Макассар и Россия: СЕЙЧАС, ПОЛВЕКА И ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД

Jun 01, 2011 04:00

О старом военном сотрудничестве между Индонезией и СССР полвека назад (в 50-е-60-е годы - ПОДРОБНЕЕ) на юге Сулавеси напоминают вот эти стоящие перед главным зданием военно-морской базы "Макассар" российские зенитки времен второй мировой войны, к которым местные умельцы приделали щиты…


…и старый МиГ перед авиабазой "Султан Хасануддин" (пополнивший мою КОЛЛЕКЦИЮ ему подобных в других местах):


А символом сотрудничества нового стала встречавшая моряков-тихоокеанцев на подходе к Макассару утром 25 мая пятерка Су ( ПОДРОБНЕЕ):


Еще один символ нового сотрудничества - провожавший тихоокеанцев 29 мая сторожевой корабль ВМС Индонезии Oswald Siahaan-354, вооруженный закупленными в России противокорабельными ракетами (ПРК) "Яхонт":


"Чуть более месяца назад он успешно провел в Индийском океане их первый пуск: ракете понадобилось всего около 6 минут для того, чтобы поразить находившийся на расстоянии 250 километров списанный корабль Teluk Bayur-502":








(Ну да, опрометчиво обещанный мной ЗДЕСЬ материал для РИА Новости по независящим от меня причинам не состоялся. Но вот некоторые видео не показать вам я просто не могу - так что придется отдуваться здесь:)
Приход, приветствия, отход:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Антипиратство:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Андрей Ежов (кто есть кто и что есть что см. в прошедших на РИАН материалах - линк чуть выше кликабелен):

image You can watch this video on www.livejournal.com



"Когда мы захватили танкер "Московский университет", российские моряки - а пираты на протяжении более чем 20 часов пытались их буквально выжечь из запертого помещения и стреляли из автоматов в вентиляционные отверстия - бросились нам на шею. Меня в этот момент пробрала дрожь - вспоминает Ежов. - Это то, ради чего стоит жить".

Но были у России с Макассаром и контакты, можно сказать, просто древние: первым нашим кораблем, посетившим этот порт почти полтора века назад - в 1862 году - был винтовой клипер « АБРЕК» (командир капитан-лейтенант К. П. Пилкин), ходивший под флагом командира Сибирской флотилии и портов Восточного океана контр-адмирала П. В. Казакевича.
А десятилетие спустя (в декабре 1873 года) Макассар на пароходе "Король Вильгельм III" посетил Н.Н.Миклухо-Маклай (судя по всему - не в первый раз, но дату первого посещения им этого порта мне пока установить не удалось). Вот что он написал в дневнике:
"22, 23 [декабря]. Макассар. Послал рекомендательное письмо губернатору Баккерсу и получил приглашение провести у него в доме 2 дня стоянки.
Отправился в гостиницу к г. Беккари и, не застав его дома, остался ждать его [Одоардо Беккари (1843-1920) -- известный итальянский натуралист и путешественник. В 1871-1872 гг. совершил путешествие на юго-западный берег Новой Гвинеи в район залива Тритон. Он оставил об этой встрече следующую запись в своем дневнике: "23 декабря. Сегодня в Макасар прибыл с Явы русский путешественник Маклай, и я с ним встретился. Это симпатичный юноша, общение с которым, продолжавшееся всего несколько часов, породило нечто большее, нежели простое знакомство. …Желая прожить несколько месяцев среди папуасов какой-либо части Новой Гвинеи, намного удаленной от той, которую он уже посетил в минувшем году, он думал отправиться на [реку] Утанату, но я посоветовал ему поехать в более гористое место, потому что нашел его очень ослабевшим и на вид страдающим от лихорадок…Я дал ему рекомендательное письмо своему другу Кралю, от которого он несомненно получит всю возможную помощь. Совершенно особый тон, в котором составлено рекомендательное письмо, чрезвычайно облегчит ему путешествие, но поистине досадно и вызывает огорчение видеть, что он пускается в путь со здоровьем, находящимся в столь серьезной опасности"].
Послышались скорые шаги, и человек лет 30, невысокого роста, с оживленным приятным лицом, вошел в комнату. Мне было интересно расспросить его о многом. …он, кажется, доволен путешествием. Он отправляется теперь в залив Канари и, может, в следующем году, в октябре или ноябре, к реке Амбер, южнее Гельвинка-залива.
Вечер провел у губернатора, жена и дочь которого, кажется, кроме малайского и немного голландского, никакого другого языка не понимают.
24 [декабря]. Утром отправился к королю Гоа [ ГОВА], который прежде, в прошлом столетии, был очень могуществен, теперь он живет в небольшой бамбуковой пристройке небольшого некрасивого каменного дома. Он был очень любезен, приглашал вернуться в месяце июне и июле, чтобы поохотиться на оленей. Насмотревшись в продолжение часа на него, его свиту и его помещение, я с радостью вернулся. Секретарь губернатора, однако же, при возвращении успел надоесть своей болтовней.
25 [декабря]. В 6 часов оставили Макассар. …Вечером несколько пассажиров просили меня посмотреть заболевшую женщину. Оказалась холера. Принял меры".

Еще десять лет спустя - с 27 февраля по 4 марта 1883 года - Миклухо-Маклай снова посещает Макассар на борту корвета "Скобелев" (новое название корвета "Витязь", на котором он совершил плавание в 1870-1871 гг.)

Рапорт командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Н. В. Копытова Главному начальнику флота и Морского ведомства в. к. Алексею Александровичу о плавании отряда из Батавии в Макассар
Макассар, 19 февраля 1883 г.
…Чрезвычайно исключительная случайность встречи с г. Миклухо-Маклаем в Батавии особенно облегчила меня в исполнении возложенного на меня поручения.
Личные переговоры с ним и прочтение имеемых им сведений, для меня весьма полезны, вполне знакомя с местами подлежащими моему осмотру и им ранее уже посещавшимися.
Его знание местных языков много облегчит сношение с туземцами и устранит надобность в найме переводчика, которого я думал взять в Тернате.
Напечатанные им письма в Известиях Географического общества о его путешествиях в здешних водах полезно было бы издать особою брошюрою и выдавать на суда, плавающие в Тихом океане, так как у нас сведений о них почти нет.
…При посещении каждого из портов Южного Китайского моря невольно приходит на мысль необходимость торговых сношений между некоторыми из них и Владивостоком с одной стороны и Черным морем с другой.
Приморская область для туземцев, включая и манз, имеет надобность в рисе, тот же рис необходим и русскому населению. Цены на него в наших портах весьма высоки, тогда как повсюду на юге он очень дешев.
Сахар, чай, кофе, не будучи столь существенны, составляют однако значительную часть расходов каждой семьи и каждый из них тоже очень дешев в Сингапуре, Батавии и Сайгоне.
Доставка их во Владивосток не из Европы, а из этих портов была бы для него благодеянием. Русские товары - коровье масло, мыло, свечи, тросы, табак и т. п. и в особенности керосин, найдут себе верный сбыт.
Негоцианты, отправляя эти товары на пароходах Добровольного флота до Сингапура или Батавии и затем, грузя, на первое время хотя один пароход, колониальными товарами во Владивосток, изменили бы направление торговли этого рода предметами на этот путь для целой Сибири и Китайской Манджурии, а в скором времени может быть и северной Кореи и могли бы иметь громадные выгоды, способствуя в то же время быстрому развитию края. Потребление керосина быстро распространяется на всем здешнем востоке, как-то Голландской Индии, Китае, Японии, а ныне вероятно и Кореи, доставка его в больших количествах из Черного моря будет чрезвычайно прибыльна.
Установление торговли льдом из Владивостока на юг, так как потребление его быстро распространяется не только в главных портах, где могут быть построены фабрики для его выделки, но и в совершенно второстепенных, делает подобное предприятие весьма желательным на пользу развития производительности Приморской области и нашего торгового там мореплавания.
Видя в настоящее время еще более осязательно, какое множество не только портов, но целых архипелагов, не навещаются нашими военными судами, невольно приходит на мысль, что мелкие суда Сибирской Флотилии, плавая в составе эскадры Тихого океана, взамен зимовки во Владивостоке, могли бы быть в этом отношении весьма полезны.

Рапорт командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Н. В. Копытова управляющему Морским министерством И. А. Шестакову
г. Манила, 3/15 апреля 1883 г.
…Утром 20 февраля, я оставил Макассар под парами и направился в Амбоину.
…Макассар служит резиденциею губернатору южной части острова Целебеса, пункт связанный с Батавией и другими портами Нидерландской Индии двух недельным почтовым пароходным сообщением. Пароходы компании (De Nederlandsch-Indische Stoom-Vaart maatschapping) посещают следующие порта в этой части колоний: Batavia, Cheribon, Samarang, Sourabaya, Bandjermassin, Bonjewangie, Macassar, Timor, Dillv, Amboina, Ternate, Menado.
…Команда, не бывшая на берегу в Батавии, так как там наши люди всегда болеют, хотя при нашей стоянке здоровье населения в обоих городах было прекрасное и никаких болезней не было, для освежения, перед предстоящим плаванием, была отпускаема на берег, ибо климат Макассара считается здоровым.
Предположения мои оправдались, люди имели случай гулять в роскошной тропической местности, безо всяких вредных последствий для здоровья.
…Хотя в Макассаре есть военный хор музыки, но игра наших музыкантов на берегу произвела столь благоприятное впечатление, что губернатор, от имени местного общества, просил меня разрешить музыкантам играть на балу в клубе на другой день, и куда все мы конечно получили приглашение, на что я несомненно охотно согласился.
…Сокращая сколь возможно пребывание в портах, 26-го февраля с рассветом, я вышел в море, направившись к берегам Новой Гвинеи, через пролив Питта. Пройдя море Явское, Флорийское (Flores), Банда (Banda) и Молуккские острова, я должен сказать, что описанные их части, нами встреченные на пути, нанесены на карты верно, хотя не везде достаточно указаний на глубины, что может вводить в сомнение были ли тут промеры. Распространенность в этих водах коралловых банок и рифов, поднимающихся круто с больших глубин, заставляет желать видеть их на картах показанными. Пользуясь прекрасным лотом Томсона, изобретение которого делает колоссальную услугу мореплаванию, я при приближении к берегу, проходя через проливы или вблизи мысов, приказал бросить этот лот, не требующий ни остановки, ни уменьшения хода и показания его записывались как в шканечный журнал, так в гидрографические заметки. В моем рапорте из Сингапура No 54, я изложил мое предположение о пользе помещения в гидрографические заметки всего, о чем доносится нашими командирами по этому предмету, как это делается с замечаниями командиров иностранных судов, теперь же позволю себе прибавить, что хорошо было бы для облегчения пользования ими, чтобы они вклеивались в те места английских лоций, к которым сообщаемые замечания относятся.

sulawesi, history, Индонезия-Россия

Previous post Next post
Up