История губернатора Ковалёва в истории Рязанщины...

Jan 25, 2016 19:26




Я - рязанец, один из более чем полумиллиона жителей города, и один из более чем миллиона жителей области.

Встречаясь с друзьями из разных городов России, мы нередко заводим шутливые споры о том, чья малая родина «круче». При этом, практически с каждым находится своя тема для споров. С Калугой - «делим» Циолковского, с Владимиром пикируемся по вопросу «чьё древнее княжество было важнее для Руси», Москве предъявляются «претензии» по поводу «отторжения» Луховиц, Егорьевска и Зарайска, а вот с Тверью - тема особая. Дело в том, что великий Салтыков-Щедрин успел побывать на постах вице-губернаторов как в рязанской, так и в тверской губерниях. И предметом наших дискуссий является дилемма: какой из двух городов явился прообразом знаменитого Глупова. И вот сейчас у меня, кажется, появился неубиенный аргумент.


Дело в том, что, согласно Михаилу Ефграфовичу, у каждого из глуповских градоначальников был свой «пунктик» по коренному переустройству жизни вверенного им города и по перевоспитанию его жителей. Так вот, деятельность нынешнего губернатора Рязанщины всё больше начинает напоминать нравы правителей Глупова.

А «пунктиком» у Олега Ивановича, судя по всему, стали рязанские музеи. Впрочем, давайте по порядку...

Итак, 12 апреля 2008 года губернатором Рязанской области становится О.И. Ковалёв. Понятно, что человеку, никакого отношения до этой даты не имевшего к региону, которым предстояло управлять, нужно было время для того, чтобы осмотреться, наметить, так сказать, «основную стезю» для применения своих талантов. И спустя два года стали происходить странные события. Все они были, так или иначе, связаны с рязанскими музеями.

Первыми «прогремели» события вокруг военных экспозиций. Наиболее громким была, конечно, ситуация вокруг Музея военной автомобильной техники, на существование которого покушался ныне опальный Сердюков. Общественности города, при поддержке всей страны, удалось предотвратить произвол, но несколько наиболее ценных экспонатов (автомобилей с историей) бывшему министру обороны удалось увести. Поговаривают, что они были предназначены для продажи с аукционов, но вроде бы, ввиду возможного громкого скандала, находятся сейчас в фондах московских военных музеев.

Участь уничтожения была уготована и Музею истории ВДВ. Несколько лет на его закрытых дверях висела табличка «Закрыто на ремонт», в то время как за его сохранение шли серьёзные битвы. Дело могло закончится даже международным скандалом, поскольку выпускниками Рязанского десантного училища являются не только высокопоставленные военачальники современной российской армии, но и действующие главы нескольких стран.

Музею Дальней авиации повезло больше всех. Дело в том, что наиболее ценные его экспонаты - это многотонные стратегические и транспортные самолёты и авиационные ракеты. Их просто так, как «Чайки» Фиделя Кастро и Юрия Гагарина, в Москву не перегонишь. Вот и пришлось реформатору от армии ограничиться напольными часами, подаренными Музею ДА Алекса́ндром Васи́льевичем Беляковым - штурманом знаменитого чкаловского экипажа, впервые в истории совершившего беспосадочный перелёт из СССР в США. Все эти события происходили в 2010-2012 годах. Впрочем, не закончены они и до сих пор: например, на сегодня не совсем понятны статусы МВАИ и МДА и их сотрудников.

Нужно сказать, что во всех историях с рязанскими военными музеями губернатор вроде бы защищал потенциальных жертв Сердюкова. Более того, в СМИ часто появлялись цитаты Олега Ивановича, в которых он с горестью говорил, что для города важно сохранить эти экспозиции в неприкосновенности. Казалось бы, ну прямо-таки «отец родной», пекущийся о благе рязанцев, о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Но «верь не словам, а делам их». Параллельно происходили события, которые, скажу честно, заставили усомниться в искренности этих интервью О.И. Ковалёва. Именно ковалёвской обладминистрацией была поставлена точка в давнишних спорах о будущем Рязанского Кремля. В 2013 году был утверждён проект строительства вне кремлёвской территории здания для историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль». И к 2018 году весь архитектурный ансамбль бывшей крепости, значимую часть которого составляют здания, имеющие многовековую светскую историю, перейдёт под управление РПЦ. И смогут ли рязанцы и гости города в дальнейшем посетить Кремль - большой вопрос. Кстати, на сегодня Рязань, город с почти тысячелетней историей, оказался вдруг вне списка «исторических» центров России...

Дальше-больше: в 2014 году разразился скандал вокруг «самостроя» в зоне отчуждения государственного музея-заповедника С.А. Есенина «Константиново». В его центре - опять-таки областная администрация, возглавляемая Олегом Ивановичем.

И вот совсем недавно начался очередной «музейный казус», связанный с именем губернатора Ковалёва. С его слов, принято решение передать под организацию Музея Солженицына в Рязани здание Музея истории молодёжного движения. Во-первых, совсем непонятно, какое отношение Александр Исаевич имеет к зданию, известному в городе для кого, как «Дом губернатора», а для кого, как «Дом Советов» (иногда можно услышать и название «рязанский Смольный»).

Кроме того, никто не спорит, для части жителей города важной датой является 100-летие А.И. Солженицына, предстоящее в 2018 году и к которой приурочено создание экспозиции, но разве обязательно для этого уничтожать другой Музей? Тем более, что до 1992 года он назывался «Музей комсомола». А как известно, в том же 2018-ом мы будем отмечать ещё один вековой юбилей - 100-летие ВЛКСМ. И, уверен, большинству рязанцев это событие представляется более значимым, чем круглая дата нобелевского лауреата.

Олег Иванович, а может хватит? «Музейный пунктик» явно уже начинает приобретать гротесковые формы, достойные пера Салтыкова-Щедрина...

Вот такая история. А может, это «война с историей»?

Михаил Дёмин

Рязань, Музей Солженицына, Дом губернатора, Музей истории молодёжного движения, губернатор Ковалёв, Дом Советов, Музей комсомола, попытка десоветизации, Дом Свободы

Previous post Next post
Up