Быт небольшой армии ХIХ в. из-под кисти молодого солдата.

Mar 26, 2022 09:18

Заинтересовался историей картины голландского художника Исаака Исраэльса (1865-1934) "Транспорт колониальных солдат в Ост-Индию" (1883), которая имеет неофициальное название: "Самое унылое прохождение войск в европейской живописи".


Сюжет вполне обыденной для истории европейских колониальных империй позапрошлого века, среди которых королевство Нидерланды, небольшая, но имеющая богатую морскую и военную традицию страна, занимала не последнее место. В XVII в. захватнические аппетиты нидерландской буржуазии распространились на острова Индонезии, c началом XIX в. "ползучая экспансия" торговых факторий сменилась тяжелым шагом колониальных батальонов. Однако войска голландской короны столкнулись там с отчаянным сопротивлением воинственных местных жителей, имевших собственную государственность и прекрасно владевших искусством войны в родных джунглях. Дольше и успешнее всего, c 1873 до 1904 гг., дрался султанат Ачех на о.Суматра. Большим подспорьем индонезийским борцам за свободу стали бактерии и инфекции, привычные для местных, однако буквально косившие ряды захватчиков (более 30 тыс. из 37 тыс. погибших в этих войнах голландцев). Нидерландские солдаты, в свою очередь, брали верх современной огневой мощью и регулярной организацией.
Разумеется, служить в колониях нанимались в основном бедолаги, потерпевшие крушение на житейских морях, а впереди у них лежал еще мучительный океанский "круиз" в трюмах военного транспорта и тяжелая, опасная служба "за морями"... Чтобы "волонтеры голландской короны" не передумали в последний момент, до трапа их сопровождали гарнизонные войска, очень довольные, вероятно, что им самим никуда не надо плыть.

Удивительно, но картина, на которой с изумительной тщательностью изображены не только образы солдат и провожающих их людей, но и элементы униформы, снаряжения и т.д., принадлежит кисти 18-летнего парня, еще ни дня не служившего "под знаменами". Молодой художник Исаак Исраэльс был потомственным живописцем, сыном международно признанного мастера и кавалера Почетного легиона Французской академии искусств Йозефа Исраэльса, и учился ремеслу художника с малолетства. Уже в своих ранних полотках он демонстрирует самостоятельный и яркий реалистичный стиль. Тематика картин юного Исраэльса, датируемых первой половиной 80-х гг. ХIХ века - военный быт королевской армии Нидерландов, служебные будни солдат и офицеров. Дело в том, что молодой художник, став свидетелем военных маневров, по-мальчишески влюбился в воинскую службу. Как талантливый художник, он стал вхож в офицерскую и солдатскую среду, в казармы и военные лагеря; военным льстило, что их рисуют. Так появились очень детальные и интересные полотна:


Отработка сигнала (1881).



Офицерский урок фехтования в кавалерийском полку (1881).



Военные похороны (1882).

Кажется, присутствует подражание блестящему французскому баталисту Эдуру Детайю (1848-1912).
Увлечение военной тематикой для Исаака Исраэльса прошло быстро и ожидаемо. В возрасте 20 лет он начал солдатскую службу в 1-м артиллерийском полку и даже готовился сдавать экзамены в королевское военное училище. Нельзя сказать, чтобы молодой человек был новичком в казарме или чересчур романтизировал карьеру военного, но взгляд изнутри излечил его от "страсти к мундиру". Прослужив несколько более двух лет, Исаак покинул армию и больше не обращался к ней на своих полотнах.
В историю искусств он вошел как один из видных представителей европейского импрессионизма.
Жаль, что бросил писать военные картины. Баталист он был замечательный.

военная история, искусство

Previous post Next post
Up