Для прорыва сильных финских укреплений на Карельском перешейке в ходе Зимней войны 1939-40 гг. РККА применяла не только мощный барраж артиллерии и массированные атаки красноармейской пехоты (активно поддержанной бронетехникой) под кинжальным огнем пулеметов противника, но и последние достижения военной техники того времени.
Ниже привожу ряд материалов, посвященных весьма интересному "чудо-оружию" - телеуправляемым танкам Красной армии в Советско-финской войне.
Военинженер 2-го ранга
А.Ф. Кравцев, инициатор создания тeлемеханической группы танков "Подрывник":
Испытания телемеханической группы «Подрывник» на Карельском перешейке, март 1940 года. Танк управления:
Телетанк:
Телетанк с подрывным зарядом:
Подбитый в районе высоты 65,5 телетанк ТТ-26 из состава 217-го отдельного химического танкового батальона, февраль 1940 года. Хорошо виден двухцветный камуфляж машины, а также два антенных ввода на крыше башни - деталь, характерная только для ТТ-26:
Огнеметный телетанк ХТТ-26:
Источник:
http://hoi2games.ru/forum/52-4601-11Во второй половине 1930-х гг. в военной теории большое внимание уделялось созданию оборонительных линий, состоящих из системы различных эшелонированных, долговременных огневых сооружений, сочетающихся со взрывными и невзрывными заграждениями. Учитывая нарастающую напряженность в советско-финских отношениях, в случае войны войскам пришлось бы взламывать «линию Маннергейма». В1938 г. военинженер 2 ранга (инженер-подполковник) Кравцев предложил построить машину для разрушения инженерных заграждений противника (эскарпы, надолбы, проволочные заграждения) и подавления огневых точек (ДЗОТ, ДОТ и др.):
"Кроме указанных ранее в моем описании случаев применения наземной торпеды, считаю возможным применять ее и для подрыва мостов, земляных полевых укреплений, для действия на местах сосредоточения пехоты или танков (опушка, леса, овраги и т.д.), для разрушения узких дефиле, крупных противотанковых препятствий (железобетонные надолбы, рвы и т.д.), для разрушения отдельных домов, для действия по живой силе противника (в радиусе 150 метров, люди будут гибнуть от мощной газовой волны) и для целого ряда других целей, которые выявятся, когда предлагаемая торпеда будет практически испытана".
Изучение имеющихся материалов показывает, что с 1938 по 1940 г. Кравцев предложил несколько вариантов конструкции машин-подрывников. различных источниках они именуются по-разному: «машина для разрушения инженерных сооружений современных укрепленных районов», «танк-подрывник», «танк-торпеда», «телеуправляемый танк- торпеда», «телемеханическая группа танков «Подрывник», «наземная торпеда», «телеуправляемая машина-подрывник и командирская машина-подрывник», «опытная группа телемеханических танков- подрывников на базе танка Т-26».
В литературе наиболее полно описаны три варианта таких машин.
Конструкция первого варианта машины-подрывника (опытная группа телемеханических танков-подрывников на базе танка Т-26) была создана с использованием серийных агрегатов машин, выпускавшихся заводами ГАЗ, №174 и №37. Управлялась она вручную или при помощи телемеханической аппаратуры по радио. На машине устанавливалась аппаратура «ТОЗ-VII» конструкции НИИ-20 или НИИ-10. Машина массой Ют имела противоснарядную броневую защиту, выполненную из броневых листов толщиной 20, 30, 75 и 80 мм. Башня и вооружение были демонтированы. Использовался карбюраторный двигатель мощностью 74 л.с. (54 кВт), заимствованный у трактора «Комсомолец». Изделие двигалось со скоростью до 15-20 км/ч и имело запас хода 80-100 км. Установленная телеаппаратура обеспечивала управление танком на дальностях до 2 км с выполнением следующих команд: «пуск и глушение двигателя», «переключение передач», повороты «влево» и «вправо», а также «подрыв заряда В". При необходимости масса заряда В могла быть доведена до 4 т. Для регулировки телемеханического оборудования и его текущего ремонта предполагалось использовать контрольно-регулировочную станцию, размещенную на шасси трехосного автомобиля с кузовом.
По второму варианту, машина-подрывник имела четырехосный колесный движитель со всеми ведущими колесами, ступицы которых были забронированы. Передние управляемые колеса являлись одновременно противоминным тралом и должны были изготавливаться из толстой броневой стали.
Третьим вариантом была телемеханическая группа танков «Подрывник», разработанная летом 1939 г. на основе спроектированного ранее телеуправляемого танка-торпеды.
На машинах была установлена аппаратура ТОЗ-VIII конструкции НИИ-20, которая обеспечивала надежное управление телетанком на расстоянии до 1 км. Предусматривалась возможность сброса зарядов В у подрываемого объекта и возвращения телетанка на исходную позицию. этом случае оставленный у объекта противника заряд В подрывался при срабатывании часового механизма или по радиокоманде с танка управления.
Двигатель и элементы трансмиссии были заимствованы у бронированного трактора Т-20 «Комсомолец», а в качестве резерва предусматривалась установка аналогичных агрегатов от плавающего танка Т-40. Двигатель мощностью 74 л.с. (54 кВт) обеспечивал движение по местности с максимальной скоростью до 18,5 км/ч. Запас хода машины составлял 90 км.
Следует заметить, что в ходе Советско-финской войны (на Карельском перешейке) уже имел место неудачный опыт использования серийных танков в качестве брандеров. Серийные танки в сравнении с сухопутными торпедами Кравцева имели значительные габариты и недостаточное бронирование. 10 февраля 1940 г. 217-й отдельный танковый батальон, оснащенный телеуправляемыми танками, получил приказ начальника Автобронетанковых войск 7-й армии о подготовке трех телетанков для подрыва ДОТа в районе Хоттинен. Танки были начинены взрывчаткой, командиры телемеханических групп провели разведку боевых курсов. После этого один телетанк направили кДОТу №35, не доходя до которого он был подбит и взорвался. После этого два других телетанка вернули на исходные позиции и разрядили.
После войны испытания, проведенные 217-м танковым батальоном в районе Сумма, показали хорошие результаты. Например, заряд в 0,3 т, сброшенный на линию из пяти рядов надолб, полностью уничтожил их, проделав проход шириной 8 м. Заряд в 0,7 т, сброшенный в 50 см от передней стенки ДОТа, при подрыве разрушал ее полностью. Вместе с тем стало ясно, что точное наведение телетанка на цель в условиях Карельского перешейка (лес, сильно пересеченная местность) невозможно - для этого требовалось ручное управление.
Испытания показали, что машины-подрывники разрушали все виды финских противотанковых препятствий (надолбы, эскарпы,контрэскарпы, всевозможные рвы и т.д.) и ДОТы.
Специальная комиссия, проводившая испытания, дала положительную оценку работы изделий и предложила построить новую машину- подрывник с более мощной броневой защитой.
Источник:
http://topwar.ru/2181-teletanki-sssr-vo-2-j-mirovoj.html...217-й отдельный танковый батальон 30-й химической танковой бригады состоял из парных боевых групп танков Т-26. В каждой паре был танк управления, он обозначался индексом ТУ, а сам телетанк - ТТ. В танке ТУ в составе экипажа находился оператор, который управлял по радио второй машиной. Она могла уходить на километр-полтора вперед от танка управления и имела своеобразное вооружение. Такой танк мог поставить дымовую завесу - для этого на нем был специальный бак. Конструкторы предполагали, что этот танк может доставить поближе к врагу и распылить химическое оружие, не подвергая опасности экипаж. На него ставился огнемет, который тоже включался командой по радио. Был пулемет ДТ. И, наконец, существовала особая модификация телетанка, не имевшая башни, зато обладавшая усиленным бронированием и специально изготовленной ходовой частью, значительно более надежной, чем у серийного Т-26. При помощи такого танка к ДОТу противника можно было доставить специальный ящик, защищенный броней в 30 миллиметров. А в нем - 500 килограммов взрывчатки. Командой по радио приводился в действие механизм сброса бомбы. От удара о землю включался взрыватель с задержкой 15 минут - за это время танк задним ходом необходимо было отвести на безопасное расстояние. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные ДОТы на четыре этажа вниз.
Тяги и рычаги танка приводились в действие пневматикой: работал компрессор, нагнетавший воздух в специальный баллон, а оттуда сжатый воздух подавался на поршни манипуляторов. Процессом управляли электромеханические реле, включавшиеся радиокомандами. Приемопередающее оборудование позволяло управлять шестнадцатью параметрами. Оператор работал с пульта, у которого на лицевой панели было около 20 кнопок, по четыре в ряду. Первая кнопка «Товсь» - подготовка к выполнению одной из боевых команд, вторая кнопка «Огонь» - огнеметание (или заражение местности), четвертая кнопка - «Дым», постановка дымовой завесы. Далее во втором, третьем и четвертом рядах расположены кнопки, осуществляющие управление танком ТТ. Первая кнопка - пуск двигателя, вторая - малая передача, с третьей по шестую - передачи от первой до четвертой, седьмая - задний ход, восьмая - башня влево, девятая - башня вправо, десятая - поворот танка влево, одиннадцатая кнопка - вправо. Справа над кнопками на лицевой панели пульта находилась красная лампа - контроль включения пульта. На том же уровне слева в углу - переключатель перехода работы с одного радиоканала на другой. При этом танком мог управлять и обычный механик-водитель, внутри были сохранены все штатные органы управления Т-26. Внешне телетанки отличались от серийных наличием на крыше башни двух бронированных стаканов, защищающих от разрушения выводы штыревых антенн и их изоляцию при попадании под огонь из стрелкового оружия.
В Советско-финской войне 1939-40гг. впервые в истории советскими войсками были применены радиоуправляемые танки ХТТ-26 (химический телетанк) - 26, в некоторых источниках его называют ОТТ-26 (огнеметный).
Источник:
http://otvaga2004.ru/tanki/v-boyah/tanki-v-zimnej-vojne-3/217-й ОТДЕЛЬНЫЙ ТАНКОВЫЙ БАТАЛЬОН (ТЕЛЕТАНКИ). Командир - старший лейтенант Лебедев. 10 декабря батальон поступил в распоряжение 20-й тяжелой танковой бригады. 17 декабря роты батальона действовали совместно с батальонами бригады. 1-я рота поддерживала на рычагах (ручное управление) пехоту 123-й стрелковой дивизии, а затем повела под радиоуправлением три телемеханические группы. Так как проходов в надолбах не было, рота вернулась назад, потеряв один телетанк. 2 и 3-я роты пустили под радиоуправлением пять групп без предварительной разведки местности. Вместе с телетанками шли танки 20-й танковой бригады. У надолбов танки были встречены сильным артиллерийским огнем, после чего роты вернулись, потеряв 5 телетанков. В дальнейшем 2-я и 3-я роты были приданы 650-у стрелковому полку и действовали на рычагах, поддерживая пехоту. С 21 декабря по 8 февраля батальон занимался эвакуацией и ремонтом машин и боевой подготовкой.
10 февраля было получено приказание начальника Автобронетанковых войск 7-й армии о подготовке трех телетанков для подрыва ДОТов в районе Хоттинен. Танки были начинены взрывчаткой и после разведки боевых курсов один из них направили на ДОТ № 35, не доходя которого он был подбит и взорвался. После этого два других телетанка разрядили.
14-18 февраля рота телетанков использовалась для вскрытия системы минных полей, потеряв от мин четыре машины. С 18 февраля батальон был выведен в резерв и в дальнейших боевых действиях не участвовал. Потери за весь период боев составили: 14 убитых, 16 раненых. Потери в танках: всего выведено из строя 42 машины, из которых шесть безвозвратно, отправлено в капитальный ремонт - 21, восстановлено в батальоне - 15.
Напомню, что сегодня день подписания
Московского мирного договора 1940 г., завершившего войну между СССР и Финляндией.