Писатели-фантасты обеспокоены растущим числом климатических беженцев

Oct 12, 2018 00:16

И УЖЕСТОЧЕНИЕМ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СИЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.



В литературе обозначился и набирает популярность новый жанр фантастического романа- антиутопии или, по-другому, дистопии на тему природных катастроф и вызванных ими перемещений огромного количества людей. Dystopia букв. «плохое место» от греч. δυσ«отрицание» + греч. τόπος «место» ( из Википедии). Ярчайшей представительницей этого жанра является американская писательница Клэр Вэй Уоткинс , ставшая в 2013-м году лауреатом премии Дилана Томаса за сборник рассказов «Battleborn», посвященных мифам американского Запада, где история соседствует и сталкивается с современностью. На сайте Amazon Клэр Вэй Уоткинс сравнили тогда с Кормаком Маккарти, Денисом Джонсоном, Ричардом Фордом и Энни Пру.
А буквально через год Уоткинс издаёт ещё более впечатляющий роман под названием "Gold Fame Citrus" ( "Золото.Слава.Цитрусы"),
который представляет антиутопическую южную Калифорнию, выжженную чрезвычайной засухой и задушенную сверхъестественно стремительными дюнами, которые быстро преобразовывают регион в новый Пыльный котел. В этой книге Уоткинс ярко изображает несчастья миллионов перемещенных лиц.



В одной из её глав, достаточно краткой, она остановилась на судьбе латиноамериканских иммигрантов в этой не сулящих ничего хорошего природной ситуации, захватившей ещё вчера столь привлекательный американский штат. Один из главных героев находит себя запертым в секретной тюрьме, расположенный в старой шахте пустыни, где он встречает “Лос detenidos fantasmas” ― призраки заключённых, некоторые из которых провели почти всю свою жизнь за решеткой.
В вымышленной ситуации , созданной воображением писательницы, количество латиноамериканцев в Калифорнии после той эвакуации упало на 31% процент , на что государственные чиновники заявили, что сельскохозяйственные рабочие-мигранты подвергли себя “самовысылке” в страны, где они родились. Однако, по ходу действия этой краткой, но ёмкой главы становится ясно, что они просто-напросто заключены в тюрьму.

Сама Уоткинс в телефонном интервью американскому новостному сайту HuffPost поделилась , что не ожидала такого скорого претворения своей художественной фантазии в реальность ... Она обеспокоена ситуацией с просителями убежища и нелегальными иммигрантами , что наблюдается сейчас с США.

Лично я понимаю озабоченность Трампа , а также правителей других государств как , например, Германия проблемами безопасности своих граждан. Но , вместе с тем, перед обществом встаёт реальная проблема расселения беженцев, покинувших свои страны из-за природных катаклизмов и со всей очевидностью вырисовывается его неготовность к её решению. На этот счёт пока не выработано никаких правовых норм и почти нет статистики по данной категории мигрантов. А ведь даже первая волна сирийских беженцев была обусловлена не семилетней гражданской войной, которая рассеяла их по миру в количестве 5.6 миллионов , а исторической засухи, принудившей многих назвать её “первой войной климата”, несмотря на то, что некоторое исследователи предпочитают думать иначе. Также тысячи пуэрториканцев сбежали во Флориду, Нью-Йорк и другие материковые государства после Урагана Мария, который наряду с другими чудовищными ураганами прошлого года явился лишь провозвестником подобного рода стихий, количество которых из года в год никак не уменьшается...

"Теперь, когда я вижу фотографии содержащихся за решёткой детей, читая отчеты властей за прошлые несколько месяцев по заключению в тюрьмы просителей убежища и разделение семей на границе , действительность кажется еще более жестокой, чем антиутопия моей беллетристики" - говорит Уоткинс. “ Я не рассматривала настолько всерьёз возможности этих кошмарных, подобных Холокосту событий” - заявила она в той же телефонной беседе... "Это происходит намного раньше,чем я думала” - сказала Уоткинс.

По данным Организации Объединенных Наций во всем мире насчитывается 68.5 миллионов человек, которые сбежали из своих домов; 40 миллионов тех людей были перемещены в их собственной стране. Трудно сказать, сколько мигрантов покинули свои страны из-за экологических кризисов, поскольку нет почти никаких правовых рамок для обозначения изменения климата как причины, но во многих частях мира связи ясны.
Растущий уровень моря, чудовищные ураганы и уменьшенные засухой пищевые и водные ресурсы переместят, как предполагается, больше чем 1 миллиард человек глобально к 2050-му и 2 миллиарда к 2100-му. Смещение будет особенно серьезно в тропических регионах, откуда многие из примерно из 20,000 - 40,000 мигрантов, пересекавших американскую южную границу каждый месяц в прошлом году ( по данным американской таможни и статистики Защиты Границы.)

Не менее ужасающую картину будущего рисует Омар Эль-Аккад, египетско-канадский автор "Американской войны", ныне проживающий в США. Он сказал, что закончил писать свой дебютный роман всего за три недели до того, как Трамп объявил свою кандидатуру для президента.



Книга на 352 страницы ведет хронику кровавой гражданской войны в 2074 году, когда группа южных штатов после принятия закона о запрете ископаемого топлива бунтует против федерального правительства, которое , покинув Вашингтон , базируется в Кливленде (штат Огайо) поскольку столица США находится теперь под водой. Смертельные потери от террористических атак, грабежи ополченцев и вооруженных трутней, которые убивают гражданских лиц, бледны по сравнению со смертельными эпидемиями, развязанными в биологических атаках в последних главах.

В данном случае вызывает интерес обстановка этой войны - мир, разоренный климатической катастрофой: уровень океана поднялся до такой степени, что карта США резко изменилась - Флорида и Новый Орлеан полностью ушли под воду, народ погибает от изнуряющей жары и эпидемий, Южная Каролина буквально обнесена стеной в качестве карантинной зоны, чтобы содержать целенаправленно распространяемую чуму, убившую уже более 100 миллионов человек .... Всё это проявления предельной жестокости, возникающей по причине экологической борьбы.

Этот роман заставляет прочувствовать, что представляют собой тяготы, вызываемые природными изменениями и лучше понять ситуацию климатических беженцев.
По мнению Эль-Аккад “ То ,что происходит на южной границе в Соединенных Штатах прямо сейчас помимо того, чтобы быть актом прямой жестокости есть искусственный ответ на искусственную проблему”

“У Соединенных Штатов нет иммиграционного кризиса”, добавил El-Аккад. “У Иордании есть иммиграционный кризис. У Ливана есть иммиграционный кризис. У стран, у которых есть приблизительно миллион беженцев из охваченной войной Сирии, есть иммиграционный кризис”

“Каждый день я просыпаюсь в этой стране, и окунаюсь в новые и новые и погранично-сюрреалистические скандалы, сопровождаемые множеством странностей и жестокостей, которые делает невероятно трудным писать об этом конкретном моменте” - заявил El-Аккад. “Прямо сейчас все просто очень, очень громко, и очень стремительно”.

Однако, внимание к проблеме изменения климата породило и более оптимистичный жанр как Climate Fiction (cli-fi). Оптимистичный настолько, насколько это возможно в условиях глобальной природной катастрофы, в которых происходит действие подобных произведений.

Climate Fiction - это поджанр научной фантастики, основывающийся на возможных в теории или же уже существующих технологиях и научных достижениях человечества. В отличие от классической научной фантастики действие книг жанра cli-fi происходит не в космосе или параллельных мирах, а здесь, на Земле. И в них освещаются актуальные проблемы экологии нашей планеты, которые в будущем могут послужить причиной разрушительных катаклизмов. В книгах этого жанра поднимаются проблемы абсолютной свободы и безнаказанности человека перед природой и перед самим собой. Писателями создаются разные миры и прорабатываются непохожие друг на друга истории, но всеми движет лишь один, ключевой вопрос: «Что нас ожидает в будущем, если мы не остановимся и продолжим жить так, как мы живем?». ( Взято отсюда : https://eksmo.ru/articles/chto-takoe-climate-fiction-ID2535691/ )

Крестный отцом cli-fi жанра называют Кима Стэнли Робинсона, в его произведениях будущее в условиях протекания глобальной катастрофы получает более оптимистическое представление. В его новом романе "New York 2140" Нью-Йорк 2140-го года изображается затопленной, наподобие Венеции, столицей, где его жители пересекают Нижний Манхэттен навигационным судном на воздушной подушке и по skybridges ( небесным мостам). Центральный парк предстаёт в нём лагерем для беженцев, и Верхний Ист-Сайд является родиной подобных Дубаю мегабашен. Но как раз когда американский капитализм преобладает с шефами Уолл-стрит, торгующими основанными на потоке производными, поденщики той системы в конечном счете восстают, продвигая революционный заговор, который Робинсон описывает как утопичный.



По словам Робинсона, меньшие страны с сильными этнокультурными тождествами могут отклонить климатических беженцев при помощи силы. “Думайте о Венгрии” - сказал он. По его мнению, более мелкие страны с сильной этнокультурной идентичностью могут воспрепятствовать потоку климатических беженцев.. «Подумай о Венгрии, - сказал он. «Есть только 5 миллионов венгров, которые говорят на этом языке и имеют эту культуру. Если бы они взяли более пары миллионов беженцев, тогда у них сложилась ситуация, когда они могут почувствовать, что вся их культура и язык уйдут.
Но Соединенные Штаты являются этническим лоскутным одеялом, постоянно поглощим и адаптирующим некогда иностранные культуры и обычаи, сказал он. Растущее прогрессивное движение в пользу открытых границ может сделать страну «такой многокультурной, что она останется местом, где люди могут двигаться, когда они отчаялись».

Тем временем , Уоткинс тоже обратила свое внимание на создание нового романа об утопии, где границ не существует.
«Для некоторых людей идея границ настолько очевидна, - сказала она. «Они не могут думать о том, что было бы, если бы не было ICE ( Иммиграции и Таможенного контроля) или вообще не было границ». Научная фантастика, по ее словам, может помочь продвинуть этот разговор в реальность.

В данной связи хочется сказать несколько слов и о Мэдлин Эшби , авторе нескольких известных фантастических произведений, но , в данном случае, заслуживает внимания её рассказ «Когда мы доберёмся до Аризоны» (By the Time We Get to Arizona), опубликованный в прошлом году в «Иероглифе» ( Hierogliph )- сборнике научно-фантастических произведений, которые должны воодушевить читателя панорамой бесчисленных возможностей будущего, а не напугать их приближением неминуемого апокалипсиса.



Здесь вы найдёте и варианты спасения от экологических катастроф, и различные способы совершить рывок в области космических технологий. Рассказ Эшби - являющийся приложением к её магистерской диссертации о том, как сделать процедуру прохождения границы более гуманной - показывает нам мир, где пограничников с огнестрельным оружием сменили сенсоры и технологии распознавания лиц.

По её словам «Антиутопия полезна тем, что мы можем использовать в ней признаки реального мира», «Это стилизованный, формализованный способ рассказать о том, что происходит уже сейчас. Но и утопические, более оптимистичные истории также могут принести пользу, помогая нам вообразить будущее, каким мы хотели бы его увидеть».

Подводя итог разговору об этих достаточно новых литературных жанрах и проблемах, которые волнуют писателей-фантастов, следует отметить,что по мнению Эми Брейди, ведущей колонку рецензий на подобного рода книги на сайте Chicago Review Books , одной из значительных проблем данного жанра является то, что затрагивая в нём проблемы мигрантов, многие авторы имеют тенденцию сосредотачиваться на борьбе против того, чтобы те покидали свои дома , а не на том как разумно отрегулировать данный процесс .

Жанр также находится во власти белых писателей из богатых, северных стран, которые концентрируются на том как экологическая катастрофа может затронуть вещи, о которых они заботятся. Фиксации, по словам Брейди , включают: “Что это сделает с нашим капитализмом? Что это сделать с нашим телекоммуникационными системами?"
"Это - реальная мертвая точка когда дело доходит до жанра в целом”, сказала она.

Писателей фантасты, создающие подобные прогнозы будущего, полность согласны с тем, что данный жанр захвачен сейчас в основном белыми авторами, которые представляют, всё же, больше интересы белых людей. А, между тем, основная часть климатических беженцев прибывает преимущественно из тропических стран, чем обусловлен и цвет их кожи...

Уоткинс самодиагностировала эту проблему , сказав, что основные персонажи её " Золото. Слава.Цитрусы" - белые люди, обладающие привилегиями ....

El-Аккад согласился, что жанр во власти белых писателей, которые не часто осмысляют опыт темнокожих и смуглых людей, которые являются самыми уязвимыми в условиях изменения климата. Каждая проблема в Соединенных Штатах,по его словам, запутана с проблемами расы и пола и формами их дискриминации и изменение климата не будет в этом плане исключением.

Именно потому в задачи писателей-фантастов данного направления входит научиться как можно больше ставить себя на место этих мигрантов, стараться лучше понимать образ их мыслей и что они чувствуют....

Должна сделать здесь оговорку, что при переводе приведённых в данной статье интервью , я намеренно исключала такие постоянно звучащие в них определения как фашизм... Не сгущают ли писатели краски...? Неужели всё, действительно, до такой степени ужасно, или это очередной организованный выпад против Трампа и его иммиграционной политики, на сей раз писателей фантастов?? Я тоже абсолютно не в восторге от его политики в отношении нелегальных мексиканских иммигрантов. Наверняка, по эту раздачу попадают и прочие категории нелегалов, но неужели всё, действительно, до такой степени ужасно, что прям фашизм...? Безусловно, каждый случай будет рассматриваться отдельно , поскольку без суда и следствия из страны не высылаются даже нелегалы и это даёт хотя бы какую-то надежду тем, кто оказался в иммиграционных тюрьмах... Ну а, в целом, всё это, хоть и вряд ли подпадает под определение фашизм, но как-то, действительно, несколько чересчур...

При написании данной статьи использованы следующие источники:
https://ca.news.yahoo.com/trump-immigrant-crackdown-worse-climate-120138095.html ( Эта статья изначально появилась на HuffPost)
livelib.ru: https://www.livelib.ru/translations/post/17738-konets-apokalipsisam

Ещё на тему природных катаклизмов в данном блоге: https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/24970.html ( Ураганы в Америке. Юмор.Карикатуры)

Писатели-фантасты об изменении климата, Иммиграционная политика Трампа, Изменение климата Засухи и наводнения, Изменение климата Ураганы, Климатические беженцы, Клай-Фай Климатическая фантастика, Жанр cli-fi в литературе, Зарубежная климатическая фантастика, Жанр дистопии в литературе, Жанр антиутопии в литературе, Природные катаклизмы

Previous post Next post
Up