В начале 3-го тысячелетия до н.э., происходит постепенный упадок Трипольской культуры, которая находилась на территории нынешних Украины, Молдавии, и Румынии. Расселение племён происходит к Поволжью, Алтаю, Предкавказью, к Дунаю и на Балканы.
В 22-ом столетии до н.э., в регион Эгейского моря вторгаются новые племена.
Античная традиция называет этих пришельцев, пеласгами. Пеласги, в переводе с древнегреческого, означает «соседи». Именно так, пришедшие позднее на Балканский полуостров ахейцы, назовут этот народ. Пеласги селятся на Кикладских островах, и на юге Пелопоннеса. Но главным центром, их будущей могущественной морской державы, становится остров Крит. В короткий срок, пеласги, создают сильнейший по тем временам флот, и берут под свой контроль, водные просторы всего Средиземноморья. В египетских источниках они известны под именем «народы моря». Оборонительные укрепления, поначалу появляющиеся на Крите, в дальнейшем совершенно исчезают, что говорит, о полной уверенности критян, в своей неуязвимости.
В древнегреческих преданиях рассказывалось о морской Критской державе. Историкам были известны великолепные критские печати из стеарита, которые местные жители Крита использовали в качестве амулетов.
Друг и единомышленник Генри Шлимана, откопавшего легендарную Трою, Артур Эванс в своё время познакомился с этими печатями, хранившимися в Оксфордском музее. Эванс приезжает на Крит, чтобы точнее выяснить их происхождение (первоначально предполагалось, что эти печати либо с Крита, либо из Спарты). Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по столице Крита Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом. И Эванс начал раскопки.
Он вел их почти 30 лет с 1899 г. и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу - Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из. которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности. В Кноссе был создан самый большой и самый сложный из всех известных науке комплексов подобного рода. Дворец рос изнутри, не вписываясь в рамки заранее заданного контура. План Кносского дворца сразу наводит на мысль о лабиринте, настолько он сложен и запутан. Кносский дворец-лабиринт со всех сторон совершенно разный, нет главного фасада и торжественного входа. Используя рельеф местности, архитектор расположил разные части здания па разных уровнях, то есть часть дворца получилась двух-, часть - трех-, а часть - четырехэтажной. Общая площадь Кносского дворца - 10 000 квадратных метров. Комплексы построек, причудливо расположенные на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Этот дворец царя Миноса многократно перестраивался и расширялся. Поздний дворец был длиной 150 и шириной 100 метров. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами. Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных и подземных сооружений. Кажущийся беспорядок в расположении помещений ученые объясняют сооружением новых дворцов над фундаментами прежних, которые были разрушены землетрясениями, а также пожаром 1380 года до н.э. Свежий воздух и солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери. В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким грифоном можно играть и резвиться на лугу. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» - дворец царя Миноса.
Благодаря археологическим раскопкам в Кноссе и в других древних поселениях Крита, на Кикладских островах, Балканском полуострове и в Малой Азии мир узнал о существовании могучей морской державы в Средиземноморье в III-II тыс. до н.э. Яркому развитию культуры в Восточном Средиземноморье способствовал хороший климат и географическое положение- изрезанные берега с очень удобными для мореходства бухтами и заливами.
Click to view
По всему Криту, протягиваются замечательные дороги, связавшие друг с другом, самые отдаленные уголки острова. Правители Крита, строят роскошные дворцы, известнейший из которых- Кносский.
Очень скоро, критяне, опираясь на свой могучий флот, разворачивают масштабную экономическую экспансию. Великолепная критская керамика, появляется практически во всех регионах Средиземного моря. Уже в начале 2-го тысячелетия, критяне занимают остров Кипр, и берут под свой контроль, одно из крупнейших по тем временам, месторождений меди.
Очень вероятно, что поселения критян имелись и на черноморском побережье в Крыму. Критяне вели торговлю с народами, населявшими Северную Европу, а возможно на своих судах ходили через Гибралтарский пролив к Британским островам. Об этом свидетельствуют находки на Крите и в Греции изделий из прибалтийского янтаря. Найденные на юге Англии оловянные слитки в форме ласточкиного хвоста также подтверждают это. А в Швеции известно изображение критского корабля, датируемое 18-м веком до н.э....
Изображения тигров и обезьян на фресках критских дворцов указывает на торговые связи с Западной Африкой. Изображения на критских вазах летучих рыб свидетельствуют о том, что критяне-мореплаватели добирались до экваториальной зоны Атлантики.
Расцвет критской живописи, относится к 16-му веку до н. э. Критские художники, были замечательными мастерами чеканки, и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях, и печатях. Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера, изобрели для покрытия сосудов, особую краску темно-лилового, или черного цвета, с металлическим блеском, которая, делала стенки ваз, водонепроницаемыми. Вазы, украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, или цветов.
Артур Эванс разделил древнейшую историю Крита на три периода (назвав их по имени легендарного критского царя минойскими): раннеминойский (3000-2000 гг. до н.э.), среднеминойский (2000-1600 гг. до н.э.) и позднеминойским (1600-1200 гг. до н.э.).
Расцвет крито-микенской культуры наступил во II тысячелетии до н.э. Об этом красноречиво говорят раскопки на Крите. Оставили критяне после себя и образцы письменности. Письменность Крито-Микенской цивилизации за время своего существования прошла три основных этапа развития:
1. 20-16 вв. до н.э. -Линейное письмо класса А (Линейное А). Им выполнены надписи на критских печатках (1-я четв. II тысячелетия до н.э.). Им написаны десятки текстов на глиняных табличках из дворцов Крита. Краткие надписи так же встречаются на сосудах. Кроме этого, линейные надписи А найдены: одна в Эмали (область Ликия в Малой Азии), другая - в сирийском городе Угарит (на серебряном блюде), а также отдельный знак, начертанный над клинописным текстом сосуда из Газера в Палестине (17 век до н.э.). В континентальной Греции линейное А не обнаружено. Часть знаков отличает характерная для рунических алфавитов прямолинейность, что, несомненно, говорит в пользу северных истоков Линейного А. Так же в Линейном А широко представлены идеограммы.
Своеобразным памятником этого письма является Фестский диск.
В летний сезон 1908 года итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части Крита еще с середины 80-х годов XIX века, вела раскопки царского дворца в древнем городе Фесте. Дворец располагался в исключительно красивой местности - на отрогах горы, возвышающейся над долиной Мессары. И здесь, в его развалинах, в один из июльских вечеров вместе с табличками (исписанными известным уже тогда критским линейным письмом) был обнаружен замечательный диск с неизвестным письмом.
Это был небольшой по размерам диск, из хорошо обожженной глины, имевший диаметр около 16, и толщину, около 2 см. С обеих сторон, его покрывала спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных знаков. Знаки, объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями.
Прежде чем прочитать надпись на диске, необходимо выяснить, кем же были древнейшие обитатели Греции. Кто же такие пеласги? Болгарский ученый, академик Георгиев, доказал, что язык пеласгов был индоевропейским. Но какой именно?
Старший научный сотрудник, Русского Физического Общества Геннадий Гриневич, обратившись к надписям Фестского диска, свое исследование начинает с пеласгов, генеалогию которых он выводит, опираясь на высказывания древнегреческих авторов. Гриневич обращается к высказыванию Гелланика, жившему в 5-м веке до н.э.. Он писал о том, что «этруски - это ответвление эгейских пеласгов». «Этрусками», этрусков называли римляне. греки называли их «тирренами», а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому, называли себя расенами, и это всё при том, что «совершенно безоговорочно, этруски, названы славянским племенем в словаре Стефана Византийского». Из всего сказанного, можно сделать вывод, что пеласги - это славянское племя. И если это так, то не попытаться ли расшифровать Фестский диск, с помощью праславянской письменности.
В переводе Геннадия Гриневича, надпись на Фестском диске, читается так:
Надпись на стороне А: «Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше... На новом месте, вы почувствуете их... Все вместе... Что вам послал еще господь? Место в мире божьем.... Распри прошлые, не считайте.... Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его, днем и ночью... За мощь его радейте.... Живы еще чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем».
Надпись на стороне Б: «Будем опять жить... Будет служение богу... Будет всё в прошлом, - забудем кто есть мы... Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь... - забудем кто есть мы... Чада есть, - узы есть... забудем кто есть... Что считать, господи!.. Рысиюния чарует очи... Никуда от нее не денешься, не излечишься... Не единожды будет, услышим мы: вы, чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас... Не есть еще, будем Ее мы, в этом мире божьем».
Click to view
Таким образом, содержание Фестского диска, предельно ясно. Племя "рысичей", вынуждено было оставить свою прежнюю землю, - "Рысиюнию", где на их долю выпало много бед, и страданий. Новую родину, они обрели на острове Крите, который автор призывает беречь, защищать и радеть, о ее мощи и силе. Неизбывная тоска, наполняет текст, при воспоминании автора о "Рысиюнии". Та тоска, от которой никуда не деться, и ничем не излечиться...
Вот что вспоминает сам Гриневич о расшифровке Фестского диска:
«Фестский диск - это, получается, более возвышенное такое письмо, когда линейный элементарный знак облекался в форму рисунка... эта традиция сохранялась впоследствии... вот например, когда у нас уже было книжное дело на Руси, когда мы писали кириллицей, заглавные буквы могли изображаться в виде рисунков, например, в виде какого-то чудища... и вот, на Фестском диске, там из рисунка можно совершенно спокойно вычленить тот линейный знак, который и положен в основу каждого рисунка.
Я прочитал Фестский диск за одну ночь - подъем был необыкновенный. В это время у меня как раз родилась внучка - поэтому Фестский диск был прочитан 23 апреля 1983 г. Наши предки оказались на Крите не по своей воле. В 60-е г.г. был такой известный археолог Брюсов, который, описывая исход трипольцев из Триполья (он делал доклад об изгнании русов) давал возможную трактовку этих событий, и вот, изгнание русов и появление их на чужой земле, на которой они теперь вынуждены обустраиваться, но тоскуют по-прежнему о своей родине - Рысиюнии, это очень сбивалось с представлениями Брюсова. И я впервые получил при своей расшифровке конкретный исторический сюжет...»
2. 15-12 вв. до н.э. -Линейное письмо класса Б. На Крите найдено 3400 глиняных табличек с этим письмом. В материковой Греции: в мессенском Пилосе - 1100, в Микенах - 75, в Тиринфе - 6, в Фивах - 45; а также 140 надписей на обломках сосудов из этих же мест. Кроме этого, линейные надписи Б найдены: линейные знаки на кирпичах в районе к западу от среднего течения р. Иордан и три текста на глиняных табличках в местности Тель-Дейр-Алла в Иордании относящиеся к 12 веку до н.э..
Линейное Б представляет из себя дальнейший процесс приспособления письма к технике нанесения литер на глину. Идеограммы в нем практически исчезают, а на их месте появляются новые, более простые в исполнении знаки. Линейное Б с полной уверенностью можно охарактеризовать как «скоропись».
3. Наконец Кипрское слоговое письмо 16-12 вв. до н.э. Представлено в основном краткими надписями, главным образом, на керамике, а также на глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых неясно. Образцы обнаружены в Энкоми, а также в Угарите на сирийско-финикийском побережье. Кипрское слоговое письмо представляет из себя результат сильного воздействия на Линейное А и Б клинописи Востока.
Спустя два столетия, после прихода пеласгов, в 20-ом веке до н.э. в Эгеиде, появляется вторая волна переселенцев- ахейцы. Они не характеризовались столь высоким уровнем, культурного развития. В самой Греции ахейц, располагают свои селения внутри страны, в удаленных от моря местах, предпочитая земледелие и скотоводство морскому делу. Им уже приходится серьезно заботиться о собственной безопасности и укреплять свои зарождающиеся города оборонительными сооружениями. Сама культура ахейцев, наполненная воинственностью, резко контрастирует с миролюбивостью критского искусства, и полным отсутствием в нем военной тематики. В течении нескольких последующих столетий, ахейцы и пеласги, мирно сосуществуют рядом. между ними, не происходит каких-либо, заметных столкновений.
В 16-м веке до нашей эры, происходит очень быстрый подъём ахейской культуры. Это связано с освоением ими металлургических знаний. В итоге, к началу второй половины 16-го века до н.э. изготовлявшиеся в материковой Греции предметы, достигают такого высокого уровня, что по большому счету, уже ни в чем не уступают критским образцам.
Генрих Шлиман, предприняв попытку найти Гомеровскую Трою, доказал, что Троя существовала. В Турции, на холме Гисарлык, руководствуясь только описаниями Гомера и других античных авторов, он нашел руины легендарного города, погибшего в результате пожара. Это была она- Троя. Открытие это стало настоящей сенсацией, вызвавшей бурный восторг среди любителей древности и шквал негодования среди профессиональных археологов. Воодушевленный успехом, Шлиман отправился в Грецию в поисках не менее легендарных городов - Тиринфа и Микен, где, по словам Гомера, похоронены греческие военные вожди, сражавшиеся в первых рядах во время Троянской войны. С 1874 по 1885 г. Шлиман работал на территории Балканского полуострова - в Микенах, Орхомене и Тиринфе.
Микены были городом, где правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков против троянцев. Греческий путешественник Павсаний во 2-м веке до н. э. описывал Микены так: "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы... Тут были подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру". Именно эти слова Павсания и были главным руководством Шлимана. Он раскопал купольные гробницы со множеством золотых предметов, гробницу Атрея, гробницу Агамемнона со знаменитой золотой погребальной маской, гробницы Эгисфа и Клитемнестры. Микенские гробницы довольно любопытные сооружения. Это так называемые толосовые гробницы, круглые по форме, перекрытые ложным сводом. Иногда их еще называют купольными гробницами. Снаружи они засыпаны земляной насыпью, а внутри перекрыты подобием купола или свода, который получается потому, что каждый последний слой каменной кладки чуть-чуть выступает за пределы предыдущего и таким образом концентрические кольца кладки смыкаются на вершине. В гробнице Агамемнона было 33 таких кольца. Были в Микенах и могилы, высеченные в скале.
Помимо гробниц, Шлиман открыл и город - Микены. Это был настоящий город-крепость. На скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря в 13 в. до н. э. ахейцами была возведена неприступная крепость площадью 30 000 квадратных метров. С севера она была защищена горой, со всех сторон окружена мощной каменной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота - более 8 метров. Возможно, что в древности каменная часть стены была еще выше надстроена из сырцового кирпича, но от него, даже если он и был, не осталось и следа. Но больше всего в этой стене поражает не высота или толщина, а каменные блоки, из которых она построена. Трудно поверить, что люди могли сдвинуть с места эти огромные камни. Трудно поверить, что люди ворочали эти глыбы. Именно поэтому впоследствии возник миф о строительстве этих стен циклопами. Главный вход в крепость был через Львиные ворота. Проем ворот - это квадрат со стороной 3,1 метра. В свое время он закрывался мощными деревянными створками, но сейчас без них ворота выглядят, быть может, даже внушительней. Два огромных вертикальных камня перекрыты громадным блоком, сверху немного скругленным, а над ним, в кладке стены, оставлен треугольник, заполненный каменной плитой с высоким рельефом, на котором два могучих льва, поставив передние лапы на ступени, фланкируют колонну. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды.
Другим городом-крепостью, построенным еще раньше Микен и открытым Шлиманом, был Тиринф. Здесь уже Шлиман проводил раскопки более профессионально, так как с ним вместе работал Дерпфельд, архитектор, прошедший хорошую школу, участвуя в археологической экспедиции Берлинских музеев в Греции. Крепости Тиринф и Микены по праву считались неприступными.
Около 1450 года до н.э., в Эгейском море происходит страшная катастрофа, положившая конец Критской державе. Речь идет, о взрыве вулкана на острове Санторин, расположенном в 130 километрах к северу от Крита.
Поразительной особенностью этой катастрофы является то, что в отличие, например, от Помпеи, в пепле не обнаружено человеческих останков. Можно сделать вывод, что ещё до основного извержения жители покинули Санторин.
Трещины в земной коре послужили путями выхода разогретых газов. Вулкан начал дымиться. Жители быстро стали покидать остров. Быстроходные корабли увозили их на Кикладские острова, Крит, а возможно, и в Африку.
Тем временем подземные толчки на Крите становились всё сильнее. Слышался нарастающий гул, камни и пепел выбрасывались на всё большую высоту. Наконец, уже поздно ночью, когда корабли, перегруженные бежавшими с Санторина людьми, были ещё в пути, разразилась катастрофа. Гигантский взрыв потряс всё Восточное Средиземноморье. Его грохот был слышен у Гибралтара, во всей Европе, включая Скандинавию, в Персидском заливе, на побережье Чёрного моря, в Центральной Африке и даже ещё дальше.
На воздух взлетели десятки кубических километров пепла. Во все стороны от Санторина пошли страшные разрушительные волны. Они распространялись по дну Средиземного моря со скоростью 20000 км/ч и спустя 20 секунд после взрыва достигли Крита и Кикладских островов, вызвав там разрушения. Вслед за ними со скоростью около 1000 км/ч распространялись воздушные волны от взрыва. Немного отставали от них по времени, со скоростью около 350 км/ч, морские волны. Наконец, последняя волна уничтожения- туча пепла- двигалась медленнее других. Она завершила серию процессов, обрушившихся на Критскую державу.
Даже в Египте, пеплопад длился девять дней. Пепел, покрывший всю землю, вызвал массовый падеж скота, и на долгие годы отравил пахотные поля.
Часть переживших катастрофу пеласгов, покидает остров, и переселяется на Кипр, расположенный в 550 километрах от Санторина, и мало пострадавший от взрыва вулкана. После гибели Критской державы, Кипр становится одним из самых крупных центров Эгейской культуры.
Другая часть пеласгов, переживших катастрофу, направилась на юг и восток- в Палестину и Египет. Они и принесли туда весть о несчастье, постигшем их страну. И вскоре вступив в союз с кочевниками- ливийцами, «народы моря» объявили войну Египту. С огромным трудом, понеся большие потери, египетским фараонам удалось остановить их нашествие. Но владения Египта в Сирии и Палестине были потеряны- там обосновались «народы моря». В библии «народы моря» именуются филистимлянами, отсюда произошло название Палестина.
Материковая Греция значительно меньше пострадала от катастрофы на Санторине. Пеплопад под действием ветра распространился от Санторина главным образом к юго-востоку, и на Балканском полуострове его практически не было. Безусловно, и волны цунами также оказались для материковой Греции менее опасными- в глубоких греческих заливах они быстро гасли. Большая часть населения Греции того времени занималась скотоводством и жила в горах. Города располагались в основном за пределами досягаемости волн. К примеру, Тиринф и Микены, размещённые на холмах в нескольких километрах от моря, от Санторинской катастрофы пострадали слабо. Надо думать, что часть оставшихся в живых население островов Эгейского моря перебралась в Грецию. По крайней мере, сильный расцвет микенского искусства в 13-12 вв. до н.э. рассматривается как непосредственное продолжение среднеминойского периода Крита.
Опустошенный Крит, заселяется материковыми ахейцами, не столь прихотливыми, как их предшественники. Власть на Крите, и на Кикладских островах, переходит к ахейским правящим династиям. Ахейцы быстро заполняют нишу, оставленную пеласгами, и теперь уже их корабли, наполненные товарами, уверенно бороздят воды Средиземного моря.
Период в истории Греции, между 16-м и 11-м веками до н.э., принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического, и экономического центра континентальной Греции, - Микен, расположенного в Арголиде.
В 15-14-м веках до нашей эры в Греции наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Растет количество, как мелких населенных пунктов, так и крупных городов. Однако, демографический взрыв в условиях ограниченного земельного фонда, неизбежно породил проблему избыточного населения. Начинается длительный период морской колонизации. Внимание ахейцев, в первую очередь, привлекло ближайшее побережье Малой Азии. Пользуясь ослаблением Хеттской державы, ахейцы основывают на малоазийском побережье, множество своих поселений, центром которых становится город Милет. Хетты, предпочитают поддерживать с колонистами, дружеские отношения, так как за ними стояли могущественные Микены и непобедимый флот ахеян.
У ахейцев все явственней начинают проявляться признаки, так называемого "переразвития". Неуклонно растет имущественная дифференциация, не исключено и появление института рабства. Разрываются родовые связи между простонародьем и его аристократией. Всё общество, охватывает жажда накопления материальных ценностей. Все это вкупе с так и не разрешенной демографической проблемой, приводит к внутреннему "перегреву" ахейского общества, вылившемуся в ожесточенные распри и междуусобицы.
Особенно ощутимо, последствия внутренней нестабильности, стали проявляться со второй половины 13-го столетия до н.э. В 50-е гг. 13-го века сокращаются торговые связи с Египтом, Италией, и Сицилией. Теряют ахейцы и свои северные рынки, что было связано со значительными племенными передвижениями и частыми военными столкновениями на Северных Балканах.
Единственный способ, поправить свое материальное положение, и одновременно решить демографическую проблему, ахейские правители, видят во внешней военной кампании. Во главе создающейся коалиции, становятся Микены, обладавшие в то время, бесспорным господством в море, а целью кампании, становится малоазийская Троя.