Что мне Гекуба?

Oct 25, 2007 19:58


"По мере того, как океаны возникают и исчезают, а континенты дрейфуют, строители рифов создают богатый кальцием ландшафт, покрывающий сейчас значительные части мира". Стив Джонс


На самом деле, я очень внимательно слежу за реакцией на посты. И знаете, что поразило? Чисто эмоциональная реакция на предыдущий ("Прощание с кораллами", вчера)…
Примерно так: "Ой, как жаль, что такая красота умирает"… И лишь изредка: "А можно ли что-то сделать?"



Между тем, речь идет не просто об исчезновении красоты, а том, чем ЕЩЕ это реально грозит ВСЕМ НАМ.

Похоже, мало кто отдает себе отчет в том, что известняковые щиты, из которых сложена значительная часть целых континентов, и хрупкие кораллы тропических морей - это, в принципе, одно и то же…
И мало кто знает, что царившим последние тысячелетия на планете ровным климатом (который сейчас начинает благодаря нашим собственным "заслугам" стремительно меняться - а я как раз с одно из конференций по данной теме, но об этом потом…) мы в значительной степени обязаны именно кораллам. Точнее, их предкам…


Я позволю себе вновь обильно процитировать Джонса (кто это такой, также см. в предыдущем посте):
"Рифы часто называют влажными тропическими лесами моря, но сегодня они занимают всего полмиллиона квадратных километров - площадь лишь в два раза больше территории Британских островов по сравнению с 20 раз большим показателем для тропических лесов.
В 60-е годы - после того как протесты общественности положили конец проводившимся атомными державами испытаниям в воздухе, - буры проникли глубоко в основания коралловых островов, чтобы доставить оружие на место испытания. И там геологи обнаружили окончательное доказательство того, что каждый атолл является известняковым замком, высящимся на вершине обреченного базальтового пика. "Холодная война" утвердила дерзкую гипотезу Дарвина о пластичной природе Земли.
Коралл - это союз углерода с кальцием и кислородом (также как и все растения с животными, включая и нас самих). Простые животные - полипы - на первый взгляд не кажутся чем-то большим, чем открытый мешочек со щупальцами. 99% процентов их живет в море... И лишь примерно тысяча из известных на этот момент десяти тысяч видов способна вырабатывать камень. Некогда их считали малоинтересными для науки примитивными созданиями. Но, на самом деле, это - сложнейшие организмы, принадлежащие к одному из самых многообразных семейств и играющие важную и все возрастающую роль в современной биологии.
[Лишь] теперь наука начала понимать, почему некоторые создания ветшают, тогда как другие - нет. Кораллы помогают ответить на эти беспокоящие вопросы.



Около трех четвертей тел большинства книдариев (кишечнополостных) состоят из стволовых клеток, которые могут при необходимости превращаться в нервы, железы и зачатки спермы и яиц. В результате, подобные создания способны строить новое тело из крошечного фрагмента, и могут делать это снова и снова.
…большинство рифообразующих кораллов живет лишь в самом верхнем слое воды. Как и зеленые растения, они питаются солнечной энергией, и - как и растениям - Солнце дает им большую часть необходимого топлива. Эволюция наделила строителей рифов способностью извлекать из морской воды растворенные в ней химикаты [прежде всего, углерод. То есть, те самые парниковые газы…] и превращать их в камень. Животные всасывают "сырой" углекислый кальциевый камень, из которого выстроен их дом), из океана в ходе процесса, чрезвычайно схожего с тем, как тело человека выращивает кости. Морские улитки, морские звезды, каменные водоросли и крошечные морские животные под названием фораминиферы совместно участвуют в этом архитектурном процессе и вместе возводят структуру, которая растет с поразительной скоростью. По мере того, как океаны возникают и исчезают, а континенты дрейфуют, строители рифов создают богатый кальцием ландшафт, покрывающий сейчас значительные части мира.



Некоторые ветвистые кораллы способны творить по 15 см камня ежегодно: шесть килограммов известняка на квадратный метр. Значительная его часть снова растворяется морем или разбивается волнами и большим количеством животных, которые прогрызают и точат камень, однако вновь сотворенный материал все же являет собой внушительный тоннаж, учитывая имеющиеся в мире 250 миллиардов квадратных метров рифов. За долгое время толщина подобных структур может достигнуть нескольких километров.
В рифах живет четверть всех морских рыб: от достигающих веса в 400 килограммов морских окуней до рыбок сантиметровой длины. Животные могут собираться там в огромных количествах. В лагуне шириной менее километра одного атолла в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия) насчитывается пять миллионов гигантских моллюсков, каждый величиной до метра в поперечнике. В подобных местах регистрировалось до более чем ста тысяч различных видов, и нет сомнения в том, что это - огромная недооценка."



Интересно, не правда ли?
Дальше речь снова пойдет не только о таких кажущихся далекими от повседневных интересов россиян и слишком научными проблемах, как генетическое разнообразие и глобальное потепление. Кораллы непосредственно защищают берега от эрозии, ураганов и цунами, и в немалой степени именно их угрожаемому состоянию мир обязан тем, что цунами в декабре 2004 года, унесшее жизни сотен тысяч человек в странах Индийского океана, было столь разрушительным.
Из кораллов уже сейчас добывают несколько уникальных антибиотиков, которые пока не удается синтезировать. Австралийские ученые надеются создать на их базе новое поколение болеутоляющих средств. Некоторые специалисты даже связывают с ними надежды на получение надежного лекарства от рака.
Получаемое из редкого вида мягких кораллов природное вещество элеутеробин в сто раз более эффективно против раковых клеток, чем имеющей аналогичное воздействие препарат Таксол, рассказывает профессор Джон Манн из университета Куинз в Белфасте. Проблема заключается лишь в том, что в кораллах оно присутствует лишь в незначительных количествах, а синтезировать его пока не удается, хотя такие попытки предпринимало множество исследователей.
Кстати, за последние полвека более половины важнейших прорывов в области фармакопеи основывалось на обнаруженных в природе новых веществах.



Но главное - даже не это. Хотя на коралловые рифы приходится лишь 0,2% площади Мирового океана, они являются домом для примерно трети его запасов рыбы и десятков тысяч других видов морских животных. Многие из них могут существовать только там.

Лишь в одной Восточной Азии береговая линия имеет протяженность в 234 тысячи километров и близ нее уже сейчас живет около миллиарда человек. На моря Восточной Азии (к ним относят Желтое, Южно-Китайское, моря Сулу, Сулавеси и внутренние моря Индонезии) приходится 41% всех мировых уловов рыбы и 80% - морепродуктов.
А по оценкам Океанской инициативы встречи Азия-Европа, к 2025 году в прибрежных районах будет жить уже 75% населения мира. Даже только поэтому то, что происходит в морях и океанах, не может не оказывать самого непосредственного воздействия и на жизнь любого из нас.



- А какое дело до кораллов жителям России? - спросил автор самого Тома Горо (тоже см. предыдущий пост).
- Ну, это все равно, что спросить: "А какое дело жителям тропиков, если вдруг растает вечная мерзлота по всей Сибири?" - отвечал он. - Для более чем ста других государств мира коралловые рифы являются их основным ресурсом в морском биологическом разнообразии, туризме, рыболовстве, а также защитой для их берегов. А в нашем становящемся все более взаимосвязанным мире ни одно место не изолировано от других.





UPD: Материал о сегодняшней конференции см. здесь 
Но, увы, нет на ленте РИАН достаточно места для всех нюансов :-(
Попробую постепено отписать в посте... А завтра ждите роскошное интервью!!!

ecology, climate, coral, underwater

Previous post Next post
Up