От себя:
Воздушно-десантную операцию Вермахта в ходе вторжения в Бельгию и Нидерланды в мае 1940 г. в военно-исторической традиции принято трактовать как большой стратегический успех гитлеровцев. Наверное, это действительно так. Германским десантникам удалось установить контроль над рядом важных мостов, перерезав коммуникации противника, вывести из игры сильный форт бельгийцев
Эбен-Эмаль и вообще, как говорится, навести шороху на неподготовленные к войне "ментально мирновременные" армии двух небольших европейских европейских королевств - Бельгии и Нидерландов.
Участники десанта на форт Эбен-Эмаль из т.н. "штурмового батальона Коха" (Sturmabteilung Koch):
Весьма довольные собой. Жестокое разочарование Восточного фронта, Югославии и Нормандии у них еще впереди.
Вскоре геббельсовская пропаганда мастерски раздула действительно успешные действия своих парашютистов до масштабов эпических подвигов в жанре "Кольца Нибелунгов". За этим пропагандистским китчем, который, к сожалению, пережил "тысячелетний рейх" и нередко тиражируется сегодня, теряется тот факт, что в Нидерландах немецкие "парашютные егеря" (Fallschirmjäger) фактически не справились с одной из поставленных им первоочередных боевых задач - взять под контроль главные аэродромы страны. Не справились из-за мужественного сопротивления солдат маленького мирного европейского государства, еще в мае 1940 г. показавших, что элитных гитлеровских вояк можно бить.
Итак, история сражения за аэродром Упенбург...
Оригинал взят у
38t в
Битва за УпенбургПодбор иллюстраций и комментарии - мои.
Перевод статьи
http://www.waroverholland.nl/index.php?page=the-airlandings-around-the-hague-ypenburg . Небольшое замечание. В рунете за этим местом закрепилось название Упенбург, хотя он скорее Ипенбург.
Карта:
http://maps.google.ru/maps?q=delft+holland&oe=utf-8&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox&um=1&ie=UTF-8&hq=&hnear=Delft,+The+Netherlands&gl=ru&ei=DPxUTa2_LMmDOp7jpPIE&sa=X&oi=geocode_result&ct=image&resnum=1&ved=0CCQQ8gEwAAВведение
Немецкий план в ходе вторжения 10 мая на голландскую территорию состоял во внезапном захвате Гааги и принуждении к капитуляции правительства и верховного командования Голландии - вплоть до их прямого физического устранения. Для выполнения этого плана были запланированы крупные десанты на три аэродрома вокруг города: крупные Упенбург (Ypenburg), Валькенбург (Valkenburg) и вспомогательный Окенбург (Ockenburg).
Аэродром Упенбург в предвоенные годы. Встреча бельгийского короля Леопольда, прибывшего в Нидерланды с официальным визитом:
Въезд на территорию аэродрома Упенбург:
Силы обороны
Вооруженные силы Королевства Нидерланды ("Бывает сыр голландский, бывает *** голландский, а армия - Королевства Нидерланды" - цитата). Пехота выступает на фронт, 10 мая 1940 г., Амстердам:
Морпехи. За отчаянную храбрость в боях за Роттердам они вскоре заслужат у немцев прозвище "черных чертей", как и их советские коллеги в 1941 г. (что-то "гансам" подозрительно часто чудились на поле боя черные черти!):
Рота велосипедистов на марше по берегу канала:
Основа броневых сил голландцев - бронеавтомобили Landsverk L-182 шведского производства (танк в их армии был только один, и тот - старый французский "Рено" времен Первой мировой; тем не менее, поработал неподвижной огневой точкой в Роттердаме):
Кстати, дрались в мае 1940 г. голландцы достаточно ожесточенно, но увы - очень недолго. По приказу своего Генштаба, который счел сопротивление "бесперспективным", большинство частей прекратили огонь 14-15 мая... Кто не согласился так просто сдать свою страну захватчикам - пробивались через Бельгию во Францию, но удалось это немногим.
"Кровавые" потери голландцев в скоротечной компании, тем не менее, составили около 2,5 тыс. убитых и до 8 тыс. раненых среди военнослужащих и до 2 тыс. погибших гражданских. "Гансы" потеряли свыше 2 тыс. убитыми, 6-7 тыс. ранеными и 1 350 пленных, которых голландцы в основном успели отправить в Англию (вот кому реально не пофартило!).
Авиабаза Упенбург оборонялась 3-м батальоном Гренадерского полка при поддержке двух взводов достаточно современных бронеавтомобилей. Шесть «Ландсверков» были оснащены 37мм пушкой и тремя пулеметами каждый. Бронемашины размещались между строениями на северо-западной части летного поля.
"Ландсверки" на летном поле Упенбурга и в укрытиях возле здания аэропорта:
Последние мирные деньки. Экипажи балуются картишками, с удовольствием фотографируются у боевых машин и еще надеются, что ЭТО так и не начнется...
Одна рота гренадеров вместе с пулеметной ротой заняла позиции вдоль северо-западной и юго-западной частями поля. Вторая рота окопалась на северо-западе, формируя дугообразный заслон в направлении городов Дельфт, Рийсвийк и Гаага. Третья рота оставалась в резерве.
Унтер-офицеры Гренадерского полка, призванные из резерва, в составе гарнизона аэродрома Упенбург:
Все еще живы...
Статус военной авиабазы обусловил размещение вокруг Упенбурга впечатляющих сил ПВО. Две батареи тяжелых орудий (6 75-мм «Виккерс»), пять взводов 20-мм Эрликонов (12 орудий), три взвода тяжелых пулеметов (с учетом пулеметов в артиллерийских батареях- 20 М.25 «Шпандау»). С учетом того, что атака предполагалась с малых высот, силы достаточные для обороны. Если добавить к этому пулеметы пехоты и бронемашин, отбить атаку низколетящих самолетов предполагалось достаточно легко.
Также на аэродроме базировалась часть голландских ВВС: одна эскадрилья современных истребителей Fokker D-XXI, единственная в войсках группа американских легких ударных самолетов Douglas 8A-N (использовавшихся как истребители), и эскадрилья устаревших Fokker C-V и Koolhoven FK-51, применявшихся для разведки. Последние были размещены вне границ аэродрома в интересах маскировки.
Многоцелевой самолет ВВС Нидерландов Douglas 8A-N:
Главный защитник голландского неба - истребитель Fokker D-XXI (экземпляр, сохранившийся до наших дней в Национальном военном музее в Амстердаме):
В "битве за Нидерланды" голландские, британские и французские летчики, а также ПВО голландцев "уронили", по различным данным, от 225 до 275 немецких самолетов.
Силы атакующих
Упенбург и Окенбург были целями для 1 воздушно-десантного батальона 2 парашютного полка [I./FJR2]. После захвата полосы IR.65 [22.LL.ID] должен был произвести десантирование посадочным способом, основная часть на Упенбург, батальон на Окенбург. Наконец, после обеспечения периметра аэродрома, треть сил поддержки авиамобильной дивизии и целиком ее штаб должны были разместиться наУпенбурге. Из всех аэродромов вокруг Гааги Упенбург должен был принять основную часть немецких войск.
Целью всей операции была амбициозная попытка захватить королевскую семью и кабинет министров, а также осадить и уничтожить штаб-квартиру голландской армии. Вместе с десантниками должна была действовать оперативная группа, получившая все данные о ключевых фигурах правительства, включая длинный список лиц подлежащих аресту, сведения об их возможных перемещениях и т.д. После захвата авиабаз, парашютисты должны были заблокировать дороги в город, а авиамобильные части - войти в город и изолировать ключевые районы. Так как штаб 22.LL.ID предполагался к размещению на Упенбурге, командование операцией было поручено генерал-лейтенанту графу фон Шпонеку (Generalleutnant Graf von Sponeck), командиру дивизии. К слову, Шпонек был одним из немногих генералов, позволявших себе критиковать нацистский режим.
Тот самый Ханс фон Шпонек и его подчиненные:
Опасные волчары цвета "фельдграу", умения воевать у них не отнимешь...
Перед высадкой авиабазу должны были навестить бомбардировщики, для подавления ПВО и зачистки позиций размещения войск. Удар должен был носить ограниченный характер, чтобы не повредить полосу и рулежные дорожки.
Начало сражения
(примечание - по европейскому времени восход солнца около 6.00, но уже к 5 часам довольно светло)
Чуть позже 3.15 утра пилоты «Фоккеров» и «Дугласов» получили приказ прогреть двигатели. Пехотный батальон был поднят по тревоге и размещен в окопах. В 4.00 посты ВНОС заметили три бомбардировщика. Все самолеты получили приказ на экстренный взлет и успели сделать как раз под падающими бомбами. Восемь истребителей (один самолет без вооружения, стоявший в ремонте, не взлетел) и девять из одиннадцати «дугласов» поднялись в воздух. Оставшиеся три самолета прервали рулежку, так как между ними и полосой легли разрывы бомб, но после небольшой паузы также поднялись в воздух.
Начало обороны Упенбурга глазами современного голландского художника. Пехота и броневик "Ландсверк" занимают боевые позиции, а у них над головами уходят в бой "Фоккеры" и "Дугласы":
Тем временем He-111 продолжили утюжить поле. Они заходили на цель тройками и вываливали груз 50-кг бомб на здания и стоянки. Бомбардировка продолжалась с перерывами до 4.30, в то время как присоединившиеся Bf-110 штурмовали окопы и позиции ПВО. Пехота почти не понесла потерь, так как окопы находились впритык к основной полосе аэродрома, а пилоты Люфтваффе имели категорический приказ не повреждать полосу. Два из шести броневиков получили повреждения, из них один был брошен экипажем, а второй потерял ход, но сохранил способность вести огонь как стационарная огневая точка. Итогом бомбежки стали не слишком большие повреждения зданий и площадок, однако моральный дух пехоты, значительная часть которой была лишь недавно рекрутирована, резко упал. Многие, запаниковав, бежали, и далеко не все дезертиры вернулись обратно.
Взлетевшие эскадрильи оказались в самом центре немецкой армады. Вокруг двадцати голландцев кружились бомбардировщики, истребители, транспортники - вся армада вторжения. Голландские пилоты перешли к обороне и вскоре рассеялись по небу. "Дугласы" показали себя никудышными истребителями - против вертких мессершмидтов они были бессильны. Семь машин почти сразу были сбиты, еще два сумели пойти на вынужденную посадку и только два приземлились в Окенбурге (где также предполагалась высадка немцев, означавшая потерю самолетов). Почти все экипажи погибли, и смогли унести с собой только 2 Ju-52. Результатом ошибочного решения применить штурмовики в роли истребителей стала драматическая потеря весьма нужных для армии самолетов.
Обломки одного из сбитых в воздушном бою голландских самолетов, упавшие непосредственно на летное поле:
На заднем плане видны поврежденные немецкие транспортники Ju-52. Это аэродром Роттердама?
Маневренным "Фоккерам" D-XXI повезло больше. Они смогли навязать немцам маневренный бой и быстро перекрутили "мессеров" на виражах. Только один «двадцать первый» был сбит, еще два, расстреляв весь боезапас, разбились на посадке, не найдя свободного поля. Другие самолеты без топлива и патронов приземлились по лужайкам, а один сел Окенбурге (и был тем самым потерян). Восемь "Фоккеров" сбили четыре самолета - 1 Ju-52, 1 Bf-109, 1 Do-17 and 1 He-111.
Падает германский транспортный "Юнкерс" Ju-52, сбитый над Упенбургом.
Развитие высадки
Ад бомбового удара, в котором оказалась необстрелянная пехота, привел к панике, и многие покинули позиции. Офицеры батальона превзошли сами себя, пытаясь не допустить всеобщего хаоса, и все же сумели вернуть большую часть бежавших обратно до того, как началась высадка (примерно 4.35-4.40).
Высадка германских десантников на Упенбург, 10 мая 1940 г.:
...и на Валькенбург, тогда же:
Очевидцы вспоминают, что поля были буквально устланы парашютами. Интересно, голландские модницы догадались, что из парашютного шелка по военному времени выходят отличные платья?
На десантирование вокруг Упенбурга были выделены три парашютные роты и штаб батальона, всего около 430 человек с задачей взять авиабазу и позаботиться о ее защитных укреплениях. В соответствии с рапортом по итогам боев три груженых под завязку самолета разбились после прямых попаданий зенитных снарядов, а множество парашютистов были ранены или убиты пулеметным огнем еще до высадки, внутри самолетов. Рапорт также указывал, что из 53самолетов (полной авиагруппы, Gruppe) только 27 вернулись на базу. Причиной того, что парашютная высадка полностью провалилась, был плотный зенитный огонь.
Те десантники, которым повезло достичь поверхности, оказались рассредоточены в коридоре 3 на 2,5 км. между городами Овершие, Рийсвийк, Дельфт, Ноотдорп и Пейнакер. Поставленная им задача вывести из строя защиту аэродрома, тем самым, была труднодостижима, хотя часть позиций оборонявшихся все-таки была уничтожена до начала посадочного десанта (в 5.15).
Из-за провала парашютного десанта первые девять Ju-52 сели прямо в огневой мешок с юго-западных и северо-западных позиций пехоты, причем при заходе на посадку по ним открыли огонь и 20-мм зенитки из района Дельфта. Три бронемашины присоединились к расстрелу транспортников, так что большинство самолетов нашпиговали пулями и осколками снарядов, некоторые загорелись еще до приземления. Значительная часть пассажиров самолетов была убита, так что после сражения в Юнкерсах нашли шокирующее большое количество обгоревших тел.
Уничтоженные голландцами 10 мая германские транспортно-десантные Ju-52 на аэродромах Упенбург и Валькенбург:
В Упенбурге в перерыве между боями на обломки "летучего гада" успели взобраться голландские пехотинцы. Да, фотокамера в Европе уже перестала быть предметом роскоши, раз у защитников аэродромов нашлась возможность пофоткаться на память:
Здесь позируют у обломков, похоже, уже "гансы":
А для местных жителей битые немецкие "транспортники" скоро превратились в элементы пейзажа:
Выжившие десантники позднее расскажут о том, что на борту самолетов первой волны творился настоящий ад.
Вторая волна, которая высаживалась через 15 минут, разделила судьбу первой. Пожарище из 14 горящих самолетов вынудило большинство Ju-52 третьей волны отказаться от посадки и искать места на полях и дорогах поблизости от авиабазы, ближе кУпенбургу и Дельфту. Четвертую волну самолетов перенаправили на Окенбург и песчаные дюны Куйкдуин (Kuikduin).
Горящие и разбитые Ju-52 на летном поле Роттердама, 10 мая 1940 г.:
Все последующие подлетавшие самолеты также обнаруживали, что база Упенбург (а потом и Окенбург) заполнена самолетами и обломками, и садились где придется. Некоторые пилоты вообще залетели к Роттердаму и Хок ванн Холланду. Само по себе это означало успех обороны, но рассредоточенная высадка создала на штабных столах голландцев впечатление массированной, превосходящей все возможности голландской армии, авиадесантной операции на всей территории центральных провинций вокруг Гааги. Только сейчас понятно, что все эти две сотни самолетов предназначались для одного-единственного города и трех аэродромов вокруг него.
К счастью для немцев, штаб 22.LL.ID, высадка которого планировалась на Упенбург, сумел изменить место посадки на Окенбург, где успешно и разместился во главе со Шпонеком. Если бы они сели в районе Упенбурга, с высокой долей вероятности командование дивизии было бы убито, ранено или взято в плен.
Наземное сражение
Тем временем на земле развернулось ожесточенное сражение между группами десантников и оставшимися в окопах защитниками. К юго-востоку от Упенбурга атаку десанта отразили несколько станковых пулеметов и взвод моторизованных гусар, входивших в состав эскадрона бронеавтомобилей. К северо-западу от летного поля немцев также прижали к земле пулеметным огнем.
Голландская кавалерия прибыла на подмогу защитникам аэродромов:
Севернее парашютисты достигли большего успеха, причиной которого была возможность спокойно перегруппироваться и сосредоточиться после высадки. Защитники, включая расчеты разбитой прямым попаданием авиабомбы зенитной батареи, отступили, что позволило немцам разместить силы вдоль канала de Vliet по южной стороне Гааги. Вскоре, однако, подошли свежие силы голландцев. Объединившись с остатками роты, прикрывавшей северный фланг аэродрома, они пресекли попытки немцев форсировать канал.
Германские парашютисты в Нидерландах, май 1940 г.:
Боец на переднем плане вооружен еще нечасто встречавшимся в то время "машинпистолем" МР40.
К западу от аэродрома немцы продвинулись далее всего. В этом месте рота десантников приземлилась как раз между летным полем и тылом защитных позиций гренадерской роты. Тем самым парашютисты оказались в тылу сразу двух рот пехотинцев - со стороны города и со стороны аэродрома. Решительными атаками многие из голландских окопов и укреплений были взяты, значительное число защитников убито или пленено.
Погибшие 10 мая 1940 г. голландские солдаты, занимавшие свою последнюю оборонительную позицию за насыпью:
Там и остались...
Те несколько немцев, что приземлились к западу от канала de Vliet, были быстро уничтожены.
Тем не менее, в результате дозорные силы голландцев в этом районе перестали существовать, исключая небольшую группу, удерживавшую высоту у моста Хоорнбрюг через канал. Однако сам факт боев привел к тому, что уцелевшие десантники могли лишь наблюдать, как в небе над Упенбургом расстреливают самолеты посадочного десанта, не в силах как-либо им помочь.
В конце концов десант перегруппировался, привел себя в порядок и постепенно занял летное поле, стремясь предотвратить возможное повторение истории с первыми посадочными волнами. В этот момент командиры взводов и рот приняли решение нарушить законы войны, и голландские пленные повсеместно использовались как живой щит, под прикрытием которого немцы зачищали оборонительные позиции на северо-западной стороне аэродрома. Защитники были обескуражены таким непривычным способом ведения боя, так что многие были взяты в плен. Парашютисты даже вынудили сдаться экипаж потерявшего ход бронеавтомобиля. Вскоре главное здание авиабазы было захвачено, а из окна вывешен флаг со свастикой.
Разрушенное в ходе боев здание аэропорта Упенбург, главный оплот обороны гитлеровских десантников:
Немцы остановлены
Одной группе защитников удалось отразить все атаки немцев. Эта группа, в основном состоявшая из уже упоминавшихся моторизованных гусар, удерживала северо-восточный угол летного поля. Десантникам так и не удалось сбить голландцев с их позиций, и немцы переключили внимание на юго-западное направление, где удалось достаточно быстро очистить территорию от оборонявшихся. Времени на то, чтобы принудить защитников периметра авиабазы к сдаче, потребовалось относительно немного, и всех пленных согнали в центральное здание аэродрома. База была в немецких руках, хотя три бронеавтомобиля сумели отступить. Два из них позднее доехали до Хоорнбрюга, где усилили оборону.
Огневая позиция голландских войск у моста Де Хеф в Роттердаме:
На Хорнбрюге, воротах к Рийсвийку и Гааге, усилиями активных офицеров был организован серьезный опорный пункт. Из отступавших солдат всех видов войск ими были сформированы заградотряды, к тому же к мосту подошли курсанты учебных частей из Дельфта. Десантники также осознали ключевое положение Хоорнбрюга и необходимость его взять, если только есть желание все-таки войти в Гаагу. Они собрали существенные силы и попробовали взять мост массовым штурмом, но были отбиты. Немцы, попытавшиеся переправиться через канал в местах по соседству, были убиты, а попытка прорваться через заграждение на реквизированных у населения автомобилях и мотоциклах кончилась тем, что транспорт посекли плотным пулеметным огнем. Два "мессершмита", которые попытались штурмовать позиции вдоль канала, были сбиты зенитным огнем батарей Дельфта.
В этот момент операция по взятию Упенбурга для немцев достигла наивысшей точки успеха. Почти все летное поле было в их руках, исключая одну позицию в дальнем северном углу, однако чем дальше, тем больше положение становилось весьма деликатным. Из-за провала посадочного десанта никаких подкреплений не прибыло, исключая немногих выживших в первых трех волнах. Голландцы запечатали выходы из района авиабазы, а также изолировали множество групп сопротивления.
Тем не менее, рассредоточенные немецкие силы действительно представляли проблему, так как множество подразделений действовали во всем гаагском регионе: вокруг Упенбурга, между Дельфтом и Роттердамом. Множество самолетов село на лугах у Пейнакера, Ноотдорпа, Дельфта , Овершие и вдоль забаррикадированного шоссе Роттердам-Гаага. Десанты этих самолетов высадились организованно, целыми подразделениями. Впрочем, так сложилось, что почти все офицеры были убиты или ранены, так что иногда командование принимали военврачи. Старшим по званию из выживших оказался полковник Фримель, командир 65 авиапосадочного полка.
В конечном итоге, размер немецкого плацдарма достиг наибольших размеров спустя несколько часов после начала высадки и включал аэродром, восточный берег канала De Vliet от Воорбурга до Дельфта и небольшой участок между Рийсвийком и Дельфтом.
Оттеснение десанта в Дельфте
Сам по себе Дельфт столкнулся с высадкой парашютистов со всех сторон города и внутри его. Комендант городского гарнизона не сразу угадал цели десанта, при этом наличные силы у него были невелики. Ослабленный и необученный пехотный батальон, несколько взводов комендатуры и пять взводов легкой зенитной артиллерии.
Наиболее крупная группа парашютистов (примерно 60 человек) собралась возле фабрики к югу от Дельфта вдоль канала, но позднее до 400-500 бойцов посадочного десанта сумели сгруппироваться у городской окраины под командованием дивизионного врача (все остальные старшие офицеры были убиты или ранены). Это были десантники из 35 «юнкерсов», приземлившихся к югу от Дельфта.
Всю южную часть города защищало 2 роты новобранцев. Попытки немцев пробить эту линию обороны разбились об упорство голландцев, часть из которых покинула казармы в ночном белье или лишь частично одетой униформе. Высланные вперед патрули сумели зачистить мелкие группы немцев вокруг Дельфта. Вокруг Ноотдорпа и к северо-востоку от Упенбурга также многие парашютисты были убиты или пленены напористо действовавшими патрульными. По итогам утренних боев 135 десантников были взяты в плен, а их товарищи отсечены от района Упенбурга. Командовавший немцами старший дивизионный врач Wischhusen позже отмечал, что подчиненные были шокированы произошедшим и могли лишь перейти к обороне. Немцы несли потери от постоянного обстрела, так что мораль упала ниже нуля. Решение было только одно - оставаться на позициях до темноты.
Упенбург отбит
Разрушения на аэродроме Упенбург. На переднем плане виден почти целый голландский "Дуглас", вероятно, из не вылетавших 10 мая на перехват немецких самолетов (неисправность?):
Вернемся чуть назад. Уже отмечалось, что к 9.00 плацдарм немцев достиг максимума. Теперь наступила очередь голландских сил возвращать утраченное. Все началось в Воорбурге, где немцы опрокинули расчеты тяжелой зенитной батареи рано утром,на самой северной оконечности плацдарма. Центром боя стало большое здание Huize Dorrepaal рядом с каналом De Vliet. Несколько десантников заняли позиции на верхних этажах и держали по обстрелом мост, не давая голландцам продвинуться ни на шаг. В 1000 на голландских позициях появился молодой младший лейтенант по имени Георг Мадюро. Он принял командование обороной моста и подготовил атаку через канал.
Есть люди, которые рождаются воинами. Лейтенант Георг Мадюро, герой скоротечной майской обороны Нидерландов и активный участник Сопротивления, отдавший жизнь за свободу своей страны, был из этой славной породы:
(Георг Мадюро родился на Антильских островах, учился в офицерской школе, а после оккупации Голландии принял активное участие в сопротивлении. Был схвачен СД и казнен в Дахау в начале 1945 года. После войны лейтенант Георг Мадюро был посмертно награжден высшей наградой Нидерландов, а его именем была названа одна из главных туристических достопримечательностей страны - миниатюрный город «Мадюродам» в Гааге.)
Памятник павшим в мае 1940 г. солдатам Нидерландов.
На постаменте - эмблемы частей. Логично предположить, что - гренадеров (пылающая граната) и егерей (рожок).
Под прикрытием пулемета и противотанковой пушки лейтенант вместе с небольшой группой перебежал через мост и сумел совершить бросок до здания, не потеряв управление своими людьми. Организованной группой они ворвались внутрь и комната за комнатой очистили все этажи. Уцелевшие немцы сдались. Немедленно последовала быстрая зачистка парка, окружавшего особняк, и еще 70 десантников подняли руки вверх. Соседний особняк Zeerust также был окружен и зачищен - еще 20 немцев сложили оружие. Все эти действия, организованные молодым Мадюро, привели к ликвидации всего укрепленного района немцев с севера.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)