Представительство РИА Новости в Джакарте посетили архиепископ Сиднейский и Новозеландский Илларион, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, глава Индонезийской православной церкви архимандрит Даниил, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям Московского патриархата Дмитрий Петровской.
Ниже следует запись нашей беседы, но сначала необходимое уточнение: Индонезийская православная церковь (ИПЦ) является отдельной юридической структурой, которая духовно и экономически подчиняется Русской православной церкви через Австралийскую и Новозеландскую епархию).
Highlights:
- Russian Orthodox Church in Indonesia
Епископ Марк: Здесь, в Джакарте, одновременно присутствуют епископ Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) и епископ Московского патриархата, которые, как известно, объединились в этом году. Мы прибыли сюда, чтобы показать наше единство и провести первое совместное богослужение архиереев Московского патриархата и Зарубежной церкви не только в Индонезии, но и во всей Азии.
Это не только важный визит двух высоких иерархов, но и символический акт для этой страны и всего континента.
Индонезия - самая большая мусульманская страна в мире, и многим из россиян, которые посещают зарубежные государства, и, в частности, страны с преобладающим мусульманским населением, может быть непривычно видеть там православные храмы. Хотя их, и, в частности, храмы РПЦ можно увидеть в самых разных уголках мира. Так, несколько месяцев назад в ОАЭ заложили первый православный храм на Аравийском полуострове. Русский православный храм есть и в Тегеране, но в исламском окружении они все же встречаются не часто.
А здесь, в Индонезии есть не только православные храмы, а целая сеть православных общин практически по всей стране. Такую ситуацию можно назвать уникальной: как и в самой стране, так и говоря об истории появления здесь православной общины.
Хотя община Зарубежной церкви существовала здесь в центре Джакарты еще в 30-х годах, но последняя история начинается в конце 80-х годов, когда отец Даниил начал активно распространять здесь православие. Будучи сначала мусульманином, он затем перешел в протестантизм, а позже нашел истину в православии. У него есть немало единомышленников, 11 из них уже рукоположены, причем несколько получили образование в России, в Белгородской духовной семинарии, и теперь удивительно интересно видеть здесь русские обычаи и русские традиции.
В этой семинарии учился и отец Иосааф, который потом принял монашеский постриг и сейчас служит в Джакарте в приходе в честь святого князя Владимира. Богослужение совершается на двух языках (по-славянски и по-индонезийски)
Главный православный приход Индонезии - это храм святого Фомы, но они есть и в других городах и районах страны: на Центральной и Восточной Яве, в Папуа, Манадо, на Суматре, Западном Тиморе и Бали. Такое динамично развивающееся православие является в каком-то смысле уникальным для исламской страны.
Отец Даниил вместе со священниками, которые с ним служат, сначала принадлежал к Константинопольскому патриархату, а затем был принят нашей православной церковью, и владыка Илларион является его правящим архиереем православной паствы в Индонезии. Но в Индонезии есть и представительство Московского патриархата, которым руководит отец Иосааф.
Первый пункт нашего совместного путешествия - это Джакарта, где мы посетили храм святого апостола Фомы и совершили богослужение в новом храме в честь равноапостольного князя Владимира, два рукоположения. Мы встретились с генеральным директорам министерства по делам религии и руководителем одной из ведущих мусульманских организаций страны "Мухаммадия" Дином Шамсуддином [см.
ЗДЕСЬ - М.Ц.].
Мы посетим город Соло и остров Бали, где изучим вопрос о возможности строительства небольшого храма. В последнее время на Бали приезжает много русских туристов и, конечно, многие из них имеют нужду не только в том, чтобы отдохнуть, но и в том, чтобы помолиться.
Есть и другие планы. Конечно, здесь в будущем надо будет открывать духовную семинарию или духовное училище, чтобы давать систематическое богословское христианское православное образование.
Архиепископ Илларион: Мы продолжаем быть зарубежной частью Русской православной церкви, а она всегда занималась миссионерской работой в тех странах, где находится. Поэтому когда архимандриту Даниилу и его пасомым понадобилась защита и помощь в духовном кормлении, они обратились к Русской зарубежной церкви, и наш Архиерейский синод благословил меня как ближайшего к Индонезии архиерея окормлять индонезийскую паству до того, пока они не получат своего. Я надеюсь, что это свершится в недалеком будущем, потому что здесь действительно нужен местный архиерей, который находился бы на месте и мог бы окормлять свою паству на ее языке. А пока я время от времени навещаю Индонезию, совершаю рукоположения, освящаю места богослужений.
Наша Австралийская и Новозеландская епархия невелика, и поэтому я просил, чтобы церковь России тоже пришла на помощь, особенно в подготовке кандидатов на священство. Церковь России более приспособлена к этому, поскольку располагает семинариями, которые подготавливают миссионеров-катехизаторов. И если мы, две части Русской Церкви, сможем работать вместе, чтобы поддерживать эту миссию, это будет большим и важным делом.
Хотя Индонезия, действительно, самая большая мусульманская страна, здесь многие тянутся к православию, и мы надеемся, что индонезийцы будут принимать святую православную веру. А отсюда вытекает необходимость в храмах и священнослужителях, и нужно, чтобы последние были образованными, и могли бы передавать своим соотечественникам всю полноту православной веры и благочестия.
Австралийская и Новозеландская епархия помогает, чем может, но нашим возможности пока ограниченны, и я очень рад, что Московский патриархат прислал сюда делегацию во главе с преосвященным епископом Марком Егорьевским, чтобы изучить положение в Индонезийской миссии.
Собственно в Австралии у нас около 25 приходов, есть небольшие монастыри-скиты, маленькие миссионерские общины в разных городах.
В основном наши православные люди находятся в больших городах - Сиднее, Мельбурне, Брисбене, также есть православные в Новой Зеландии, куда сейчас идет большой наплыв русских, но большинство из них неоцерковлены. У нас в Австралии жили старые иммигранты, первые прибыли еще в 20-е годы, и после того, как в Китае пришли к власти коммунисты, большинство (около 80%) выехало обратно в Советский Союз, но какая-то часть уехала в Австралию, США, Южную Америку. И эта "китайская эмиграция" - как раз самые деятельные наши прихожане. Сейчас многие русские приезжают в Австралию в поисках работы, постепенно начинают приходить в храм и оцерковляться, но очень многие еще заходят в храм только по большим праздникам. Конечно, у них положение нелегкое, но мы надеемся, что русские потянутся в храм во всех местах, где они находятся за границей.
Всего в Австралии сейчас насчитывается, кажется, 100-150 тысяч русских, но тех, кто действительно ходит в храм, может быть, 15-20 тысяч.
Архимандрит Даниил: Я принял протестантизм еще когда учился в средней школе, затем изучал богословие в Корее, но продолжал искать истинную христианскую веру. И в 1983 году в Корее познакомился с православием и принял его. Как мне представляется, протестантские миссии в Индонезии не способны преодолеть культурную пропасть между исламом и христианством, а мне хотелось найти такую форму христианства, которая могла бы стать таким духовным и культурным мостом в самой Индонезии и с исламским миром в целом. Как мне кажется, православие является именно такой церковью.
Мне представляется, что исламская и православная мысль во многих важных вопросах идут в сходном направлении, причем не только в богословии. Даже в ритуалах: христиане больше нигде не простираются ниц, как это делают и мусульмане. Только православные постятся, как это делают и мусульмане.
Распространение православия я начал по возвращении в Индонезию с города Соло, с нуля: я был единственным православным священником и прихожанином. Но, с Божьей помощью, православием постепенно заинтересовались и другие индонезийцы. Так родилась Индонезийская православная церковь, официально зарегистрированная министерством по делам религии в 1991 году.
Церковь росла, у нас становилось все больше рукоположенных священников, и в 1985 году мы стали совершать литургии в Джакарте: сначала в помещении, принадлежавшем посольству Греции, затем в здании одной из протестантских церквей. Число православных росло, в 1986 году мы провели массовое крещение и открыли собственную церковь.
Не все развивалось гладко, и со временем я обратился к Русской церкви, поскольку знал о ее традиционном уважении к местной культуре в других странах и ее готовности признавать местных деятелей законными руководителями церкви. Другие православные церкви часто настаивают на присутствии среди них представителей собственного этноса, тогда как РПЦ, пожалуй, наиболее открыта. В 2005 году я присоединился к РПЦ.
Для меня главным являются индонезийцы, и ИПЦ - это, прежде всего, индонезийцы. Россияне являются, скорее гостями, нежели постоянными членами Церкви.
Сейчас мы имеем два прихода в Джакарте, по приходу в Соло (Центральная Ява), Манадо, миссионерские посты в Бойолали и Сурабае (Восточная Ява), на Бали, в Купанге (Западный Тимор) и на Папуа (индонезийская часть острова Новая Гвинея)
Мы не ведем статистики, но, мне кажется, что число прихожан составляет сейчас около полутора тысяч человек.
ВОПРОС: Индонезийские католики и протестанты часто жалуются на то, что в последнее время они сталкиваются с непомерно жесткими требованиями при регистрации своих церквей. Как обстоит дело у православных?
Архимандрит Даниил: Мы тоже сталкиваемся с проблемами. Три наших церкви были закрыты, и такая же судьба чуть было не постигла одну из церквей в Джакарте. Да, мы встречаем серьезное сопротивление радикалов, и даже местных властей, а порой - и правительства страны. Как мне кажется, индонезийское общество в целом переживает сейчас период исламской радикализации.
Но, несмотря на это, церковь все же показывает, что она способна расти.
ВОПРОС: Для Индонезии типична такая проблема, как вопрос о глубине обращения. Например, именно в этой стране (на озере Тоба) действовал наиболее успешный миссионер всех времен и народов - протестант Людвиг Номменсен. Но вот традиционный посох батакского жреца: теперь его венчает распятие, жрец стал священником, но все остальное не изменилось...
Архимандрит Даниил: Я хорошо знаком с этой проблемой, поскольку это моя культура по рождению. И я хорошо сознаю опасность синкретизма между местной культурой и православием. И при обучении Катехизису я в первую очередь стараюсь разрушить старое мировоззрение, разъяснить, что не является библейски истинным или истинно христианским. И лишь после этого приступаю к строительству новой, христианской системы ценностей, делая упор на то, что она не может быть просто надстройкой на основании из старых верований. Наши православные прихожане - действительно православные.
Но мы столь строги лишь в вопросах Катехизиса. В плане культурного самовыражения мы намного либеральнее. Например, во время последней Пасхи мы показали представление ваянга (традиционного театра теней). Точнее, куклы были ваянга, но сюжет полностью основывался на Библии. Хотя форма и сохранилась, это уже не имело ничего общего с индуизмом, мы вложили в него новый смысл. И это уже не синкретизм, а трансформация.
Мы хотим быть православными индонезийцами. Конечно, мы никогда не станем русскими - или греками. И потому мы продолжаем уважать нашу культуру, хотя и хотим трансформировать ее в православном духе.
ВОПРОС: Отсюда напрашивается переход обратно к Австралии: там ведь довольно много староверов?
Архиепископ Илларион: Среди иммигрантов (особенно из Китая) есть много старообрядцев, которые жили в общинах вместе с нашими православными людьми и, эмигрировав в Австралию, основали свои общины. До недавнего периода они были беспоповцами, но в 80-х годах приняли священство, и одна группа - самая большая группа староверов в Австралии - теперь подчиняется митрополиту Румынии, а другая община - митрополиту Новосибирскому.
Самая большая колония старообрядцев - в Сиднее, другая - близ Мельбурна…
Мы хотели бы, чтобы Церковь была единой. А обряд… в Церкви всегда существовали разные обряды, разные литургии. Церковь вмещает разные обряды, но должно быть единство веры.
ВОПРОС: То есть, наметилось какое-то сближение?
Архиепископ Илларион: Мы всегда желали и желаем, чтобы этот раскол, который произошел в XVII веке был исцелен. К сожалению, в течение уже нескольких столетий со стороны старообрядцев остается какая-то обида за несправедливости, но и Зарубежная церковь, и Московский патриархат в прошлом заявляли о своем сожалении и просили прощения.
Епископ Марк: Если говорить о тех процессах, которые происходят в Австралии, то я назвал бы их все же локальными, хотя и символическими.
Некоторое время назад был случай, когда одна община старообрядцев-беспоповцев приехала в Иерусалим, где в то же самое время находился и я. Мы устроили для них паломничество, они стали посещать святые места. И вот священники, которые там были (не только русские, но и греческие), узнав, что они из России, но не состоят в единстве церкви, говорили: "Как? Вы раскольники?"
Это произвело на них большое впечатление, и, в конце концов, они обратились к патриарху с просьбой о рукоположении авторитетного и уважаемого выходца из их среды, который и стал священником в этой общине. Таким образом достаточно большая община вернулась в православную церковь.
Нечто подобное происходит и в других общинах, хотя ситуация разная и я не стал бы это чрезмерно идеализировать. Хотя какие-то позитивные процессы, безусловно, происходят.
Дмитрий Петровский: Действительно, Русская церковь очень тяжело переживает это болезненное разделение, которое до сих пор не исцелено, и давно сняла богословские вопросы, что открыло нам дорогу к ведению диалога. Но в этом диалоге я бы не стал проводить какие-то параллели с состоявшимся объединением разделенных частей Русской церкви. Мы готовы пойти в этом диалоге настолько далеко, насколько к нему готова другая сторона - старообрядческие согласия, которые совершенно не едины.
СПРАВКА РИА НОВОСТИ:
Русская церковь, история которой начинается с Крещения Руси в 988 году, в первые века своего существования была митрополией - частью Константинопольской церкви. В 1448 году она обрела самостоятельность, однако управлял ею по-прежнему митрополит. Патриаршее достоинство предстоятель Русской церкви обрел в 1589 году. Первым патриархом Московским и всея Руси стал святитель Иов (1589-1605).
В 1721 году по "Духовному регламенту", изданному Петром Первым, высшая церковная власть была передана царю. Непосредственное управление Церковью перешло к коллегиальному органу - Священному Синоду во главе с президентом в сане митрополита и под надзором светского обер-прокурора. В 1917 году Временное правительство издало постановление "О свободе совести" и упразднило пост обер-прокурора.
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло вследствие революции 1917 года и Гражданской войны. 17 мая этого года в московском храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении.
Таким образом была восстановлена высшая степень единства Русской зарубежной церкви и Московского патриархата - евхаристическая. Это дало возможность епископату, клиру и мирянам вновь единой поместной Русской церкви вместе участвовать в величайшем христианском таинстве причащения (евхаристии), а также во всех других таинствах и богослужениях.
В конце октября этого года, комментируя итоги состоявшегося в Москве Собора Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл заявил, что отношения Русской православной церкви (РПЦ) с РПСЦ должны улучшаться несмотря на протесты "младостарообрядцев".
Вопрос о форсировании отношений Московского патриархата с РПСЦ и преодолении крупнейшего раскола в истории Русской церкви, произошедшего в XVII веке, был поднят сразу же после "уврачевания" другого церковного разделения, порожденного революцией 1917 года, и воссоединения РПЦ с Русской зарубежной церковью 17 мая текущего года.
Диалог представителей РПЦ с руководством РПСЦ - крупнейшей старообрядческой организацией - успешно развивался в последнее время. Однако в октябре отдельные участники старообрядческого Собора подвергли своего лидера митрополита Корнилия жесткой критике - за якобы слишком тесное сближение с РПЦ.
"Существуют группы в старообрядческой среде, которые не хотят улучшения отношений, это факт. Но меня лично успокаивает то обстоятельство, что инициаторы протестных движений - "младостарообрядцы", которые вчера еще никакими старообрядцами и не были", - сказал митрополит Кирилл. По его словам, неофиты "святее Папы Римского".
То же сами происходит и в Русской православной церкви. "Мы тоже подвергаемся критике со стороны радикальных - как правило, неофитских - групп", - отметил митрополит Кирилл.
Он призвал не обращать внимания на отдельные субъективные комментарии тех или иных явлений, а "смотреть в корень". "Старообрядческий митрополит нарушил хотя бы один старообрядческий закон? Ни одного! Он отступил от своей веры? Ни на грамм! Значит, все эти комментарии - от лукавого", - заключил представитель РПЦ и пожелал предстоятелю РПСЦ митрополиту Корнилию "мужества и твердости".
РПСЦ - крупнейшая организация староверов. Она управляет 260 общинами в пределах бывшего СССР и насчитывает, по разным данным, от одного до полутора миллионов верующих. -0-
Еще о ПРАВОСЛОВИИ в Индонезии:
70 лет назад Панихида Открытие прихода на Бали