Гоа-Гаджа - "Слоновая пещера" (
КАРТА; кстати, как водится, нет устраивающей всех
ВЕРСИИ, почему это она - "слоновая"), расположена в той самой деревне Бедулу (Kecamatan Blahbatu), что знаменует собой южную границу балийского
ДВУРЕЧЬЯ.
Кстати же, то самое упомянутое под линком выше старое название Lwa Gajah впервые встречается в яванской хронике Nagarakertagama, составленной Мпу Прапанчей в 1365 году, где говорится, что некий высокоученый буддист жил там в окружении других отшельников. Не менее кстати: хотя слоны на Бали никогда не жили (туристов сейчас катают по Острову на суматранских слонах), все же их каменные статуи чрезвычайно характерны для древних храмов именно зоны Педженг-Бедулу (см. например,
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ), так что очень может быть, что Lwa Gajah - это не собственно "Слоновая пещера", а "проклятая река" Петану, на которой стоят оба эти городка. И снова кстати: а помните, что река было проклята как раз из-за буддистов? Ой, как все потихоньку увязывается друг с другом и постепенно встает по местам! :-)
Место интереснейшее и важнейшее - хотя и изрядно засиженное толпами туристов. К счастью, сильно они сюда не углубляются, спеша поставить следующую "галочку" ("And he made a galochka in her zapiska" © Ian Fleming), так что в последующих постах у меня будет возможность показать вам кое-что новое даже для тех, кто бывал в Гоа-Гаджа не раз (но все же если соберетесь сюда - приезжайте пораньше. Как, впрочем, и всегда в туристических местах).
Ага, в один пост я снова не уложусь: как и отмечал в индексе по Двуречью, рассказать детально о том, как элементы буддизма и индуизма наслаивались там друг на друга, как минимум, с VIII по XIV века (семь веков сосуществования на одном месте!), просто необходимо. Напомню также и о том, что первый европеец появился здесь менее 90 лет назад, а раскопки в Гоа-Гаджа проводились пока на глубину не более десяти метров - и что там лежит внизу (и даже чуть в стороне), еще только предстоит узнать.
Чтобы не запутаться, воспользуемся вот этой схемой, на которой я обозначил стрелками порядок движения, а цифрами - номера соответствующих постов:
Итак, как практически везде в Двуречье - сначала чинно и неторопливо спускаемся по лестнице, стараясь не наступить при этом на полу саронга - но и не забывая поглядывать вниз :-)
Спустившись, оказываемся на просторной площадке, где есть много чего интересного. Проходим мимо множества фрагментов древних построек и статуй…
…и видим слева от входа в пещеру павильон с тремя статуями:
Прежде всего нас будет интересовать уже упомянутая мной статуя великанши-пожирательницы детей Харити (в балийской версии Мен-Брайют, подробности ее жизни на Бали см.
ЗДЕСЬ), которую обращение в буддизм превратило в их защитницу… Ее датируют примерно 1000-м годом н.э.
В центре - статуя сына индусского Шивы
ГАНЕШИ, …
…а по другую сторону от него - некий непонятно чей демон:
Считается, что первые индусские святилища Goa Gajah были возведены в Х, последние - в XI веке во время правления Raja Sri Astasura Ratna Bumi Banten. Основные же буддийские памятники более старые: VIII-IX вв.
Ну, а вот та самая Т-образная пещера, …
…из-за барьельефа перед входом в которую (хотя, скорее всего, он изображает духа земли) сама Гоа-Гаджа и получила свое "слоновье" имя (хотя, как водится на Бали, многие местные жителей считают, что это изображение - голова
КЕБО ИВЫ ).
Еще одно объяснение: что это имя было дано из-за статуи Ганеши внутри. Впрочем, давайте по порядку:
Барельефы вырублены в самом скальном массиве - запомните этот принцип, потому что в последующих постах будем много раз натыкаться на фрагменты чего-то подобного, но - увы! - не сохранившегося целиком :-(
Если присмотреться, то можно разглядеть не только духов, но и леса, горы, листья, волны, животных и людей, …
…в панике бегущих от зияюшего в центре гигантского рта пучеглазого демона-охранителя входа в пещеру (ну, уж до кучи еще две версии: что это - Шива Pasupata (
ПАШУПАТИ) или
БИМА).
Кстати, не исключено даже и то, что это
РАНГДА - большие серьги в ушах говорят о том, что сей демон - женску полу…
По оценкам археологов, пещера в нынешнем виде была вырублена примерно в 1022 году (что, конечно, не мешает ей быть намного старше - это верхняя граница).
Вырубленные в стенах 15 ниш - бесспорный признак того, что когда-то здесь жили (или хотя бы медитировали) отшельники (то есть, это точно не храм).
Но вот были ли те, кто там медитировал, индуистами или буддистами? Непонятно, потому что внутри пещеры мы снова видим смесь обеих религий…
В западном тупике пещеры - метровая четырехрукая статуя Ганеши с любимым топором в руке:
В восточной части - три лингама (Trilingga) Шивы (= Sang Hyang Tri Purusa) высотой 46,6 см на одном общем пьедестале:
В остальных нишах - фрагменты статуй, …
…а в стенах выдолблены углубления для светильников:
На стене у входа …
… - надпись на старояванском, датируемая 1074 годом (перевод пока найти не удалось):
Продолжение
СЛЕДУЕТ