Понятие уйгур, называя племенем, появилось примерно в Первом Тюркском каганате одновременно с термином огуз, причем нередко называют уйгур экзоэтнонимом токуз огуз - союзом 9 племен (отсюда примерно определяется время появлении терминов, ранее 630 г.). Под огуз понимают союзы племен. Получается племя уйгур это союз девяти союзов племен? Полная абракадабра! Под эту абракадабру подведена «научная» база:
Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур»
https://web.archive.org/web/20140306064738/http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/51334:
·
Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «
Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур - тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)»
[13].
Также согласно
Рашид ад-Дину, легендарный Огуз хан дал имя «уйгур» племени которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь.
На тюркском языке это слово означает «идущий вслед, присоединившийся»
[14].
· По версии
М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».
Еще пара версий.
«В частности, В.В. Радлов доказал, что термин "Уйгур" в VIII-IX вв. означал "объединенный, соединенный"». Скорее имеются в виду тюрки, объединенные верой в единого создателя, т.е. бога Тенгри. И термин "Уйгур" появился примерно в VI в., показанное как «он-уй» (В. В. Радлов К вопросу об уйгурах, с. 126) и уверенно «с начала VII века они назывались «Уйгуры»» (Тургун Алмас Уйгуры, глава 1.1)
Автор продолжает: «В.П. Васильев, анализируя китайские источники, пришел к выводу о том, что упомянутое в них наименование «хуйхэ» по смыслу означает в китайском языке то же, что в тюркском языке наименование «уйгур». То есть «хуйхэ» - не транскрипция тюркского «уйгур», а перевод с тюркского на китайской. Значение слова «хуйхэ» на китайском языке - объединение» [48]. Следовательно, посредством этого слова китайцы передали значение уйгурского понятия «единения»». (48. гипотеза В.Л. Васильева описана в работе Д.М. Позднеева «Исторический очерк уйгуров». - СПб. 1989, с. 50)». (Там же) Другой автор показывает еще одну версию происхождения термина уйгур. «Историческое пополнение. Хойху есть народное название поколения, известного прежде под названием Дили, а потом Гаогюй. Слово Хойху на монгольском языке выговаривается по произношению южных монголов Хойхор, а по произношению северных Ойхор. Тюркистанцы правильно пишут это слово; но как буква их вав произносится, как о и у, то слово Ойхор, по свойству их языка, изменилось в Уйгур.»
Бичурин Н. Я. [Иакинф] Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Часть первая. Отделение V. Хойху [Гаогюй]
То есть хойху > хойхор>ойхор>уйхор>уйгор>уйгур. Эти слова считают понятием бык из монгольского, хотя даже понятия монгол, как племени не существовало. Словам свойственно меняться по разным обстоятельствам. Но для обыденного понятия «бык» в одном языке нужны очень серьезные обстоятельства даже для смены произношения. Ни один автор даже части схемы не привел какого либо доказательства реальности этих изменений. Реальнее придания слову «уйгур» смысла «бык!» исходя из одного из значений для понятия огуз, который имеет, в том числе, значение «бык». А дальше подвести базу несложно, что и называется подгонка под ответ. Проверка также несложная: пусть покажут, если не всю цепочку, а хотя бы большую половину, по датам цитируя источники тех времен.
Такая подгонка произведена в виде «хойху-вэйхэ-уху-ухэ-югур-уйгур - бык, но «югор» «появилось или стало произноситься в послемонгольскую эпоху». И делается в конце вывод: «3) вероятное значение тотема племен ди-гаогюй-телэ-хойху-югуров-уйгуров монголоязычное слово ухэр - бык, крупный рогатый скот. Из названия тотема произошёл этноним югэр-уйгур,»
Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н.э. - XIV в. н.э. Глава IV. Хойху и Заключение.
Здесь непонятно как как ухэ преобразовалось в югур и почему значение «бык» послемонгольской эпохи привязано к термину «уйгур», появившееся во времена Первого Тюркского каганата. Причем название «хуэйхэ становится известным с 606 г.» с. 190
О времени появления термина уйгур у племени вэйхэ и тем самым о несостоятельности схемы появления слова уйгур, говорится у другого автора: «В 628 г. часть телеских племен во главе с сеяньто перекочевала из Западно-тюркского каганата на территорию Восточнотюркского, где она присоединилась к группе теле, возглавляемой уйгурами, это переселение усилило позиции подчиненных восточным тюркам телеских племен и привело к созданию антитюркской сеяньто-уйгурской коалиции. Борьба коалиции с тюрками ·была поддержана Танской династией и закончилась разгромом в 630 г. Первого Восточно-тюркского каганата, в результате которого тюрки вынуждены были подчиниться Танской империи, оставив степь победителям, основавшим Сеяньтоский каганат [Малявкин 1980, 106-114]. Образование нового политического объединения привело к расколу телеского племенного союза, из которого вышли сеяньто. Именно в это время сформировался токуз-огузский племенной союз во главе с уйгурами.
…крупное восстание телесцев против тюрков произошло одновременно в разных концах Западнотюркского каганата в начале VII в. (600-е rr.). Однако, если восстание в западной части каганата увенчалось успехом и привело к созданию независимого Болгарского государства, на востоке восстание принесло телесцам независимость лишь на короткое время. Здесь телеские племена, восставшие против Чурын-кагана (кит.Чуло) в 605 г., провозгласили верховным правителем таву племени циби (киби) Йинчу бага-каганом. Одновременно младшим каганом был провозглашен глава другого племени теле сеяньто (сиров тюркских надписей). Именно к этому времени относится принятие племенем вэйхэ наименования "хуэйхэ" -.»
Камалов А. Древние уйгуры в VIII-IX в.с. 61
В итоге полная неразбериха.
Еще один автор, соглашаясь с упомянутым В. П. Васильевым, пишет «В. П. Васильев считает, что хуэйхэ есть уйгуры, но не фонетический переход с тюркского на китайский и не транскрипция, а просто перевод. Глагол хуэйхэ в китайском языке означает соединиться, и китайцы этим словом перевели уйгурский глагол уймак, имеющий то же самое значение. Гипотеза В. П. Васильева не была опровергнута. Если слово уйгур образовано от уймак, как пишет Рашид ад-дин, то следует согласиться с мнением Васильева о простом переводе уйгурского слова на китайский язык. Фонетического перехода слова уйгур в хуэйхэ не может быть». (Д.И. Тихонов Хозяйство и общественный строй уйгурского государства X-XIV вв. с. 23).
Но как уймак превратился в уйгур, объяснения нет. Естественно, с помощью лингвистической эквилибристики такой переход совершить можно, даже переход гур в мак.
Ошибка в выявлении этимологии термина «уйгур» состоит в том, что разбирается слово целиком, придавая разные смыслы, а также вне времени места появления данного слова. Другая ошибка в том, что термин «огуз» переводят как союз племен по примеру термина «огур». Не вдаваясь в подробности, привожу реальные значения: огур - лучник, а огуз - сотня лучников, причем вместо слова лучник в некоторых случаях надо понимать «воин».
Есть простое решение вопроса этнонима «уйгур».
уй(га) + гур - домашнее подразделение (охранников?), где уй 1) - дом, 2) - сон SovTur_1981_6
Тувинск 3) - сознание или мысль 4) - уйгу: уйгу-туйгу сумятица, переполох; "
Киргизск. Гур - воинское подразделение, так как каганат имеет военную структуру близкую к предшествующим структурам вплоть до хунну. В ДТС «qur, quram - положение, чин, достоинство, ранг; qor см. qur».
В ДТС есть термин TURUƔ I 1. жилище, стоянка, местопребывание, которое имеет синонимы: balïq, eb, ef, ergü, ev, hisar, jurt, kand, kanz, kent, mänzil, otaɣ, qalïma, qïšliq, qonɣu, turada, turuɣ, üj, üv - город, укрепление, крепость, жилище, становище, дом, юрта, помещение; обитатели становища, семья, домочадцы 2. убежище, прибежище; логовище (в горах): kejik turu‘fqa sïzindi животное укрылось в логовище [в горах] (МК II 152). Отсюда для кагана этот ряд синонимов можно продолжить значением: ставка.
Отсюда «уйгур» - охрана (дома кагана), точнее охрана ставки кагана.
Фраза «уйгур = токуз огуз это не союз 9 племен, так как понятие огуз пришло на замену термину огур - стрелки, из ДТС oq ur - пускать стрелу, см. ОQ I стрела. Огуз это ог(ур)+уз, где ᵓӯз (сто), сотня. То есть уйгур это 9 сотен стрелков, охрана кагана. Под токуз может подразумеваться и девять знамен кагана, как и другие числительные в названиях «племен» также подразумевают количество знамен у подразделений войска кагана. Число 9 также означала 9 небесных сфер, а небо это Тенгри - бог. Девять знамен говорит о священности персоны кагана - представителя Тенгри. Во время Второго Тюркского каганата название, заменяющее термин «уйгур» - туркаг и существовал "Тысячник гвардейцев личной охраны великого кагана». (Сарткожаулы Каржаубай. Объединенный каганат тюрков в 745 -760 годах, с. 129).
«Постоянную охрану каганской ставки осуществлял человек с титулом uluγ tarqan (великий таркан), этот титул приравнивался к званию главнокомандующего, он же был тысячником и членом Военного Совета». «...по рангу был равен с главнокомандующим, то ему предоставляли большие права». ... «В рунических памятниках Тариата говорится: "В сем повелении ... предводитель туркаг (отборные воины) личной охраны кагана» (Там же сс. 133, 134). Тургаги у этого автора также токуз огузы, то есть произошла замена названия личной охраны кагана уйгур на туркаг.
Таким образом во время Первого тюркского каганата уйгур означало (охранное) подразделение кагана, носящие священный символ кагана - девять знамен. В дальнейшем данным термином стало называться племя, как нередко было, когда военный термин превращался в этнический. Но вначале появился Уйгурский каганат (747-842), а затем из-за «необходимости этнического и политического единства было принятие нового самоназвания уйгуры, а по-китайски хуайхэ». (Д.И. Тихонов Хозяйство и общественный строй уйгурского государства X-XIV вв. с. 29)