Недавно в комментах у
timag82 разгорелся спор о горских набегах на казачьи станицы и Грузию. Под катом небольшая статья А. А. Цыбульниковой из Армавирской госпедакадемии, раскрывающая некоторые аспекты набеговых практик.
О назначении казачьих отрядов для охраны сел Кавказской области от нападений горцев (1820-е гг.)
Пленопродавство было неотъемлемой частью жизни северокавказских горцев, захватывавших добычу не только в соседних аулах, но и в значительной мере в российских станицах и деревнях, находившихся в зоне доступности. На Кавказской линии в первой трети ХIX в. особенно страдали от набегов крестьянские поселения, чему было две основных причины: 1) недостаток вооруженных команд для охраны; 2) слабость или практически полное отсутствие оборонительных сооружений в деревнях («канавы [т.е. рвы - А.Ц.] и сельские ограды по здешнему уезду в большой неисправности») (Государственный Архив Ставропольского края. Ф. 444. Оп. 1. Д.7. Л. 38об. «Рапорты земских судов и переписка с городской полицией о грабежах и набегах горцев на мирное население в 1822 г.»).
Впрочем, даже если крестьянам удавалось в порядке поддерживать укрепления, все равно «оные без строгого надзора воинской и кордонной стражи не могут кабардинцам в их хищничествах делать преграды» (Там же. Л.41). Поэтому поселяне иногда просили начальство командировать им казачьи отряды для охраны.
Так, после того как в марте 1822 года горцами были убиты 9 мужчин села Прасковеи и 11 угнаны в плен, Гражданскому губернатору Кавказской области был направлен рапорт от Георгиевского земского исправника о том, что крестьяне этого села «убедительнейше просят у начальства представительства о назначении … для всегдашнего охранения их во время полевых работ казачьего из 25 человек кардона» (Там же. ЛЛ. 77-79). Причем селяне, для которых воинский постой всегда был тяжким бременем, сами «охотно обязываются сделать казакам собственным своим коштом на степи где избрано только будет приличное место нужное для кордона построение, и оказывать ея пособия, какие необходимо нужны - даже самое содержание казаков, если то начальство, коему они подведомы, не согласно будет отпускать им на то время казенного продовольствия» (Там же. Л. 79об.).
После рассмотрения данного рапорта было выдано «предписание кордонному командиру г. полковнику Подпрятову по случаю большого расхода казаков командировать в селение Прасковею при уряднике 15 человек казаков для сделания кардона» (Там же. Л. 89).
Таким образом, крестьянские села Кавказской губернии, жители которых по закону не имели права на использование оружия, не могли оказывать полноценное сопротивление набежчикам-горцам. Казачьих отрядов на все поселения не хватало и это вынудит правительство в начале 1830-х годов переводить жителей некоторых таких сел в казачье сословие (Колесников В.А. Однодворцы-казаки. К 200-летию основания Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской и Новотроицкой станиц. - СПб., 2000), чтобы на законном основании снабдить их оружием, качественно повысив этим их обороноспособность.
А. А. Цыбульникова.
Археология, этнография и краеведение Северного Кавказа. Материалы 17-й всероссийской межвузовской конференции. - Армавир, 2010.