Сегодня мы побываем в Жанвиле, где я побывал вчера. Мы с Мининой решили, что давно никуда не ездили, и, несмотря на унылый вид из окна, решили развеяться. Планов было громадьё: добраться до Жанвиля (Хиславичский район), затем парам-пам-пам! пересечь границу, проехать по Беларуси до Мстиславля и вернуться в матушку-Россею по хиславчскому шоссе. Всего сутки прошли с нашей поездки, а в Смоленске уже снег. Глядя на фотки, кажется, что было это минимум месяц назад.
Чтобы добраться до смоленской деревни с французским названием, нужно доехать до Хиславичей, а затем, по улице Ленина, двигаться восточнее, на Мартыновку, потом на Городище. Жанвиль - один из приграничных населенных пунктов из которого в буквальном смысле видно соседнее государство. Об одном из таких поселений,
Шеено, я недавно рассказывал.
Хиславичи - это тоска. Въезд в населенный пункт, пожалуй, самый убогий из всех, что мне попадались.
Асфальт не просто плохой. Его фактически нет. Местные власти даже не пытаются изображать видимость ремонтных работ. Вот как по этому можно ездить? Желание только одно: уехать и больше не возвращаться.
Два года назад я был
Хиславичах, и с тех пор мало что изменилось. Впрочем, одно изменение есть: доску почета, наконец-то привели в порядок.
Было:
Стало:
Жаль на белую краску денег не хватило.
Деревянная Борисо-глебская церковь виднеется вдалеке, новый мост. Это хорошо.
Жители Хиславичей, даже проживая в многоэтажках, стараются не терять связь с землей.
Здесь не один Путин. Их здесь три.
Заботливо подкрашенная стела.
Вы видите Ленина? А он здесь есть!
Неожиданно посреди захолустья, проехав с десяток км. по грунтовой дороге, натыкаемся на очень даже приличный населенный пункт - Городище.
Крепкие домики, ДК, школа.
Разговорились с местным жителем, который оказался работником местной школы. Сам физик, но работает учителем физкультуры. Физику ведет его жена, и чтобы не составлять ей конкуренцию, перешел на "родственную" дисциплину. Раньше в школе учились 200 детей, сейчас осталось 40. Такими темпами школу могут скоро закрыть. Раньше Городище был крепким поселением с развитым сельским хозяйством. Была здесь Городищенская ПМК, занимавшаяся мелиорацией, был крепкий колхоз. Потом наступила разруха, ПМК закрыли, провели газ. Но газ при закрытой ПМК уже не мог реанимировать местную экономику. Где работают местные жители, спрашиваю. Отвечает: в стардоме. Стар - это старость, если кто не понял. Дом престарелых. Но и его могут закрыть. Сейчас это крепкое социальное учреждение с большим штатом - медсестры, горничные, прачки, врачи, повара, парикмахеры... Если стардом закроют, исчезнут и последние рабочие места.
Вот такая школа. Чисто и ухоженно. Дай бог выжить и не загнуться.
А вот и Сож. Красивая река, въется зигзагами. Прямо,
как Днепр. Рядом хвойный лес. Минина решила построить домик на берегу и остаться здесь жить.
Где-то здесь Сож начинает делить два государства. Скорее всего, на другом берегу - уже Белоруссия.
Скоро Белоруссия начинает виднеться невооруженным взглядом. Вот еще одно сравнение: это неподаолеку от Жанвиля. Ферма.
И чуть левее, на пригорке - Беларусь. Посередине, где кусты - течет Сож.
Уже совсем близко...
Вуаля.
Такая она, русская Франция.
Как и подобает французам, народ здесь живет жизнерадостный и общительный. Мы поинтересовались происхождением топонима. Версия этой барышни такова: жили здесь два брата-француза: Жан и Виль. Другие говорят, что жил здесь французский военноначальник Жанвиль.
Брошенный дом.
Внутри.
Центр Жанвиля: здание бывшей школы, ларек, автобусная остановка.
Мемориал.
Дом культуры и библиотека.
Ферма. Действующая, кстати.
Разговорились с местной жительницей. Сразу выдал себя советский номенклатурный заквас: живется хорошо, живет плохо тот, кто пьет. Хозяйство крепкое, колхоз работает. Оказалось, что бабулька - бывшая председатель колхоза. Сейчас на пенсии. Ни школы, ни детского сада здесь давно уже нет. Есть газ, но (!!!) дома к нему не подключены. Народ жалуется, просит помощи.
Знакомьтесь: простой крестьянин Афоня (как он сам себя представил). Афоня был весел и охотно шел на контакт.
Скоро к месту съемок прибыла вся его родня.
Комбайн и береза.
Говорят, что летом все это движется.
А мы едем дальше, в сторону деревни Понарь. Мы хотим найти место, где Вихра впадает в Сож.
Минина не рискнула форсировать канаву с водой (и зря, как выяснилось позже), и мы отправились искать Вихру пешком.
На горизонте - Беларусь.
Машина все дальше.
Брошенный Жюль Верн местного пастуха. Жюль Верн, Жанвиль... Франция!
Старица Сожи. Про старицу Днепа можно почитать
здесь.
Марсианские пейзажи.
Сож. На том берегу - Беларусь.
Случайно пересекли границу...
А вот и искомая точка. Впереди - Вихра. Слева и справа - Сож.
Пока катались по полю, равномерно покрытому коровьими лепешками, заприметили на другом берегу Сожи любопытное гидротехническое сооружение. Кто в курсе, что это такое?
Возвращаемся в Жанвиль. Еще раз фотографирую диковинную березу.
Кстати, помимо Хиславичского района, Жанвиль в России есть еще в Псковской области. Во Франции же есть целых четыре коммуны с таким названием. Согласно административно-территориальному делению Франции, коммуна - это населенный пункт со средней численностью населения 380 человек. Наш поселок, короче.
На сегодня всё! До Мстиславля мы в этот раз не доехали. В следующий раз будем искать другую тропу, надеюсь, уже по снегу.