…а также "НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, НА ПАПУА ГУЛЯТЬ"… - советует нам на сей раз
tasmania_gal.
Точнее, она это в заголовке написала… А в тексте очень даже советует - если у вас денег и свободного времени немеряно… :-)
(Далее все фото присланы tasmania_gal)
"Познакомилась с совладельцем галереи "Вамена": Наджи и его брат Слиман коллекционируют и продают артефакты примитивного искусства жителей индонезийской провинции Папуа. Со всеми вытекающими последствиями (вернее, предшествиями): перелетами на кукурузниках, сплавами по рекам на каноэ, укусами тропических комаров-мутантов и обещаниями дружественных жителей отдаленных деревень, если те у них ничего не купят, съесть их на обед прямо сейчас.
Племя асматов было обнаружено с палубы судна в январе 1623 голландским торговцем. 3 сентября 1770 года капитан Джеймс Кук и его команда попытались высадиться на берег, но туземцы были настолько враждебны, что исследователи были вынуждены отступить. В 1826 году еще один голландский исследователь Колф стал на якорь в том же самом районе. Воины-асматы начали пугать путешественников громкими воплями и взрывами белого порошка, который, казалось, был орудийным огнем, и команда Колфа, не раздумывая, открыла огонь из ружей (m_tsyganov: Света-а-а! Что-то ты их как-то уж очень вежливо: «Путешественники, исследователи»… Опять, что ли, LP начиталась? Что бы не звать прямо и честно: «грабители»? А то снова диссонанс: вместо раздумий непрошеные «исследователи»-гости открывают огонь по хозяевам…)
Голландцы захватили полный контроль над регионом и западной половиной острова в 1793 году, но район проживания асматов оставался неисследованным вплоть до начала ХХ века, когда в Мерауке (
КАРТА) появился правительственный пост и оттуда начали осуществляться исследовательские экспедиции в затерянный мир асматов. В начале ХХ века многие предметы культа асматов были вывезены в качестве музейных экспонатов в Европу.
Общественный уклад асматов патриархален. Мужчины - вожди, воины, резчики по дереву, барабанщики, опекуны и исполнители мифа и ритуала. Они вырезают каноэ, строят хижины, помогают в собирании саго и охотятся на свиней и крокодилов.
Женщины заботятся о доме и детях, собирают дрова для очага, ловят рыбу, ткут циновки и мешки, готовят пищу. Они также контролируют исполнение ритуалов мужчинами, включая охоту за головами.
Из дневника Наджи: Путешествие по району Асмат. 8 ноября 2007 года. Как только мы приблизились к деревне Аоркет, жители выбежали на берег, чтобы поприветствовать нас. Несколько мужчин помогли затащить лодку на берег. Идиллия песчаного пляжа была изрядно подпорчена москитами - их просто уйма. Я достал волшебное средство - репеллент - только пользы от него было мало. Из трех комаров меня укусят два, а здесь их тысячи, миллионы… места укусов чешутся нестерпимо, но чесать нельзя - можно занести инфекцию.
Глава деревни - пожилой мужчина с огромной дырой в носовой перегородке - сказал: "Добро пожаловать".
Говорят, что те асматы, у которых перегородка в носу проткнута, попробовали человечину. Я охотно верю. Только думаю, что и другие, без дырок в носу, тоже ее пробовали.
Нас пригласили в дом двоюродного брата нашего проводника, что уже было лучше, чем останавливаться в доме для мужчин - большом жилом помещении, где живут неженатые мужчины. Ужин состоял из риса и рыбы. Отличное место, чтобы покупать рыбу - килограмм стоил всего 1000 рупий.
К восьми вечера москиты угомонились, мы взяли факел и пошли знакомиться с жителями деревни. Один из них, Сакай, вначале смущался, но потом освоился и стал нам помогать. Он оказался отличным скульптором.
Резьба по дереву - часть ритуальной и религиозной жизни асматов. Их деревянные скульптуры и маски действуют как посредники между обществом и миром их предков. Асматы полагают, что духи предков управляют действиями живущих, поэтому через резьбу они устанавливают с предками контакт. Каждая скульптура называется по имени того, кто умер. Как только скульптура получает имя, она немедленно становится воплощением духа умершего.
Я купил у него несколько работ, после чего Самай пропал на некоторое время и вернулся со странным пакетом. Самай поставил пакет на землю, открыл его и… внутри оказались три человеческих черепа. Самай сказал, что сейчас опасно хранить у себя такие трофеи, особенно оставшиеся после актов каннибализма. Он не скрывает, что, несмотря на юный возраст (30 лет), он пробовал человеческое мясо. Самай сказал, что оно похоже на свинину и что это была самая вкусная еда из тех, что он пробовал. Поэтому предки активно человеческое мясо употребляли.
Черепа, которые он принес, не принадлежали убитым в ходе охоты за головами. Это были черепа предков, Ndambirkus. Это видно, т.к. череп сохранен вместе с нижней челюстью. Черепа предков украшают орнаментом вокруг глаз и носа, смесь делают из пчелиного воска и красных и черных ягод. Дополнительно для украшения могут использовать птичьи перья. В южных районах черепа умерших родственников используются как подушки или носят как бусы, чтобы хранить память о покойном и получить защиту от его духа.
Я внимательно осмотрел их и понял, что черепам 50-100 лет. Настоящая музейная реликвия! Повезло.
Самай обещал принести еще черепа, а мы вернулись в дом. Несмотря на вечерние байки про каннибализм, рассказанные нашими хозяевами в количестве более, чем достаточном, я быстро уснул.
9 ноября 2007 года. Ночью нас разбудил женский крик. Я сначала не понял, что случилось - жители говорят на местном языке. Потом узнал, что ее мужа застали с другой женщиной, когда она сама провела ночь с мужем этой женщины. Ну и сложности! Надо разобраться.
Асматы считают мужчину достигшим брачного возраста, когда он добудет голову убитого врага во время набега на соседнюю деревню. Большинство браков - моногамны, но многобрачие также принято и уважается. Наиболее сильные и успешные в походах воины могут с достаточной легкостью иметь несколько жен. Гид сказал, что полигамия, хотя и запрещена индонезийским правительством, у них в деревне практикуется. Также возможен обмен женами. Несмотря на традицию, вспышки ревности случаются, но сейчас все закончилось мирно.
Рано утром пришел Самай и повел нас показывать остальные трофеи. Для асматов важно хранить не только черепа предков, но и черепа убитых врагов, Ndaokus. У последних нижняя челюсть отсутствует. Из нее делают бусы, которые удачливый воин дарит своей жене или невесте. Отвратительно!
Новые черепа оказались именно черепами убитых врагов. Нижней челюсти не было, на самом черепе были проломы и вмятины. Ну и находка. Мы закопали все черепа в землю, чтобы перед отъездом тайно перенести их в лодку.
Я попросил главу деревни, чтобы жители пришли на берег с предметами искусства, которые они хотели бы продать. Все выстроились на берегу, я начал выбирать, но понял, что самое ценное они припрятали, ожидая, когда я куплю то, что показывают. Через пару часов я закончил отбор, и мы перенесли все купленное в лодку.
Я сказал главе деревни, что мы хотим уплыть, т.к. начинался отлив, и нам не хотелось бы остаться в деревне еще на одну ночь. Только мы закончили собираться, как появились две девушки в униформе, слишком красивые для того, чтобы быть на государственной службе. Они точно хотят денег!
Они достали книгу, в которой я должен был написать свое имя и сумму, которую им заплачу. Я начал объяснять, что все деньги уже потратил на покупки, но девушки хотели по сто долларов каждая. Я сказал еще раз, что все мои деньги уже у жителей деревни и что у меня осталось 4 доллара, которые я с радостью поделю между ними. После протестов мне пришлось прервать разговор, дав одной из них 4 доллара, а второй фонарик. Девушки смирились.
Искусство асматов. В искусстве асматов очевиден культ мужской потенции и пениса (tsjemen). Ценятся мужественность, храбрость, бесстрашие и убийство врага на войне.
Столб предка (bisj) - пример этого культа. Он состоит из двух или больше человеческих фигур, которые вырезаются одна выше другой. Этот столб может достигать высоты 10 метров. Он вырезается из мягкой древесины мангрового дерева. Основа столба вырезается из корня. Поэтому дерево для изготовления скульптуры не срубается, а вырывается вместе с корнем. Известны асматы военными щитами. Каждый щит называют по имени предка. Именно предки дают огромную силу воину в сражении. Комбинация силы предка и символов на поверхности щита ужасают врага так, что он убегает или складывает свое оружие. Тогда врага легко захватывают в плен, связывают и доставляют в каноэ на место казни.
Асматы используют три цвета для окрашивания: белый, красный, и черный. Все эти цвета имеют как духовное, так и декоративное значение. Белый (известь) добывают из раковин мидии, которые сжигаются и перетираются в порошок. Нанесенный на каноэ, белый цвет дает скорость, силу и защиту. На скульптурах белый цвет представляет человеческую кожу.
Красный получают из речной глины. После обжига глина дает глубокий красный цвет. Когда каноэ окрашены в красный, они становятся быстрее в перемещении вниз по реке. Красный, наложенный вокруг глаз мужчины, подражает перьям вокруг глаз сердитого какаду и должен напугать врага. На скульптурах красный используется, чтобы выделить специальные рубцы и шрамы (scarifications) и отделить черные волосы от белой кожи.
Черный цвет изготавливается из древесного угля и служит для обозначения волос на скульптурах.
Щиты используются не только как оружие, но и в качестве защиты против вредоносных духов и призраков. С этой целью щиты ставят близко к дверному проему или кладут на пол, блокируя вход так, чтобы предки могли охранять дом. Во время церемониальных пиров, щиты каждой группы воинов раскладываются так, чтобы получить совокупный эффект, выраженный в умножении силы, отваги и выносливости всех участников. Основная поверхность щитов покрыта символами охоты за головами. Форма щита и символы, вырезанные на его поверхности, помогают владельцу в проживании духовных жизней. В целом они представляют собой персональную карту судьбы воина. Если путь воина, выраженный символической резьбой и сила предка которому посвящен щит согласованы, то владелец может стать непобедимым.
Больше информации
ЗДЕСЬ. Адрес галереи: Wamena Gallery jl.Mertanadi - Sunset road, 10b Seminiak, Bali, Indonesia
В октябре-ноябре Наджи с братом планируют путешествие на два месяца на лодке по южному району Папуа. Они ищут попутчиков, способных поделить расходы. Расходы, правда, огромные. Если группа будет в 5-6 человек, каждому придется заплатить 10.000 долларов. Если есть желающие, можете связаться с Наджи через сайт. Я бы и сама поехала, но увы…
Напоследок Наджи еще ролик показал. Про обряд инициации в Папуа Новой Гвинее.
Click to view
Я так прониклась, что дома продолжила с кляксами Роршаха (они же Майки Бетадина). Вот, что получилось.
Снова m_tsyganov : «От Сабанга (
КАРТА ) до Мерауке» - классическая формулировка понятия «вся Индонезия». На Сабанге я был - вскоре после цунами 2004 года, а вот на Папуа - нет :-( Мне такая роскошь не по возможностям (даже не столько финансовым (теоретически можно было попробывать подобрать оказию), сколько временнЫм: далеко и малоэффективно - летишь-летишь, плывешь-плывешь, едешь-едешь, идешь-идешь… А в итоге один-два рассказа… Нет уж, я лучше по Флоресу :-)
Вот вам еще, что попалось про Папуа на просторах ЖЖ:
ЗДЕСЬ,
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ UPD: А вот вам последние папуасские новости:
Еще два человека убиты в Индонезии близ самой большой золотой шахты мира
МОСКВА, 22 июл - РИА Новости, Михаил Цыганов. Неизвестные боевики открыли в среду огонь по автобусам с сотрудниками американской горнодобывающей компании Freeport и сопровождавшей их охране близ самой большой золотой и медной шахты мира, расположенной на востоке Индонезии (
КАРТА); два человека погибли на месте, передает национальное информагентство Антара.
Сопровождавший конвой полицейский автомобиль перевернулся, после чего несколько раненых полицейских были доставлены в больницу, причем один из них - в тяжелом состоянии. Об этом заявил агентству Ассошиэйтед Пресс попросивший об анонимности полицейский, который присутствовал при нападении.
Таким образом, число жертв начавшегося 11 июля очередного обострения ситуации вокруг разрабатываемого одной из ведущих горнодобывающих компаний планеты и мирового лидера в добыче меди - американской
Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. ("FCX") - шахтного комплекса Грасберг в восточноиндонезийской провинции Папуа достигло пяти человек. Еще не менее 12 получили ранения, в том числе - тяжелые.
ХРОНИКА НАПАДЕНИЙ
Десять дней назад при произошедшем в сходной ситуации обстреле автомашины с сотрудниками Freeport был убит на месте получивший ранения в голову и грудь 29-летний австралиец. Уже на следующий день под огонь неизвестных стрелков попала конвой с расследовавшими обстоятельства убийства австралийца полицейскими спецназовцами. Ранены пять человек, включая двух полицейских. На другой день еще один полицейский конвой попадает под огонь снайперов, убивший охранника Freeport и ранивший двух водителей, а в результате не связанного с первым инцидента в близлежащем ущелье обнаруживают труп упавшего или сброшенного туда сотрудника полиции.
Через день, 14 июля, неизвестные снова обстреливают автомашины американской компании - в данном случае без пострадавших. Но на следующий день под огнем из джунглей ранены двое полицейских.
В район шахт переброшены десятки полицейских спецназовцев из других районов страны.
Аналогичное обострение ситуации в районе комплекса Грасберг имело место в августе 2002 года, когда в результате обстрела доставлявших туда школьных учителей автобусов были убиты двое американцев и индонезиец. Несмотря на участие в следствии американского ФБР, виновных с точностью так и не удалось установить, а убийство разожгло массовые протесты местного населения, считающего, что оно не получает "законную долю" от прибылей американской корпорации.
А в целом история поджогов, взрывов и баррикад на дорогах в районе самой большой золотой шахты мира началась одновременно с началом работ на ней в 70-е годы прошлого века, когда Индонезией "железной рукой" правил второй в ее истории президент Сухарто. С тех пор комплекс Грасберг превратился в легко заметный даже с пролетающих в отдалении самолетов
огромный провал в земле, вызывающий протесты не только местного населения, но и экологов всего мира.
ВЛАСТИ ТЕРЯЮТСЯ В ДОГАДКАХ
На сей раз, несмотря на произведенные ей два дня назад аресты 17 человек, полиция провинции Папуа вновь не может определенно указать на виновников преступлений в закрытой для журналистов зоне вокруг шахт.
"Мы продолжаем интенсивный допрос (подозреваемых), чтобы определить их роль в трех случаях со стрельбой", - заявил днем ранее ее глава Багус Экоданто.
Представители Freeport, запретившей передвижения по ведущей к шахтам дороге, отказались комментировать происходящее, передает Ассошиэйтед Пресс.
Коренным населением принадлежащей Индонезии западной половины второго по величине острова планеты - Новой Гвинеи - являются разделенные на сотни племен папуасы, значительная часть которых до сих пор живет в буквальном смысле в каменном веке. Между племенами нередки вооруженные конфликты, в которых порой принимают участие сотни и даже тысячи вооруженных, в основном, луками и копьями воинов, а их старейшины отвергают любые законы, кроме традиционных племенных.
Некоторые папуасы поддерживают зародившееся около четырех десятилетий назад сепаратистское "Движение за свободное Папуа" (ДСП), которое не является, тем не менее, по-настоящему массовой или способной на крупные акции организацией. ДСП считает расположенные в тысячах километров от Джакарты шахты Freeport символом "чужого правления", и потому является очевидным кандидатом в основные подозреваемые.
Вместе с тем, многие аналитики обращают внимание на высокий уровень военной подготовки виновников нынешних нападений в районе шахт и их также нехарактерное для папуасов отличное оснащение, делая на основании этого вывод о том, что обстрелы являются следствием конфликта между коррумпированными руководителями индонезийских военных и полиции в провинции, борющихся за долю выплат от Freeport.
По сообщению агентства Франс Пресс, руководство корпорации признало ранее в этом году, что в прошлом году понесло на охрану комплекса Грасберг "вспомогательные расходы" на сумму в восемь миллионов долларов, в том числе выплатило примерно 1,85 тысячам охраняющим шахты военным и полицейским свыше полутора миллионов долларов - невзирая на официальный запрет в Индонезии подобной практики.
Третьей версией являются обвинения в адрес занимающихся на Папуа нелегальной золотодобычей и торговлей банд уголовников.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЗАПАС ЗОЛОТА
Базирующаяся в Аризоне американская корпорация в размещенном на ее официальном сайте отчете объявила о чистой прибыли в трудном для большинства компаний мира втором квартале 2009 года в 588 миллионов долларов. Она характеризует комплекс Грасберг как "один из крупнейших в мире отдельных источников как меди, так и золота, и крупнейшее отдельное месторождение золота в мире".
Freeport также заявляет о намерении перейти к добыче руд закрытым способом лишь в 2015 году.
В настоящее время на американскую корпорацию на Папуа работает около 20 тысяч человек, и она является одним из крупнейших налогоплательщиков в Индонезии. Кроме того, индонезийское государство является миноритарным акционером в деятельности действующего в этой стране дочернего предприятия американской корпорации.
Накануне прошедших в Индонезии в начале июля президентских выборов вопрос о судьбе Freeport и других подобных иностранных разработчиков индонезийских недр занял одно из важных мест в предвыборной борьбе. Собравший подавляющее большинство голосов нынешний президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно занимал умеренную позицию, делая ставку на привлечение иностранных инвесторов, тогда как его соперники использовали националистические лозунги, требуя радикального пересмотра договоров с Freeport и подобными ей иностранными корпорациями, действующими в других районах Индонезии.