Он аккомпанировал "Священным танцам"

Jan 16, 2009 08:12

Несколько дней назад всё прогрессивное человечество (точнее, очень незначительная его часть) отмечало день рождения Георгия Ивановича Гюрджиева, - предположительно он родился девятого января 1879 года, а точно это известно одному лишь Аллаху, - и в связи с этим я решил упомянуть об одном из первых и наиболее преданных его последователей, чьи воспоминания я сейчас читаю.



Его звали Фома Александрович Гартман, хотя в окологюрджиевской литературе его чаще называют на немецкий манер - Томас де Гартман. Пожалуй, изо всех учеников Георгия Ивановича именно Гартман представляет для меня наибольший интерес: внук знаменитого немецкого философа-идеалиста Эдуарда фон Гартмана, гвардейский офицер - и в то же время композитор, ученик Аренского и Танеева, автор двух балетов (не считая "Борьбы магов", так, насколько я понимаю, и не законченной), четырёх симфоний и фортепианного концерта, он был знаком - да не просто знаком, а творчески взаимодействовал - с Мариной Цветаевой и Василием Кандинским, его музыку высоко ценили Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Тем не менее, в настоящее время музыка Фомы Гартмана практически неизвестна в нашей стране, её не исполняют и не записывают, и поэтому я совершенно не знаком с его творчеством.



Фото © Душки Георгиевны Гюрджиевой

Вот небольшой отрывок из книги воспоминаний Фомы Александровича Гартмана "Наша жизнь с господином Гюрджиевым", произведший на меня, как на человека, всю жизнь работающего руками и вследствие этого хорошо знающего цену ручному труду, особенно сильное впечатление.

Однажды г-н Гюрджиев принёс моей жене своё пальто и показал, что его внешняя сторона сильно изношена и выцвела, а с изнанки материал в хорошем состоянии (в то время в России ничего нельзя было купить). Он спросил, не могла ли она перелицевать пальто. Моя жена совершенно не была уверена в этом, поскольку никогда ничего не шила, и боялась, что если попробует это сделать, то г-н Гюрджиев вообще останется без пальто. Но он сказал, что это очень легко сделать: "Нужно всего лишь взять белую нитку и наметать, чтобы отметить швы, прежде чем они будут разрезаны. Затем надо распороть материал, отглаживая его по мере распарывания, выгладить старые складки и отгладить новые. Весь секрет хорошего шитья состоит в том, чтобы тщательно следовать за белой ниткой, и в утюжке", - настаивал он. Всё это пришлось делать руками и утюгом, разогретым на примусе... С величайшим трудом жена, наконец, окончила эту работу, и г-н Гюрджиев носил пальто много лет. Он часто говорил: "Если знаешь, как сделать одну вещь хорошо, ты сможешь сделать и всё остальное".

А теперь предлагаю вам послушать, как Георгий Иванович Гюрджиев играет на фисгармонии. Об этих записях, сделанных в конце сороковых годов, я рассказывал три года назад, а теперь у меня наконец есть возможность поделиться ими.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ИГРАЕТ НА ФИСГАРМОНИИ + ВИДЕОРОЛИК

Кроме почти двадцати часов аудиозаписей в формате mp3, в архиве есть и видеоролик - небольшая любительская киносъёмка, сделанная в 1949-м году в Париже. Подозреваю, что на этих кинокадрах Георгий Иванович запечатлён в том самом пальто, которое перелицовывала для него Ольга Аркадьевна Гартман.

Георгий Иванович Гюрджиев, метафизика, искусство принадлежит народу, моя работа, про музыку

Previous post Next post
Up