КАК СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ НЕОБЪЯТНОЕ (Джаму-11)

Jun 10, 2008 08:55


По последним данным министерства торговли страны, в Индонезии насчитывается 1.845 видов лекарственных растений. Это только тех, о которых УЖЕ известно, что они УЖЕ применяются в традиционной медицине.


А сколько в сотнях тысяч глухих деревень на тысячах островов крупнейшего архипелага планеты используется таких, о которых это пока неизвестно?


А какое число потенциально полезных растений, произрастающих в центре биологического разнообразия планеты (и их КОМБИНАЦИЙ!) пока не используется?
Highlights: A Standard for Jamu

Наконец, одно и то же растение, но выросшее в разных местах, может иметь различные свойства.
- Вот выросший в Корее женьшень [справа] - мы его держим для сравнения, - рассказывает менеджер отдела R&D компании «П.Т. Мартина Берто» Хефриян Хандра.


- Но в Индонезии тоже растет женьшень, однако он выглядит уже вот так:


- Давным-давно люди верили лишь природе, растениям и не подводили фундамент под лечение болезней, - продолжает Хефриян Хандра. - Это было иррационально - достаточно было одной веры. Но сейчас наступил век рационального. И современное джаму основывается не только на эмпирических данных, но и на исследованиях причин его эффективности. К джаму стал применяться научный подход.


Подробнее о проблемах стандартизации джаму можно почитать свеженький материал ЗДЕСЬ  (UPD: похоже, тоже гигнулся сервер :-( Кладу оригинал ниже - в самом конце), а в этом посте я перейду к рассказу к рассказу об индустрии джаму в современной Индонезии в целом.


В производстве и распространении джаму в Индонезии сейчас занято 15 миллионов человек, заявил недавно председатель Союза производителей и традиционных лекарств Индонезии Чарльз Сэранг.
Из них три миллиона производят собственно лекарственные средства, тогда как еще 12 миллионов занимаются использованием джаму в пищевой промышленности, выпуске пищевых добавок, продукции для спа и ароматерапии, а также косметике, добавил он.


Включая все эти новые отрасли, ожидается, что имеющий в последние годы 20-процентные темпы роста выпуск джаму в Индонезии к концу этого года достигнет около 800 миллионов долларов. Все это потребляется, в основном, внутри страны: по данным министерства торговли, в 2002 году объем экспорта джаму составлял для Индонезии лишь 200 млн. долларов, тогда как для небольшой Малайзии, которая импортирует 90% сырья - 1,2 млрд. долларов. Та же профессор Латифа Дарусман говорит, что на индонезийское джаму сейчас приходится лишь пять процентов мирового рынка лекарственных традиционных лекарств - ничтожная доля от китайской или индийской продукции.


Между тем, пусть «китайская традиционная медицина имеет более долгую историю. Зато индонезийская более богата», - отмечает директор по вопросам R&D «П.Т. Мартина Берто» доктор медицины Вонг Лип, который сам является этническим китайцем. 
ИЗ АРХИВА:
...наш век требует жесткого стандарта, иначе выход на по-настоящему массового пользователя просто невозможен. И на вопрос, как можно стандартизировать необъятное мы попытаемся получить ответ от тех, кто идет в голове этого процесса - исследователей Группы компаний Марты Тилаар (ГКМТ) - одного из самых крупных в Индонезии торгово-производственных конгломератов, охватывающего весь спектр деятельности в области косметических и лекарственных средств: от собственных плантаций, лабораторий и заводов до магазинов и маркетинговых фирм, а также действующих в трех странах мира цепей салонов красоты и спа…

- А ведь на самом деле обстоит еще сложнее, улыбается менеджер отдела R&D входящей в Группы компаний Марты Тилаар ГКМТ компании «П.Т. Мартина Берто» Хефриян Хандра.
- Если применять разные стандарты даже к одному компоненту, то и результат будет различным. Возьмем, к примеру, куркуму: когда ее собирать? Как ее собирать? Как обрабатывать после сбора? Нам надо стандартизировать весь метод.
Например, если взять куркуму, выросшую в Джакарте, и ту, что собрана в Бандунге, то их свойства будут разными, потому что Бандунг и Джакарта имеют различные типы почвы. Следовательно, стандарты тоже окажутся разными. И потому нам надо стандартизировать все процессы.

- Чтобы ввести джаму в современный мир, нам необходимы доказательства, - вступает директор по вопросам R&D «П.Т. Мартина Берто» доктор медицины Вонг Лип. - Пока что в Индонезии получившие образование по западным стандартам медики отказываются прописывать даже то, что, как они точно знают по опыту, вполне действенно. Скажем, корень «пасак буми» [в соседней Малайзии его называют «посох Али»] издавна используется в народной медицине для эффективного лечения нарушений эрекции у мужчин, но врачи его не пропишут, чтобы не показаться менее «научными», хотя целебные свойства «пасак буми» давно доказаны.

"Традиционные лекарственные  средства определялись преимущественно методом проб и ошибок, и объектами экспериментов служили многие поколения людей, - написано в  авторитетнейшем десятитомном издании «INDONESIAN HERITAGE». - А потому весьма примечательно, что способы применения многих видов растений, определенные этноботаническими опросами в разных районах, обычно одни и те же, хотя они и были открыты независимо друг от друга различными и часто далекими друг от друга культурами".
От автора: Причем Индонезии повезло особенно сильно. В средние века люди верили, что достойные того попадут в райский сад Эдем, где все их недуги будут лечить произрастающие там растения. Между тем, подобный сад уже существует на самой земле: Индонезия, по данным ООН, является обладающей наибольшим биологическим разнообразием в мире страной - на нее приходится 25% генетического биофонда планеты. А вместе с соседями по Юго-Восточной Азии - даже 40% всех имеющихся Земле биологических видов!

- Само слово «джаму» происходит от санскритского jampi, что означает «волшебство», - продолжает Хефриян Хандра. - И если традиционный врачеватель хочет излечить пациента, он просит помощи богов в лечении. Слово «джаму» родилось в VIII веке - с зарождением в Индонезии традиций письменности. Это можно увидеть на стенах храма Борободур.  Именно там впервые встречается название «джаму», хотя само понятие существовало задолго до этого. И развитие джаму от предыдущих поколений к нынешнему времени шло от иррационального к рациональному.
Если мы обратимся к индонезийскому традиционному врачевателю, то можем столкнуться с двумя возможными подходами: естественным и личностным. Первый - это когда врачеватель по-прежнему пользуется основанными на растениях лекарственными средствами, по-прежнему борется с болезнями естественной медициной. Личностный же подход основывается на вере, и врачеватель, например, определяет болезнь через прикосновение .

От автора: знаменитые врачи древности и средневековья - Гален, Авиценна, даже Аристотель - верили с существование и борьбу стихий. И добивались неплохих результатов в лечении, между прочим. Современная фармакопея эти представления отмела как ненаучные. Не слишком ли опрометчиво? - Порой представление о целебных свойствах растения нам дает его цвет, - говорит Хефриян Хандра. - Например, красное может помочь в лечении болезней крови. Мы пользуемся и представлениями, аналогичными китайским «инь» и «ян», а для лечения обладающих «холодными» свойствами болезней используем «горячее», например, имбирь.
Такая же основополагающая философия лежит и под другими видами традиционной медицины: представления о пяти стихиях используются и в китайской, и в аюрведической. То же самое мы делаем и в Индонезии (на Бали, например, традиционная медицина очень близка аюрведической), но мы называем это джаму.

От автора: между тем, до относительно недавних пор основным источником систематизированного знания об индонезийском джаму оставались кратоны - дворцы яванских султанатов и княжеств, которые в традиционном обществе также служили центрами образования и культуры.
Там оно формировалось как сплав местной народной, аюрведической индуистской, традиционной китайской и арабской медицин. В центры власти феодальной Индонезии, расположенной на перекрестке торговых путей всего мира, последние занесли торговцы, стремившиеся получить бешеные прибыли, которые им сулили таинственные "Острова пряностей". 
 - Джаму многофункционально, и одно и то же средство может давать несколько разных эффектов, - рассказывает Вонг Лип. - А смесь двух или трех лекарственных средств намного сложнее, чем то, чем обычно занимается химия. И потому мы продвигаемся вперед не слишком быстро. Нам надо  для исследований намного больше времени. Даже если мы изолируем один компонент, остается множество других, и нам надо проверить, какие преимущества имеют различные их сочетания. И потому мы привлекаем к сотрудничеству университеты, даже подумываем об открытии школы традиционного джаму.
Год назад мы опубликовали статью в журнале Сингапурского общества косметологов. В марте этого года представили три доклада на форуме Азиатского общества косметологов. Так что мы начинаем более активно участвовать в жизни научного мира, но… Ведь перед нами лежит такое богатство. Индонезия богата не только ботаническими, но и морскими ресурсами. А также минералами и даже насекомыми…

От автора: не поддается учету не только то, что еще не открыто в глубинах десятков индонезийских морей и недрах сотен вулканов «страны трех тысяч островов». Неслыханные богатства таят в себе уже использующиеся в той или иной глухой деревушке секреты джаму. Вот только… о них никто не знает за ее пределами. Вы думаете, кто-то проверял, что именно везет вот эта торговка?

- Ежегодно мы проводим конкурс на новое лекарственное средство, - подхватывает Вонг Лип. - Люди могут заявить о каком-то необычном знании или растении, которые могут быть использованы в медицине, а победителя определяет жюри из сотрудников министерства по делам науки и технологии.
Я приведу еще один пример. Многие индонезийки хотят иметь более светлую кожу, и часто пользуются для ее отбеливания опасными для здоровья средствами, содержащими ртуть. А вот когда Марта Тилаар посетила одно место на Калимантане, она заметила, что кожа даякских девушек намного светлее, чем в Индонезии в среднем. Мы начали исследования, и что же вы думаете? Оказалось, что они едят много фруктов, которые там зовут «лангсат», и после нескольких месяцев исследований в нашей лаборатории выяснилось, что тот содержит естественно отбеливающий компонент. В сочетании с другими природными же элементами мы разработали собственный комплекс «Лангсат», который и представили косметологам в Сингапуре в 2006 году.

От автора: Да, пепельно-серая, «мертвая» кожа пользовавшихся ртутесодержащими препаратами индонезиек производит жуткое впечатление. Что ж, женщины везде одинаковы. Где все светлокожи, они загорают, чтобы потемнеть. Где все темнокожи - наоборот… 
- В поисках эмпирического знания о джаму мы изучаем и древние манускрипты [фото 10], - говорит в заключение Хефриян Хандра. - Так, информацию о продукте «susut perut» мы нашли в библиотеке султанского дворца на Центральной Яве. Но мы тщательно проверяем их и не выпускаем на рынок до завершения клинических исследований. От автора: На вопрос: "Так от чего же лечит джаму?" в Индонезии тут же следует ответ: "Да от всего!"
"Джаму пахитан" (горькое джаму) очищает кровь, "пегал лину" избавляет от прыщей, а заодно и ревматизма, "джаму лаки-лаки" (мужское джаму) является древним (и, надо сказать, более проверенным) аналогом модной виагры. Порой джаму пользуются даже для излечения наркоманов… 
И хочется верить, что уже скоро хотя бы часть этого разнообразнейшего арсенала народных средств поступит на службу всему человечеству, но уже подкрепленная авторитетом современной науки.

economy, chinese, flora, jamu

Previous post Next post
Up