Нынешний финансовый и экономический кризис почему-то принято называть "глобальным". Хотя на заметных без всякой помощи лупы участках глобуса о нем знают, в основном, лишь из чтения международных разделов газет.
"По данным Джакартской фондовой биржи, иностранные инвесторы (только) на этой неделе приобрели индонезийских ценных бумаг на сумму в 159 миллионов долларов больше, чем продали", - сообщает в эту пятницу агентство Bloomberg.
Это - официальные данные, которые достаточно скромно отражают реальную картину. Потому что, на самом деле, массированная скупка западными (прежде всего - американскими) корпорациями индонезийских активов идет уже давно, однако сделки, как сообщили автору в ходе недавней поездки по Индонезии попросившие не называть их имен источники в местных деловых кругах, проводятся зарегистрированными в самой Индонезии филиалами зарубежных компаний, так что эти вложения обычно выглядят как внутренние инвестиции.
"Базирующиеся за рубежом фонды вкачивают деньги в ценные бумаги этой страны", - так деликатно, никого не называя по имени, описывает эту ситуацию уже в другом появившемся в пятницу материале Bloomberg.
И в этом нет ничего удивительного, потому что по итогам первого квартала 2009 года индонезийская экономика продемонстрировала наиболее высокие темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) - 4,4% по сравнению с тем же периодом годом ранее - во всей Юго-Восточной Азии.
Да, год назад было несколько больше. Но спад (с 5,2% в первом квартале 2008 года) не слишком значителен и потому не дает оснований говорить о кризисе. Особенно если посмотреть по сторонам: на Филиппинах рост ВВП за первые три месяца текущего года составил 0,4%, тогда как Малайзия, Сингапур и Таиланда вообще зарегистрировали его сокращение более чем на 6%.
"Ну да, где-то кого-то сократили, - отвечали на вопросы автора в ходе недавней поездки по Индонезии разбирающиеся в экономическом положении страны знакомые. - Но, в целом, серьезных изменений нет..."
"На этот момент кризис сказался на нашем отеле тем, что иностранные посольства стали подписывать контракты о сотрудничестве на меньший срок. И все", - заявил помощник директора по продажам столичного отеля "Боробудур" Томми Агунг Картика. А почетный консул России на всемирно известном курорте Бали Нуку Камка сообщил, что в марте этого года из РФ на остров прибыли шесть тысяч туристов из РФ - на тысячу больше, чем в том же месяце годом ранее.
За что же такое счастье именно Индонезии? А за муки. Предыдущий азиатский финансовый кризис конца 90-х годов наложился в этой стране на вынужденный уход от власти правившего Индонезией свыше 30 лет Сухарто и в совокупности эти два фактора привели к столь ужасающей кровавой неразберихе, что оправляться от нее страна реально начала лишь лет пять назад. И потому сейчас ее нереализованный потенциал настолько велик, что даже кризис у подавляющего большинства ее торговых партнеров не в состоянии остановить рост.
Но есть и другой момент. Значительные участки территории "страны трех тысяч островов" вообще выпадают из статистики, поскольку на них существует самая настоящая натуральная экономика, а методы ее учета статистикой пока не разработаны. (Не поймите превратно - это означает не то, что Индонезия в целом является отсталой страной, а лишь то, что в ней существуют различные уклады). А вот некая фондовая биржа, на которой в далекой Джакарте какие-то странные люди совершают некие непонятные нормальному индонезийцу ритуальные действия, к счастью, на судьбы страны в целом оказывает не слишком значительное влияние.
- Ну, какой у нас может быть кризис, если предпринимателями является лишь два-три процента населения страны? - риторически спрашивает один из собеседников.
Пример Индонезии убедительно демонстрирует, что нынешний кризис, во-первых, уж никак не глобальный, хотя выше приведены данные лишь по одной стране. Зато - не самой маленькой: как по территории, так и по акватории. Да и со своими более чем 240 миллионами жителей Индонезия является четвертой страной мира по численности населения.
А еще это, на самом деле, не финансовый и экономический кризис. Давайте назовем вещи своими именами: это кризис виртуальной экономики*.
*Виртуальная экономика - это когда заявление Обамы (Гайтнера, Бернанке - недостающее вписать) о том, что они наблюдают некие насквозь мистические "зеленые ростки" (американский аналог наших "зеленых чертей"?) приводит к активности биржевых игроков (давайте уж их звать по-настоящему имени, а не "инвесторами", как принято в последние годы), а последующая скупка теми акций воспринимается как самостоятельный экономический индикатор. Когда "экономическим возрождением" считается замедление темпов спада, а не его прекращение. Короче, когда игроков на бирже начинают вежливо именовать "инвесторами", а процессы в их головах оказываются важнее, чем положение в реальном секторе.
И в этом свете раскладка кризиса в ЮВА выглядит вполне логично. Кроме того, что, пожалуй, Малайзия и Таиланд не должны были бы оказаться на одной жердочке с Сингапуром, а занять место между ним и Филиппинам. Но - сыграли свою роль внутриполитический проблемы…
P.S. Да, кажется я еще не сообщал об обнаружении мной сообщества
philippines_ru… Так что делаю это здесь.
UPD: Отличная статья о внутренних проблемах Таиланда - FEER,
Populism Erodes Thailand's Old Order by Colum Murphy UPD2:
Число стран БРИК необходимо расширить до 5 за счет Индонезии - эксперт ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ЗАВЕРШАЮЩАЯ