Ну наконец-то, наконец-то я посмотрела фильм "Светcкая жизнь" Вуди Аллена! Горела очень большим желанием увидеть его сразу как о нём услышала, но тогда его не было ещё в свободном доступе, а в кинотеатрах как-то пропустила, ну а потом ненавязчиво вылетело это намерение из головы, и вот недавно совсем случайно влетело опять :-), и я с удовольствием посмотрела этот шедевр, пусть даже другие его таковым и не считают. Мне попадались отзывы о "Светской жизни", где автора упрекают в банальности сюжета, мол, история не нова - племянник Бобби Дорфман (Джесси Айзенберг) становится протеже своего дяди Фила (Стив Карелл), входит в его круг и, сам того не предполагая, чуть не уводит его любимую женщину Вонни (Кристен Стюарт) , отношения с которой его дядя держит от всех втайне по причине того, что женат ...... Да, может быть, история эта и банальна, но и сам мир, в котором мы живём , донельзя банален- не так уж и много выбора он нам, собственно, предоставляет...
В жизни у всех происходит примерно одно и то же, только в разных вариациях, а хорошего художника от плохого отличает умение преподнести самую банальную историю так , как не преподносит никто...
Комедийная мелодрама "Светская жизнь" впервые была показана 11 мая 2016-го года на открытии Каннского кинофестиваля в рамках его внеконкурсной программы. Фильм этот стал 47-м по счёту в творчестве знаменитого режиссёра и почти до последнего момента сюжет его держался в строжайшем секрете, что происходит при создании абсолютно каждой новой работы Вуди Алена...
Действие фильма разворачивается в 1930-х годах в США. Фильм рассказывает об истории молодого человека по имени Бобби Дорфман , выходца из бруклинской еврейской семьи, приехавшего из Нью-Йорка в Голливуд и пытающегося найти работу в сфере кинопроизводства с помощью своего дяди Фила - известного кинопродюсера. Бобби приходится несколько дней подряд подолгу ждать в приёмной, пока Фил наконец-то найдёт время его принять. Дядя поручает своей хорошенькой секретарше Вонни ввести племянника в курс дела ,что было ему предложено, и познакомить с разными сторонами местной светской жизни.
Весь фильм Вуди Айлена - это сплошной стёб - стёб на евреями, еврейский самостёб, что характерно для всего творчества великого режисёра, стёб над тем как между чистой любовью и практицизмом почти не раздумывая выбирают практицизм, над тем как под влиянием среды легко и без раскаяния забывают о былых своих принципах и жизненных девизах, превращаясь в тех, кого раньше презирали... Порой сюда вкраплены и элементы чёрного юмора. Ко всему, что происходит в данном фильме, не стоит относиться слишком серьёзно и, в то же время, в нём говорится об очень серьёзных вещах - таков почерк его автора... В фильме не чувствуется никакой особой драмы, хотя она в нём, на самом деле, есть...
Все его персонажи, что вполне обычно в работах Вуди Аллена, немного гротескны...В общем, перед зрителем разворачивается очередная человеческая комедия, но автор её не Бальзак и происходит она уже в несколько иных реалиях, чем в эпоху великого классика, однако, всё в ней, в принципе, то же самое, что вершилось не только во времена этого гениального писателя, но и задолго до них и , в общем-то , никогда и не прекращалось, а, точнее, всему этому нет ни начала, ни конца...
Мне посмотреть этот фильм не терпелось , с момента, как о нём услышала, не только как произведение киноискусства, но и сточки зрения, что это как бы возможность поприсутствовать в том, доступном немногим мире большого кино, а, вернее, его закулисье... В своё время я прочитала почти все произведения Джекки Коллинз, хоть они и подпадают под определение бульварных романов, на которые я никогда не тратила и не трачу своё время, а здесь проглотила ну почти всё подчистую : и «Голливудских жён», и « Голивудских мужей» , и «Голливудских детей», и «Голливудские разводы». Кажется,только «Голливудский зоопарк» ,каким-то образом,пропустила:-) Даже не поинтересовалась пока в каком смысле используется в названии этого произведения слово «зоопарк» - в прямом или в переносном:-) Словом, мир Голливуда манит и интригует - что называется, дайте хоть помечтать!:-)
Однако, в плане получить больше представления о гламурной голливудской жизни, да ещё и 30-х годов прошлого столетия, данный фильм Вуди Аллена меня, как и других зрителей, сильно подвёл - выписыванию её реалий художник ,как раз-таки, уделил совсем мало места. Кто-то даже посетовал в комментариях, что , кроме вечеринки вокруг бассейна одного из богатых голливудский домов, прогулки главных героев по райским пескам Малибу, да шикарного по тем временам кабриолета почти ничего и не показали.... Некоторые рецензенты и просто комментаторы даже предположили, что великий режиссёр устал - всё-таки возраст уже преклонный - и к созданию данного фильма подошёл не так старательно как прежде... Вполне возможно, что это и так , однако, всё остальное - характеры, портреты, насмешка над слабостью человеческой натуры, великолепные второстепенные сюжеты и персонажи, что тоже характерно для вудиалленовских фильмов, на мой взгляд, всё те же и в этом данная кинолента лично меня не разочаровала.
Отлично преподнесена в ней и нью-йоркская тема - пожалуй, даже лучше, чем голливудская. В последнем нет ничего удивительного , ведь Нью-Йорк - это любимый город Вуди Аллена - в нём он родился и провёл бОльшую часть своей жизни. Этот город и вообще занимает особое место в его творчестве , о чём свидетельствует его «Нью-Йоркская трилогия»
( «
Энни Холл», «
Интерьеры», «
Манхэттен» ) и некоторые другие фильмы. Главный герой рассматриваемого здесь фильма Бобби - нью-йоркерец до мозга костей, быстро просёкший всю суть окружения своего дяди , отчего изрядно подзаскучал...
Жизнь голливудского местечка оказалась не такой уж и незаурядной и динамичной, как ему это раньше представлялось, отчего он решил вернуться в родной город , вершить вместе со своим братом --мафиози и гангстером - большие дела. Правда, поднимать ночной клуб, возникший на криминальных деньгах старшего брата, герой фильма старается на как можно более честных основаниях... Неудавшийся роман его с любовницей дяди, который оставил след на всей его жизни, выписан в фильме штрихами, однако, штрихи эти наносились на полотно произведения кистью большого мастера, отчего остаётся впечатление, что Вуди Аллен сказал по данному поводу всё, что хотел сказать и даже больше, чем это смог бы кто-нибудь другой, а также изображено всё это в особой, только ему присущей манере, отчего, на мой взгляд, эта сюжетная линия в фильме очень даже удалась - удалась именно на манер данного мастера: короткая вудиалленовская насмешка ,как всегда, сказала намного больше , чем затянутые любовные страсти в подаче иных режиссёров …
Есть в этом фильме также один очень прошибающий момент - он совершенно безыскусен -это просто реакция главного героя на новое, внезапное появление в его жизни отвергшей его когда-то возлюбленной. Не буду описывать его здесь в подробностях, чтобы сохранить интригу для тех, кто ещё не посмотрел этот фильм...Когда я решила немного ознакомиться с мнениями о "Светской жизни" американских критиков, то меня несколько удивило, вернее, даже не удивило, а как бы подтвердило и моё подспудное впечатление, что это, на самом деле, чуть ли не самый сильный момент в этом фильме - по крайней мере, так считает один из его рецензентов , который также сказал, что именно этот ход, не применявшийся ни в одном их фильмов Вуди Аллена раньше, отличает его от некоторых прежних его работ, отголоски которых ощущаются в данной работе художника.
Говоря о сходстве данного фильма с другими произведениями Вуди Аллена, наибольшее, чисто внешнее и не очень принципиальное сходство пролеживается в нём с «Днями радио». Выражается оно в том, что Аллен снабжает семью Бобби такими же анекдотическими деталями, которые он использовал для подобного эффекта в своём старом фильме : сестра Бобби Эвелин (Сари Ленник) замужем за ученым-философом, а его старший брат Бен (Кори Столл) - агрессивный гангстер...
Ну и немало позабавил меня под конец фильма один вплетённый в него второстепенный сюжетец про то как старший брат главного героя расправился с нарушителем тишины... Здесь Вуди Аллен в очередной раз проявил себя как мастер чёрного юмора, вернее не смог удержаться, чтобы лишний раз не продемонстрировать свой в данном деле талант... За этот весьма развёрнутый эпизод он заслуживает особой благодарность тех, кому приходилось проходить в Америке через подобные явления! Высокая звукопроницаемость американских жилищ - это особая тема... Но, в данном случае, речь идёт о соседе , который щедро делился звучанием своего радио почти со всем околотком, а также не желал поступаться ни на грамм своей сводобой делать то, что ему заблагорассудится, несмотря на неудобства, причиняемые, при этом,окружающим.
Ну а поскольку ближайшими соседями его были родители нашего главного героя - его еврейские мама и папа - то наибольшие неудобства доставлялись именно им... Просьбы соседей пожалеть их уши с каждым разом встречали всё более наглый отпор ценителя личной свободы, отчего мама главного героя приняла в один день опрометчивое , как она поняла уже потом, решение - попросила своего старшего сына - прожжённого мафиози и головореза , поговорить с соседом по-мужски...
Чем всё это закончилось и к какому ещё, тоже второстепенному , но яркому сюжетному ответвлению привело, тоже не буду здесь рассказывать - из соображений, что кто-то ещё не успел посмотреть этот фильм :-) Ну кто ещё как ни Вуди Аллен мог так гениально просечь столь актуальную и неизбывную в американском обществе тему и найти ей не менее гениальное решение - пожалуй за один только этот достаточно подробный эпизод фильм тянет на Оскара!:-)
Собственно говоря , фильм этот не о Голливуде или Нью-Йорке , и претензии здесь нужно относить не к Вуди Аллену, якобы недостаточно прорисовавшему детали жизни столицы киноиндустрии , а к тем, кто не совсем правильно аннонсировал данный фильм, ведь и в названии его нет ничего, что обещало бы нам познавательную экскурсию по Голливуду 30-х годов...
Если попытаться перевести оригинальное название его «Café Society» дословно, то это будет что-то наподобие «завсегдатаи кафе». Прежде чем присвоить этому фильму русское название, рассматривались также такие варианты как «Красивые люди», «Клубная публика» и «Светское общество» . И вот эта тема светской жизни раскрыта в фильме, на мой взгляд, неплохо , ну а поскольку именно она и заявлена в названии, то какие могут быть претензии к художнику , ведь всё то, что представлено в этой киноработе, было примерно одинаково как для Голливуда, так и для Нью-Йорка, а также и многих других американских городов того времени, различает только первый со вторым динамика жизни.
Кстати, возращаясь к сетованиям многих зрителей о том, что в фильме недостаточно выписаны реалии того времени, такие, как предметы окружающей обстановки , то данный момент очень компенсирует одежда его героев, которая представляет моду тех лет, пожалуй, даже с лихвой... Дело в том, что 26-летняя Кристен Стюарт, исполняющая в этом фильме роль главной героини Вонни, является официальным лицом дома моды Шанель. Именно поэтому она появляется в кадре фактически полностью в вещах данной французской марки: два платья 30-х годов были переделаны, а остальную одежду Дом предоставил из своих винтажных коллекций. По данному поводу можно ознакомиться с переведённой на русский статьёй из журнала «Vogue» :
https://vogue.ua/article/culture/kino/5-modnyh-obrazov-filma-svetskaya-zhizn.html Ну и также фильм порадовал , как всегда, запоминающимися отступлениями от основной темы - о чём уже говорилось выше...
Творчество Вуди Аллена не всем понятно и доступно, некоторые даже считают его юмор недостаточно смешным... Это юмор, преисполненный едкого сарказма , в этом плане Вуди Аллен нередко напоминает жалящего скорпиона - что уж там говорить если за его насмешки на на него подавала с суд в его бывшая жена (самая первая из них) Иск на 1 ммиллион долларов состоял в том , что своими язвительными упоминаниями о ней после развода Вуди Аллен нанёс ей трудновосполнимый моральный ущерб:-) Однако, юмор этого художника, вместе с тем, и необычайно добр - каждый его фильм , несмотря на этот едкий сарказм, заставляет много и по-доброму смеяться - совместить, казалось бы, несовместимое - в этом,наверное, и кроется его талант.. А также в работах Вуди Аллена всегда есть о чём задуматься и размышления эти подчас подолгу не оставляют и после просмотра его фильмов. Критики не скупятся на похвалы этому художнику, называя его великим и даже гениальным , и это тот случай, когда, пожалуй, соглашусь с критиками....
Ну и, завершая разговор о фильме «Светская жизнь», конечно же, это фильм, прежде всего, о любви , которая несовместна с разумным выбором , а потому , несмотря на сделанные ошибки, она часто на всю жизнь, и для того, чтобы она была и оставалась, не всегда обязательно жить вместе...