минного заградителя UC-15, на выставленных им минах "гансы" написали по-болгарски: "Честито Възкресение Христово" ("Поздравляем с Пасхой") - чтобы создать видимость, что заграждения якобы ставили болгары. 25 апреля 1916 г., как раз после Пасхи, эти мины вытралили русские моряки, и в тот же день на одой из них подорвался и погиб с 48 членами экипажа эсминец "Живучий".


Гибель русского эсминца "Живучий" 25 апреля 1916 г.

Кровавое глумление над православным праздником и попытка подставить болгар вызвала в стране и армии бурю возмущения. Военное представительство Германии в Софии пришлось брать под усиленную охрану, чтобы его не разгромила разъяренная толпа. Болгарские матросы, по службе вынужденные иметь дело с немецкими экипажами UB-7 и UB-8, предупредили их: "Встретим в увольнении - убьем". Перепуганные "гансы" в город ходить перестали.
Чтобы "устроить громоотвод" болгарскому гневу, адмирал Сушон, скрепя сердце, дал добро на передачу болгарам 1 (одой) подводной лодки - UB-8.
Пишет немецкий военный историк Герман Лорей: "20 января [1916 г.] UB-8 перешла в Варну. Отсюда она ежедневно выходила в море для обучения болгарского экипажа, так как правительство этой страны изъявило желание иметь подводную лодку в своем флоте и уже сделало необходимый заказ в Германии… 7 мая UB-8 участвовала в своей последняя операция под немецким флагом. … 25 мая ее торжественно передали Болгарии. Освободившийся экипаж вернулся в Германию, чтобы получить новую подводную лодку" (Г.Лорей. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг. М., 1937).
Поднятие болгарского военно-морского флага на маленькой подлодке было обставлено с помпой. Обе стороны старательно демонстрировали проявления союзнической верности. Германский военный атташе в Софии корветтенкапитан Ханс-Юрген фон Арним доносил в Берлин литературным стилем: "25 мая в 10:00 церемония передачи состоялась на набережной порта Евксиноград. UB-8 стояла у причала с развевающимся флагом, гюйсом и вымпелом. Экипаж выстроился на палубе. За подводной лодкой были поставлены 3 болгарских миноносца с немецкими флагами на мачтах. Присутствовали командир германского пехотного полка, дислоцированного в Варне, подполковник Лудеке со своим адъютантом, императорский консул Франо, а также ряд старших болгарских офицеров. Набережная была богато украшена флагами и вымпелами, зрителям было предложено красочное военно-морское представление, чему во многом способствовала прекрасная теплая погода. Два немецких гидросамолета кружили высоко в ясном голубом весеннем небе".
"Но вот отгремело победных речей торжество", и болгарские военные приступили к испытаниям долгожданной техники. Следует признать, подошли они к этому вопросу очень тщательно. Была назначена специальная комиссия во главе с морским офицером, имевшим самую основательную теоретическую и практическую базу в вопросе подводного плавания - капитан-лейтенантом Рашко Серафимовым, выпускником Подводного офицерского класса в Кронштадте и бывшим командиром-дублером русской подлодки "Пескарь". Серафимов лично провел ходовые испытания и пробные погружения на UB-8. Результаты оказались неплохими: с болгарским экипажем лодка "выжала" в надводном положении скорость 7,84 узла в надводном положении и 6,4 узла в подводом положении, несколько превысив максимальные показатели, достигнутые в Кайзеровском флоте. Погружение на 9 м., впрочем, было осуществлено за 46 секунд, хотя следовало бы за 22; однако лодка благополучно ушла на глубину 52 м. и осуществила всплытие. Опыт с погружением был довольно рискованным: на борту вместо проектных 14 чел. находились 20 душ, в т.ч. наблюдавшие за испытанием сыновья болгарского монарха Фердинанда князья Борис Тырновский (будущий царь) и Кирил Преславский. Оба они были армейскими офицерами, доказавшими свою храбрость на фронте, а Борис еще и неплохим "технарем", однако их роль на подлодке в столь ответственный момент сложно назвать иначе, чем: "балласт".



Болгарские князья Борис и Кирил в годы Первой мировой войны.

Радиотелеграфный аппарат легко установил связь с германской радиостанцией в Стамбуле. В завершение были проведены опыты с установкой на палубном станке 37-мм и 47-мм орудий, пулемета "Максим" обр. 1908 г. и учебные стрельбы.
По итогам испытаний подлодка была принята в состав Болгарского флота и получила название "Подводник № 18". Номер был не порядковым, а производным от полного названия субмарины в германском флоте: UB-I-8, где первая цифра означала серию, а вторая - собственно номер корабля. Болгары просто составили обе цифры вместе. Фотодокументы свидетельствуют, что номер "18" был нанесен на борт субмарины, а на рубке появилось изображение болгарского гербового льва.



Болгарский штат экипажа включал 17 человек: командира и вахтенного офицера (помощника командира), механика, 2 электротехников (один главный, он же боцман), 3 рулевых (один главный, он же каптенармус), минно-машинного и машинного старшин, артиллериста (он же пулеметчик и кок), двух машинистов, двух торпедистов и двух радиотелеграфистов. Было сформировано два экипажа - основной и дублирующий. Командиром основного экипажа был лейтенант Никола Тодоров, его помощником - мичман I ранга Иван Вариклечков, механиком - специалист III класса Тодор Стоилов, боцманом - кондуктор Мишо Бачовски. Все остальные члены основного экипажа были подофицерами (утер-офицерами) кадровой службы, рядовых матросов не было, как не было слишком юных и пожилых. Все подводники основного экипажа были в возрасте между 22 и 30 годами, самым старшим был командир.
Дублирующий экипаж (командир - лейтенант Георги Славянов) состоял из трех офицеров, фельдфебеля (в Болгарском флоте, как и в Русском, наблюдалась "чересполосица" морских и сухопутных звания), пяти подофицеров и восьми матросов. В нем попадались как вчерашние старшеклассники, так и немолодые многосемейные резервисты: отбор людей шел по принципу образования и технических навыков.


Член экипажа "Подводника № 18". Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

В свое первое патрулирование с болгарским экипажем "Подводник №18" вышел 4 июля 1916 г. В течение суток подлодка находилась в дозоре между носом Шабла и Мангалией. Затем последовали регулярные выходы на охрану побережья и разведку морских коммуникаций противника в западной части Черного моря между носом Инеада и портом Констанцы (болг.: Кюстенджа). Всего за время войны болгарская подводная лодка выполнила семь боевых походов в северном направлении, в т.ч. в румынские воды, и два похода в южном - к Бургасу и Созополю, в связи с ожидавшимися бомбардировками со стороны Российского флота. Чаще всего в море походы лодка ходила под командованием лейтенанта Тодорова, считавшегося самым опытным офицером-подводником Болгарского флота, несколько раз под командованием лейтенанта Славянова (говорили: слишком горячий) или мичмана Вариклечкова (самый младший).
Выходы в атаку на корабли противника "Подводник №18" за все время осуществлял трижды, все три раза под командой лейтенанта Тодорова, и всегда неудачно.
6 сентября 1916 г. подлодка преодолела минные поля на морских подступах к Констанце, передала радиограммой расположение в порту морских сил неприятеля и легла на обратный курс. В тот момент, согласно болгарским сведениям, "были замечены две русские подводные лодки, шедшие в надводном положении, был отдан приказ к атаке, но противник заметил опасность и успел уйти, используя свою более высокую скорость". Данных о том, имели ли русские моряки контакт с противником в указанное время и в том районе, пока обнаружить не удалось. Не исключено, что болгарский экипаж атаковал неприятеля, существовавшего только в его напряженном после патрулирования воображении. Подобных случаев подводная война знает очень много.
19 сентября 1916 г. болгарские подводники снова с риском форсировали минные заграждения близ Констанцы для пуска торпеды по транспортному кораблю, однако занять удобную позицию не удалось, и командир прервал атаку.
10 октября того же года состоялся первый и последний морской бой с участием "Подводника №18". Следовавшую в подводном положении субмарину "засек" и обстрелял русский эсминец "Капитан-лейтенант Баранов".



Противники...

"Предохранители перископа перегорели, перископ остался торчать над водой, и это выдало присутствие подлодки", - описал ситуацию в своем рапорте лейтенант Никола Тодоров. Оказавшись под огнем, болгарский командир, прежде чем скомандовать погружение, довернул лодку наперерез курса эсминца и произвел торпедный залп (вышла только одна торпеда). "Тогда противник заметил направленный по нему удар и успел уклониться", - рассказывает командир "Подводника №18". Равно успешно уклонилась болгарская подлодка от сброшенных "Капитан-лейтенантом Барановым" глубинных бомб. За это боестолкновение лейтенант Тодоров представил своего помощника мичмана Вариклечкова к офицерскому ордену "За храброст" IV степени I класса, а личный состав экипажа - к солдатским крестам "За храброст".



Офицерский и солдатский ордена "За храброст" (Болгария).

Не раз "Подводник №18" мог погибнуть на минах. Только до начала 1917 г. таких случаев зафиксировано восемь, но подлодке всегда удавалось благополучно пройти сквозь "заросли рогатой опасности".
Можно сказать, что в сравнении с германскими "коллегами" болгарские подводники действовали заметно энергичнее, и уровень профессиональной подготовки демонстрировали сопоставимый. Неудачных торпедных атак у немев тоже хватало, а "накручивать счет", расстреливая беззащитные русские шхуны, болгары считали для себя недопустимым.
___________________________________________________________Михаил Кожемякин.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

история, фотографии, военная история, флот

Previous post Next post
Up