Click to view
Имя Романа Виктюка широко известно не только в странах СГН , но и за рубежом, где его оценили, к слову сказать, раньше , чем на Родине, однако, начинал он свою театральную деятельность в качестве актёра: по окончании в 1957 году актёрского факультета ГИТИСа (мастерская Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых) играл на театральных подмостках Львова, Киева, Калинина и Вильнюса, в том числе, в театрах юного зрителя.
Причём , актёром он был, судя по всему, тоже неплохим, и это проявлялось, после того как он ушёл с головой в режиссуру, в его пристрастии к декламированию стихов или чтению небольших отрывков художественных произведений прозаического жанра. Хотя, великолепными речевыми данными Виктюк не отличался, и, более того, с этим у него наблюдались некоторые проблемы - похоже, даже ещё до инсульта, после которого он и вовсе стал говорить с большим трудом - однако, читал он, определённо, с большим выражением и с душой и поэзию, и, как в данном случае, прозу, которая звучит практически как белый стих.
На мой взгляд, театральная сцена получила в лице Романа Виктюка гениального режиссёра, но, в то же время потеряла его как великолепного драматического актёра (всего не охватишь), о чём свидельствует представленное здесь видео.
Эти строки из прозаического произведения поэта и барда Булаты Окуджавы, прошедшего, будучи ещё совсем желторотым юнцом через ужасы войны, актуальны, к сожалению, и сегодня, и даже не замаячил ещё на горизонте тот день, когда они , наконец-то, утратят свою актуальность ...А также в строках этих о великой ценности жизни , расставания с которой ещё никому не удалось избежать:
"Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве не достаточно одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить.В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: "...И колокольчик - дар Валдая..." А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться..."
(Булат Окуджава. "Будь здоров, школяр.")
Ещё на тему войны без пафоса в данном журнале:
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/106271.html ("Самбо стало моей религией"...
История одной военной судьбы ,которая могла бы послужить сюжетом для целого фильма.)