Нет, все-таки русское дворянство знало толк в красоте природной, и выбирало себе места для возведения имений не абы где, а особенные: с богатой природой, интересным ландшафтом, и, конечно же, с водоемами. Говорят, при царе число усадеб на Смоленщине переваливало за пятьсот. Где они теперь?...
Я для себя решил, что на пенсии непременно куплю себе дачу именно в таком месте, где когда-то, сотни лет назад, жили, вели хозяйство и поднимали русскую землю те, кого в 1917-м прозвали буржуями и разграбили. Одно из таких мест, где приличному человеку не грех встретить старость - село Гореново Рославльского района. Здесь когда-то располагалось имение Тютчевых. Из справочников: поселившись в своем имении Гореново, Тютчев занялся хозяйством и благоустройством усадьбы. Им было завершено начатое отцом строительство каменного храма в усадьбе, освящение которого было проведено в 1808 году. Летопись прихода по этому поводу сообщает: «Такая медлительность в постройке храма объясняется тем, что храм строился исключительно на средства бывшего помещика Тютчева, средства которого по заложению основания храма сильно упали». Н. Н. Тютчеву пришлось заложить имение в Московском Опекунском совете. Конечно, сегодня ни от усадьбы, ни от храма не осталось и следа. На месте церкви поставили вагончик-часовню, колышками разметили территорию, обозначив границы бывшего храма.
От Рославля до Гореново - меньше получаса езды. Чтобы не сбиться с пути, мы взяли с собой атлас Смоленской губернии 1863 года, который для моих попутчиков оказался вещью более привычной, чем спутниковый навигатор.
В воздухе витал запах гари. На обратном пути мы во всей красе увидели его источник. Но пока - сворачиваем влево, на Гореново.
Уютная деревушка в несколько жителей.
Встретить здесь людей - большая удача, как для путников, так и для местных жителей. Народ здесь не избалован общением, так что гостям всегда рады. Завидев людей, подошли расспросить про окрестные места.
Подходишь к дому - и ощущаешь неповторимый аромат деревенской избы. Вдыхал его полной грудью. Это запах из детства, который я узнал, гостив у деда с бабкой в Рославле.
Дом поделен на две части. Во второй половине дома живет еще одна женщина.
Красота!
Без спроса ступил на порог. Неожиданно дверь распахивается, и с криком "ууу блин!" выбегает из дома и скрывается в огороде маленькая девчонка. Оказалось, внучка одной из обитательниц дома, приезжает сюда погостить. Позже девчонка освоилась и позволила сфоткать себя вместе с милым собакиным.
Не знаю, какое фото выбрать, так что вот еще одно.
И еще одно.
Ещё собакин.
Таксофон detected. Попадаются, кстати, работающие. Хочу как-нибудь купить карту Ростелекома и позвонить по такому домой.
А вот и усадьба Тютчевых. Точнее, ее современное прочтение.
Фотка увеличивается по клику.
Больше было село, крепкое.
Напротив встречаем еще одну местную жительницу. Женщина живет в Рославле, а сюда регулярно наведывается, в родительский дом. Живет здесь подолгу, на работу ездит на ершическом автобусе, до которого 20 минут ходьбы. Автобус ходит четыре раза в день, так что вполне можно жить и здесь. Домик очень ухоженный, загляденье!
Рассказывает, что здесь, на холме, скорее всего, когда-то был каменный дом. И сейчас периодически находит здесь кирпичи. Деревья не растут, не приживаются на каменной почве.
С какой стороны не обойди - всяк красиво!
По пути назад подходим к пруду. Красота!
Выехав из Гореново, поехали искать Максимково. Это тоже Рославльской район. Но как-то незаметно доехали до Ершичей. Я здесь никогда не бывал, так что было любопытно. Ершический район встретил нас могучим хвойным лесом, который здесь есть главное богатство.
Каких-то 15-20 км - и совершенно другая природа!
Поселок Ершичи ничем особо не примечателен. Смотреть тут нечего. Может, просто экскурсовода у нас не было по этим местам...
Следующие фотки сняты практически с одной точки: здание местной администрации.
Мемориал.
Церковки.
Доска почета.
Люди.
Выезжаем из Ершичей. Главная местная река - Ипуть.
Вернувшись назад километров 20, мы снова пересекли границу Рославльского района и направились в деревню Максимково, где есть красивый заброшенный храм XVIII века. Путь наш лежал через Грязенять, где нам подсказали дорогу на Максимково. Грязенять - центр сельского поселения, в который входит десятка два деревень.
Едем по большаку, и тут вдали возникает...
Вставьте карту, наберите номер.
Такое чудо в русской глуши просто не знаешь, как лучше сфоткать. Она прекрасна со всех сторон, изнутри и снаружи.
За три года до моего рождения какие-то колхозники уже оставили здесь свой след.
На сводах еще сохранились остатки росписи.
Растения на куполах - как редкие волосы на голове старца.
Так получилось, что наша случайная встреча с церковью Казанской иконы Божией Матери в Старом Максимково состоялась 4 ноября, в день Престольного Праздника Казанской иконы Божией Матери. Церковь построена в 1762 году.
Возвращаясь назад, пытались найти дорогу на Жарынь. Доехали до деревни Вязовки. Навигаторы норовят вести нас даже не по проселкам, а по бурьяну, где сохранились следы колеи. Видимо, IT-специалисты пользовались теми самыми картами Смоленской губернии. Чтобы не заплутать в конец, иду в поле, где виднеется фигурка одинокого крестьянина. Подхожу, знакомлюсь, завожу разговор. Маршрут из рассказов местных жителей понятнее не становится. Это они тут каждый закоулок знают, а для нас все их расклады - темный лес. Но все равно, общаться с этим исчезающим видом людей приятно. В деревне Вязовка несколько десятков домов, а живет тут... три человека.
Руки то какие! Ручища! Попросил прислать ему фотки по почте.
Вязовка.
Видимо, где-то здесь тоже был господский дом.
А мы, устав блуждать, направились в Рославль, в Спасо-Преображенский монастырь. Там нас ждала обедня и увлекательное общение с настоятелем монастыря отцом Сергием. Об этом в следующей записи. А пока - несколько фоток с огоньком. Вот он, источник гари над Смоленщиной.
Марево то какое!
На сегодня всё. Не переключайтесь!