По последним данным министерства торговли страны, в Индонезии насчитывается 1.845 видов лекарственных растений. Это только тех, о которых УЖЕ известно, что они УЖЕ применяются в традиционной медицине.
А сколько в сотнях тысяч глухих деревень на тысячах островов крупнейшего архипелага планеты используется таких, о которых это пока неизвестно?
А какое число потенциально полезных растений, произрастающих в центре биологического разнообразия планеты (и их КОМБИНАЦИЙ!) пока не используется?
Highlights: A Standard for Jamu
Наконец, одно и то же растение, но выросшее в разных местах, может иметь различные свойства.
- Вот выросший в Корее женьшень [справа] - мы его держим для сравнения, - рассказывает менеджер отдела R&D компании «П.Т. Мартина Берто» Хефриян Хандра.
- Но в Индонезии тоже растет женьшень, однако он выглядит уже вот так:
- Давным-давно люди верили лишь природе, растениям и не подводили фундамент под лечение болезней, - продолжает Хефриян Хандра. - Это было иррационально - достаточно было одной веры. Но сейчас наступил век рационального. И современное джаму основывается не только на эмпирических данных, но и на исследованиях причин его эффективности. К джаму стал применяться научный подход.
Подробнее о проблемах стандартизации джаму можно почитать свеженький материал
ЗДЕСЬ (UPD: похоже, тоже гигнулся сервер :-( Кладу оригинал ниже - в самом конце), а в этом посте я перейду к рассказу к рассказу об индустрии джаму в современной Индонезии в целом.
В производстве и распространении джаму в Индонезии сейчас занято 15 миллионов человек, заявил недавно председатель Союза производителей и традиционных лекарств Индонезии Чарльз Сэранг.
Из них три миллиона производят собственно лекарственные средства, тогда как еще 12 миллионов занимаются использованием джаму в пищевой промышленности, выпуске пищевых добавок, продукции для спа и ароматерапии, а также косметике, добавил он.
Включая все эти новые отрасли, ожидается, что имеющий в последние годы 20-процентные темпы роста выпуск джаму в Индонезии к концу этого года достигнет около 800 миллионов долларов. Все это потребляется, в основном, внутри страны: по данным министерства торговли, в 2002 году объем экспорта джаму составлял для Индонезии лишь 200 млн. долларов, тогда как для небольшой Малайзии, которая импортирует 90% сырья - 1,2 млрд. долларов. Та же профессор Латифа Дарусман говорит, что на индонезийское джаму сейчас приходится лишь пять процентов мирового рынка лекарственных традиционных лекарств - ничтожная доля от китайской или индийской продукции.
Между тем, пусть «китайская традиционная медицина имеет более долгую историю. Зато индонезийская более богата», - отмечает директор по вопросам R&D «П.Т. Мартина Берто» доктор медицины Вонг Лип, который сам является этническим китайцем.
ИЗ АРХИВА:
...наш век требует жесткого стандарта, иначе выход на по-настоящему массового пользователя просто невозможен. И на вопрос, как можно стандартизировать необъятное мы попытаемся получить ответ от тех, кто идет в голове этого процесса - исследователей Группы компаний Марты Тилаар (ГКМТ) - одного из самых крупных в Индонезии торгово-производственных конгломератов, охватывающего весь спектр деятельности в области косметических и лекарственных средств: от собственных плантаций, лабораторий и заводов до магазинов и маркетинговых фирм, а также действующих в трех странах мира цепей салонов красоты и спа…
- А ведь на самом деле обстоит еще сложнее, улыбается менеджер отдела R&D входящей в Группы компаний Марты Тилаар ГКМТ компании «П.Т. Мартина Берто» Хефриян Хандра.
- Если применять разные стандарты даже к одному компоненту, то и результат будет различным. Возьмем, к примеру, куркуму: когда ее собирать? Как ее собирать? Как обрабатывать после сбора? Нам надо стандартизировать весь метод.
Например, если взять куркуму, выросшую в Джакарте, и ту, что собрана в Бандунге, то их свойства будут разными, потому что Бандунг и Джакарта имеют различные типы почвы. Следовательно, стандарты тоже окажутся разными. И потому нам надо стандартизировать все процессы.
- Чтобы ввести джаму в современный мир, нам необходимы доказательства, - вступает директор по вопросам R&D «П.Т. Мартина Берто» доктор медицины Вонг Лип. - Пока что в Индонезии получившие образование по западным стандартам медики отказываются прописывать даже то, что, как они точно знают по опыту, вполне действенно. Скажем, корень «пасак буми» [в соседней Малайзии его называют «посох Али»] издавна используется в народной медицине для эффективного лечения нарушений эрекции у мужчин, но врачи его не пропишут, чтобы не показаться менее «научными», хотя целебные свойства «пасак буми» давно доказаны.
"Традиционные лекарственные средства определялись преимущественно методом проб и ошибок, и объектами экспериментов служили многие поколения людей, - написано в авторитетнейшем десятитомном издании «INDONESIAN HERITAGE». - А потому весьма примечательно, что способы применения многих видов растений, определенные этноботаническими опросами в разных районах, обычно одни и те же, хотя они и были открыты независимо друг от друга различными и часто далекими друг от друга культурами".
От автора: Причем Индонезии повезло особенно сильно. В средние века люди верили, что достойные того попадут в райский сад Эдем, где все их недуги будут лечить произрастающие там растения. Между тем, подобный сад уже существует на самой земле: Индонезия, по данным ООН, является обладающей наибольшим биологическим разнообразием в мире страной - на нее приходится 25% генетического биофонда планеты. А вместе с соседями по Юго-Восточной Азии - даже 40% всех имеющихся Земле биологических видов!
- Само слово «джаму» происходит от санскритского jampi, что означает «волшебство», - продолжает Хефриян Хандра. - И если традиционный врачеватель хочет излечить пациента, он просит помощи богов в лечении. Слово «джаму» родилось в VIII веке - с зарождением в Индонезии традиций письменности. Это можно увидеть на стенах храма
Борободур. Именно там впервые встречается название «джаму», хотя само понятие существовало задолго до этого. И развитие джаму от предыдущих поколений к нынешнему времени шло от иррационального к рациональному.
Если мы обратимся к индонезийскому традиционному врачевателю, то можем столкнуться с двумя возможными подходами: естественным и личностным. Первый - это когда врачеватель по-прежнему пользуется основанными на растениях лекарственными средствами, по-прежнему борется с болезнями естественной медициной. Личностный же подход основывается на вере, и врачеватель, например, определяет болезнь через прикосновение .
От автора: знаменитые врачи древности и средневековья - Гален, Авиценна, даже Аристотель - верили с существование и борьбу стихий. И добивались неплохих результатов в лечении, между прочим. Современная фармакопея эти представления отмела как ненаучные. Не слишком ли опрометчиво?
- Порой представление о целебных свойствах растения нам дает его цвет, - говорит Хефриян Хандра. - Например, красное может помочь в лечении болезней крови. Мы пользуемся и представлениями, аналогичными китайским «инь» и «ян», а для лечения обладающих «холодными» свойствами болезней используем «горячее», например, имбирь.
Такая же основополагающая философия лежит и под другими видами традиционной медицины: представления о пяти стихиях используются и в китайской, и в аюрведической. То же самое мы делаем и в Индонезии (на Бали, например, традиционная медицина очень близка аюрведической), но мы называем это джаму.
От автора: между тем, до относительно недавних пор основным источником систематизированного знания об индонезийском джаму оставались кратоны - дворцы яванских султанатов и княжеств, которые в традиционном обществе также служили центрами образования и культуры.
Там оно формировалось как сплав местной народной, аюрведической индуистской, традиционной китайской и арабской медицин. В центры власти феодальной Индонезии, расположенной на перекрестке торговых путей всего мира, последние занесли торговцы, стремившиеся получить бешеные прибыли, которые им сулили таинственные "Острова пряностей".
- Джаму многофункционально, и одно и то же средство может давать несколько разных эффектов, - рассказывает Вонг Лип. - А смесь двух или трех лекарственных средств намного сложнее, чем то, чем обычно занимается химия. И потому мы продвигаемся вперед не слишком быстро. Нам надо для исследований намного больше времени. Даже если мы изолируем один компонент, остается множество других, и нам надо проверить, какие преимущества имеют различные их сочетания. И потому мы привлекаем к сотрудничеству университеты, даже подумываем об открытии школы традиционного джаму.
Год назад мы опубликовали статью в журнале Сингапурского общества косметологов. В марте этого года представили три доклада на форуме Азиатского общества косметологов. Так что мы начинаем более активно участвовать в жизни научного мира, но… Ведь перед нами лежит такое богатство. Индонезия богата не только ботаническими, но и морскими ресурсами. А также минералами и даже насекомыми…
От автора: не поддается учету не только то, что еще не открыто в глубинах десятков индонезийских морей и недрах сотен вулканов «страны трех тысяч островов». Неслыханные богатства таят в себе уже использующиеся в той или иной глухой деревушке секреты джаму. Вот только… о них никто не знает за ее пределами. Вы думаете, кто-то проверял, что именно везет вот эта торговка?
- Ежегодно мы проводим конкурс на новое лекарственное средство, - подхватывает Вонг Лип. - Люди могут заявить о каком-то необычном знании или растении, которые могут быть использованы в медицине, а победителя определяет жюри из сотрудников министерства по делам науки и технологии.
Я приведу еще один пример. Многие индонезийки хотят иметь более светлую кожу, и часто пользуются для ее отбеливания опасными для здоровья средствами, содержащими ртуть. А вот когда Марта Тилаар посетила одно место на Калимантане, она заметила, что кожа даякских девушек намного светлее, чем в Индонезии в среднем. Мы начали исследования, и что же вы думаете? Оказалось, что они едят много фруктов, которые там зовут «лангсат», и после нескольких месяцев исследований в нашей лаборатории выяснилось, что тот содержит естественно отбеливающий компонент. В сочетании с другими природными же элементами мы разработали собственный комплекс «Лангсат», который и представили косметологам в Сингапуре в 2006 году.
От автора: Да, пепельно-серая, «мертвая» кожа пользовавшихся ртутесодержащими препаратами индонезиек производит жуткое впечатление. Что ж, женщины везде одинаковы. Где все светлокожи, они загорают, чтобы потемнеть. Где все темнокожи - наоборот…
- В поисках эмпирического знания о джаму мы изучаем и древние манускрипты [фото 10], - говорит в заключение Хефриян Хандра. - Так, информацию о продукте «susut perut» мы нашли в библиотеке султанского дворца на Центральной Яве. Но мы тщательно проверяем их и не выпускаем на рынок до завершения клинических исследований.
От автора: На вопрос: "Так от чего же лечит джаму?" в Индонезии тут же следует ответ: "Да от всего!"
"Джаму пахитан" (горькое джаму) очищает кровь, "пегал лину" избавляет от прыщей, а заодно и ревматизма, "джаму лаки-лаки" (мужское джаму) является древним (и, надо сказать, более проверенным) аналогом модной виагры. Порой джаму пользуются даже для излечения наркоманов…
И хочется верить, что уже скоро хотя бы часть этого разнообразнейшего арсенала народных средств поступит на службу всему человечеству, но уже подкрепленная авторитетом современной науки.