Анна Кашина
На свой двенадцатый день рождения фестиваль “Губернские подмостки” собрал 15 коллективов. В его афишу, помимо завсегдатаев, попали совсем молодые и неизвестные коллективы. Рязанское областное училище культуры, хоть и готовит выпускников по специальности “театральное творчество”, но активного участия в подобных фестивалях не принимало. В этом году студенческий театр выступил на “подмостках” впервые. Новички и гости фестиваля - артисты студенческого театра Московского государственного университета сервиса.
Афиша двенадцатых “Губернских подмостков” пестра и по количеству участников, и по разнообразию постановок. Фестиваль очень помолодел, потому что большинство коллективов предстали в молодежном составе. Поэтому жюри, почувствовав дух времени, учредило номинации для молодежных и студенческих театров. А обращались постановщики к вещам очень разным. В один день показывали сказку С. Маршака “Кошкин дом”, “Ночь перед Рождеством” Н. Гоголя и “Антигону” Ж. Ануйя.
Рязанское областное училище культуры “Кошкин дом” возит по школам и детским садам. Персонажи на сцене будто вырезаны из детской книжки. Костюмы и реквизит повторяют иллюстрации для самых маленьких. Козел с козой танцуют, поросята хрюкают, петух поет - все понятно, все для детей. Ожившие нарисованные картинки сделаны так аккуратно, бережно, образы так знакомы, что кажется, листаешь книжку, оставленную на столе ребенком пяти лет. Ему бы точно в спектакле все было понятно. Зрителю постарше тоже все ясно. У спектакля есть адресат - дети младше семи лет. Детская классика сменяется взрослой. На сцене пьеса Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
“Не читайте меня и не ставьте” - такую телеграмму от Николая Васильевича зачитали на капустнике актеры одного из коллективов. “Гоголь в гробу перевернется. Мейерхольд тоже”, - подытожили они. Но это просто мнение коллег по цеху.
Переворачиваться рано. Да, действие происходит возле печи - будь то сцена в доме у Солохи или прием запорожцев у императора. А что, во дворцах тоже печки были. Кивки на сегодняшний день, когда императрица выходит в окружении дам, одетых в современные вечерние платья, а потом бросает: “Девчонки, принесите черевички”, - в классической, не экспериментальной, постановке неуместны. Спектакль напоминал капустник. Сцены, когда жена кума встает в боевую стойку, черт с кузнецом за плечами бегает по кругу и корчит уморительные рожи, повеселили зрителей. Собственно, для этого режиссер Михаил Козлов и создал спектакль. Сказочную историю ставили специально под Новый год. Так как утренники про елку уже надоели, решили обратиться к классике. Гоголь плакал. Возможно, от смеха.
Тоже студенческий, но уже рязанский театральный коллектив РГУ выступал на следующий день. Спектакль “Тревожное время” актеры народного театра показывали дома, в здании факультета русской филологии и национальной культуры. В пьесу В. Розова режиссер Геннадий Кириллов добавил песни Б. Окуджавы и кадры из фильма “Летят журавли”. Сцену оформили изображением гравюр Кукрыниксов. В спектакле о войне нет штыков, взрывов и пулеметных очередей, но война поселила беду в сердцах героев. Бытовая пьеса Розова выразила идею любви и прощения.
Совсем другой спектакль, но тоже о любви, показали актеры театра-студии “Шанс”. Если у Геннадия Кириллова персонажи несчастны из-за обстоятельств, то у режиссера Светланы Рахманиной всему виной цвет мышиной шерстки.
Мальчик Вася замыслил побег - во дворе над ним смеются, потому что рыжий. Друзья обещают рассказать сказку и убедить, что рыжим быть не так уж и плохо. Спектакль “Серый, белый, лиловый” по мотивам пьесы Д. Урбана “Все мыши любят сыр” повторяет старую шекспировскую историю. “Что значит имя?” - эту реплику могла произнести и белая мышка Фруже (Гуля Акмурзина). Ее аристократическая семья ненавидит серых мышей, с которыми вынуждена делить сыроварню. Серые - рабочегородские в рэперских штанах и толстовках - крутят брэйк и выделывают такие кульбиты, что обитатели окраин американских городов приняли бы их за своих. А вот белые с такой “серостью” мириться не желают. Массовые постановочные бои агрессивны. Их жестокость выступает еще резче в контрасте со сценами объяснения Фруже и серого мышонка Шомы (Андрей Руденко). Влюбленным не важен цвет шерстки. Коту, живущему на крыше, такие мелочи тоже безразличны. Ему все равно, какого цвета мышей есть на завтрак. Главное, чтобы они были свежими. Невзирая на страх, мышата идут к коту-чародею. Каждый из них просит сделать их такими, как все. Шома превращается в белого, Фруже в серую, но война между мышами не останавливается. Семьи их не узнают. Джульетта и Ромео должны умереть. Мыши, возвращаясь к коту, тоже стремятся к смерти. Но ведь на дворе не XV век, а уже XXI, и за столько времени что-то изменилось. Кот оказался мышонком. Паскаля называют уродом за то, что он родился лиловым. Как и волшебник Гудвин, он примерил личину “великого и ужасного”, и она ему понравилась. За горящими на стене кошачьими глазами можно спокойно жить, не боясь ни кота, ни мышей. Но Паскаль - добрый волшебник. Он помогает влюбленным заставить семьи задуматься, так ли важен цвет? Добро в “шансовском” варианте получилось с кулаками. “Не такие, как все” смогли за себя постоять. Только оказавшись пойманными в одну сеть, белые и серые поняли: окрас - это не самое главное, важнее, что все мыши любят сыр.
Молодежный по темпу и ритму, музыке и танцам, актуальный по идее и теме спектакль заставлял аплодировать зрителей без остановки. Непосредственность актеров в лирических сценах у впечатлительных вызывала слезы, а песня “Оранжевое настроение” в исполнении всех актеров - улыбку. В такой доступной форме рыжему Васе, да и всем зрителям, объяснили, что быть не таким, как все, не плохо, а даже очень здорово. “А не так уж я страшен. И даже ничего”, - подытожили свое выступление актеры.
Семья Бызовых из спектакля по пьесе В. Сигарева “Детектор лжи” как раз те самые “такие, как все”. Режиссер Владимир Дель, выступая на фестивалях чаще всего с молодежными коллективами, на “подмостки” привез актеров постарше.
В бытовой пьесе жена Надежда Петровна (Ирина Дель), уставшая женщина, проклинает своего мужа-алкаша. Борис Семенович Бызов (Сергей Федоров) спрятал зарплату. А куда - то ли забыл, то ли притворяется. Помочь в беде Надежда Петровна просит гипнотизера (Михаил Сиворин).
В ожидании Деля зрители смотрели черно-белый телевизор, стоящий на сцене, разглядывали ширму, обклеенную газетной бумагой, и железную кровать. Неожиданное появление дяденьки в тельняшке и дырявых носках особо никого не удивило. Замученная жизнью тетенька тоже необходимое дополнение к обстановке. Бытовое всегда ставить сложнее, ведь спектакль не держится на острых драматических конфликтах, да и юмора в пьесе немного. Но зрители смеются и оглядываются. На себя смотрят, на свою жизнь. Режиссер в спектакле не просто угадывается, он действует так же, как и актеры. Дель чувствуется и в репликах, и в сценах, и в интонациях. Даже железная кровать - его. Как сказал сам режиссер, вещи должны быть с историей. Кровать настоящая, из детства, везли из Скопина. Гипнотизер - интеллигентный аспирант кафедры психологии мединститута с очками из толстых линз на веревочке - надевает крылья ангела в тот момент, когда понимает: “без него муж и жена так же будут ненавидеть друг друга”. Он возвращается к впавшим в транс Бызовым. “Я вас прошу, я вам приказываю: любите друг друга. Цените жизнь. Жизнь одна, и прожить ее нужно с достоинством”, - внушает он. В финале Надежда и Борис Бызовы уже не в халате и дырявых носках, на них вечерние костюмы. Весь домашний скарб они не спеша собирают и складывают на авансцене. Спектакль закончен. Незнакомые люди подходят к режиссеру и благодарят. Конечно, не за жизненность. Наверное, за надежду.
“Все, что мы ставили до сих пор, было обращением к классике: Пушкин, Достоевский, Островский… Этот спектакль совершенно в другом ключе. Он лабораторный и, как мне кажется, более экспериментальный. В Скопине открывается театр. У нас возникла необходимость в пьесе, которая доступна и понятна и в которой есть нравственное начало”, - объясняет выбор пьесы Владимир Дель. Его спектакль завершил фестивальную программу. А итог - награждение и театральный капустник.
Лауреатом “Губернских подмостков” в номинации “Лучшая роль” стал Алексей Ловцов (театр “Аспект”, г. Касимов).
Лучшими молодежными театрами признаны театр-студия “Шанс” (режиссер Светлана Рахманина, “Серый, белый, лиловый”) и театр-студия “Осколки” (режиссер Светлана Алексухина, “Марьино поле”). Победителями среди студенческих театров стали народный театр РГУ (режиссер Геннадий Кириллов, “Тревожное время”), а среди народных - Скопинский молодежный театр “Предел” (режиссер Владимир Дель, “Детектор лжи”) и Касимовский “Аспект” (режиссер Феликс Романов, “Как я съел собаку”).
Двенадцатый областной фестиваль “Губернские подмостки” закончился. Но творческая жизнь любительских театров не останавливается.
14 апреля в Скопине торжественно откроется театр. Мы поздравляем Владимира Деля и его театр с этим событием.