Если кто не знает, то сегодня у нас День памяти жертв политических репрессий. Без шуток. Хотя правильней было бы это днем профанации памяти жертв политических репрессий или там днем лицемерия, днем издевательства или как-то еще, выбирайте сами.
Во-первых, чтобы стать у нас жертвой политических репрессий (это я про юридический статус) совершенно недостаточно быть действительно жертвой, потерять родных, иметь документы о реабилитации по ст. 58-10, быть высланным в Тмутаракань и т.д. И даже если ты имеешь на этот счет вступившее в законную силу судебное решение - это тоже ничего не значит. Не захотят менты выдать тебе нужную справку - и не выдадут, и плевали они на суды и все остальное. Не хочу тут грузить вас своей историей, об этом
писали и не раз, но поверьте - это так. А вот что надо чтобы стать официально репрессированным - не знаю, может, иметь блат на Лубянке.
Во-вторых, если вы наивно полагаете, что на страже интересов обиженных государством граждан стоят разные там "Мемориалы" и другие правозащитные организации, то вы опять сильно ошибаетесь. Защищают они скорее себя и государство, которое политических никогда не любило. А то, что чекистское государство не любит жертв своих же репрессий - тоже понятно, когда это убийцы любили недобитых свидетелей. Да и Закон о жертвах репрессий, и этот День как бы памяти - все это так, кривая улыбка в сторону Европейского банка и других финансовых институтов цивилизованного общества. Не будь у пацанов счетов за бугром, так и вовсе отправили бы они всех недовольных режимом на Соловки, как "самоваров" после войны - и вся песня. Хуже, что и обществу наплевать.
Сегодня, подъезжая к Соловецкому камню, я ожидал увидеть толпу почти как на воскресном митинге. Как бы не так, в скверике тусовались человек десять пожилых граждан, тихо разговаривали, жаловались на жизнь... Еще какой-то молодой придурок, не чувствуя момента, кругами гонял на скейте - и все. Маловато.
Впрочем, как мне объяснили, все важные начальники посетили мероприятие еще вчера (видимо, по традиции надираться еще до праздника), почитали списки и возложили венки. Подтверждаю, венки лежат, на ленточках красиво написано - от правительства, еще от кого-то, все чин по чину. Уважили, так сказать. А теперь поправьте меня, если я ошибаюсь, но на мой взгляд это уже за гранью. Как пишут в УК - с особым цинизмом.
Итак, бывшие члены КПСС - а все вчерашние випы были членами без исключения, - приходят к Соловецкому камню и со слезой во взоре читают списки граждан, которые были замучены и расстреляны боевым отрядом той же партии! Членами которой, повторю, все они состояли и ничуть в этом не раскаиваются. Все так, я нигде не ошибся? Нет? И что, в этой конструкции вас ничего не колет и не режет?
Если нет, значит какая-то в державе датской гниль, как говаривал один совестливый товарищ. Потому что на мой взгляд, это то же самое, как если бы с чтением фамилий расстрелянных граждан выступали бы хорошо одетые мужчины спортивного вида из здания напротив. Типа, как же, помним, вот эти враги народа... простите, жертвы политических мать их репрессий проходили по нашему отделу, а вот эти - по соседнему... Не думайте, никто не забыт, и про вас, недобитков, тоже помним...
Впрочем, чему удивляться. Камень в память жертв, установленный под окнами нераскаявшихся палачей - это в мировой истории что-то небывалое. Тут надо либо убирать этот неуместный гранитный булыжник и возвращать на пьедестал железного Феликса (вроде, уже решили), либо не реставрировать здание НКВД, а снести его к черту как символ кошмара и полицейщины.
Вот в Берлине так и поступили - снесли здание гестапо и построили на его месте музей «Топография террора», я об этом
писал. И даже улицу, которая называлась Принц-Альберт-штрассе переименовали в Нидеркирхнер-штрассе, а площадь и вовсе засыпали галькой, чтобы на этом месте никогда ничего не выросло. Вот это радикально. А мы все норовим рассказать родственникам, что их отцов и дедов растеряли для их же блага.
Вообще, как показывает отечественный опыт, общество довольно долго может жить без нормальной одежды, обуви, продуктов, много без чего, это мы помним. Но вот без справедливости жить нельзя, это ведет к перерождению хомо сапиенс в какой-то другой нечеловеческий вид и, боюсь, такие мутации идут уже вовсю.