Поклонник деепричастий (+ раскраски ко всему «Хороводу»)

Aug 13, 2017 18:27


Когда-то давно здесь была ссылка на гневный критический пост о посещении концерта Щербакова (найти её я уже не смог). Мол, тот всякую ерунду поёт и постоянно рифмует деепричастия, как это свойственно низкосортным поэтам. Последним Щербаков даже якобы гордится, называя себя в одной из песен («Навещая знакомый берег...») поклонником деепричастий. Мне это запомнилось, и после выхода диска «Хоровод» я решил на примере вошедших в него пятнадцати песен проверить, действительно ли Михаил Константинович так любит рифмовать деепричастия.


Самым удобным способом сделать это я нашёл создание таблички, в которой указано количество рифм для каждой пары частей речи. Скажу сразу, я не филолог, поэтому иногда мог ошибаться (особенно тяжко мне даётся отличать отглагольные прилагательные от причастий), а также не стал различать служебные части речи. Ещё две важные оговорки: тройные рифмы (их много в песнях «Впрок» и «Разминка») я учитывал как три рифмы (помогу-табаку, помогу-отвлеку, табаку-отвлеку); в случае, когда в рифму с дной стороны вовлечены несколько слов (из Севильи-отселили, например), я учитывал только последнее слово (то есть эта рифма - глагол-существительное). Вот результат:


Можно с уверенностью сказать: тезис о том, что Щербаков постоянно рифмует деепричастия, полностью опровергнут. За пятнадцать песен с участием деепричастий было всего три рифмы: грозя-нельзя («Поездом»), стоя-кто я («Ровесник») и грязь-боясь («Черёмушки»).

Побочными продуктами подсчётов стали раскраски для всех пятнадцати песен. Точнее, для первых куплетов всех песен. Каждая - в спойлере.

[Гадалка и ворон (0 рифм)]
Все твои, цыганка, я слова знаю.
Ворон учёный твой и то, гляжу, говорлив,
и сама щебетать ловка, и клювы остры у обоих.
Только едва ль участь мою
выпрямит вещая птичья речь.

[Босфор (24 рифмы)]
В потоках пролива, что в обе ведут стороны,
ты в том и в другом отразишься двукратно,
из двух одного не избрав оттого, вероятно,
что оба  - туда ли, обратно - равно не верны.
Махнёшь двойнику, и двойник, подбивая итог,
в ответ помахав, обнадёжит.
Но денег прощальных не бросишь в поток -
рука занеможет.

[Разминка (58 рифм)]
Шесть, семь, восемь, два, три, раз, объявляем детский час.
Пять, четыре, три, два, ноль, мы в эфире - входим в роль.
Грянул, дети, с неба чёрный кризис,
под угрозой наша хлеб да соль.
Точит когти интервент, хочет сделать инцидент.
Нужен против интервента крепкий контингент.
Девять, десять, сорок, сто, вы уж, дети, если что,
нас пойдите, защитите - больше ведь никто.

[Поездом (20 рифм)]
Не смог на крыльях взмыть - качусь по рельсам в ночь.
Пускай не к сроку быть, так хоть заснуть бы смочь.
Но свет в купе, как днём. Попутчик ест еду
и говорит о том, как он бывал в аду.
Как в пекле он горел и опалён, но цел.

[Филёвский парк (28 рифм)]
Не ради спорта перед сном вокруг квартала три версты,
не за коробкой папирос дурных, не, паче, для кровопролитья,
но ради только красоты я выбегал из общежитья
в объятья сумеречных грёз и ангелов земных.
Один из них, верней одна,
не пылко мною обожалась,
но с нею мне воображалось,
что злоба дня отменена.
Или что все уже экзамены - безнадежные, не пойми про что,
Сдал я на "удовлетворительно" или на "хорошо".

[Интермедия 10 (32 рифмы)]
Уже не раз, говоря о том же, о чём сегодня,
старался я говорить доступно в целом и внятно
о том, что выбора нет, ход маятника предсказан.
И сколько ни тормози преступно или халатно,
а маятник должен, буквально обязан -
обратно.
Об этом я говорил и выглядел неуместно,
как выскочка-грубиян в собрании утончённом,
который знай говорит, а публика знай моргает.
У них весёлый фуршет, а этот чудак весь в чёрном.
И в целом неясно, зачем он так страстно?
О чём он?
Так вот, чтоб тему закрыть, короткое резюме:
из пыли взойдя, отыдите к пыли.
Не мог не кончиться шабаш ваш, ваш в мутной воде круиз.
И нынче он кончен. Приплыли.

[Пункт М (20 рифм)]
Наивно поверив, что вглубь от границы,
не всё только дикость, не сплошь кабала,
постиг я полцарства, достиг я столицы
и что же я вижу, слезая с седла?
О, сказки для взрослых, к чему привели вы?О, даль перспективы, зачем ты лгала?

[Ничья сторона (16 рифм)]
Где ты теперь, говорящая рыба?
Схлынул прилив - пусто в горстях.
Если у рыб свои рубежи, значит либо
в логове ты, либо в гостях.
Я же не там, не тут, а среднему не научен.
Даром набрав лицензий, невод пустой тащу.
Сколько с моим, ничьим, я берегом неразлучен,
столько не поручусь, что не гощу.

[Ровесник (54 рифмы)]
Почти на склоне, так сказать, двумя ногами стоя,
всё пробую опять понять, зачем и кто я.
Цитату знал со школьных лет: «Ты сер, а я, приятель, сед».
Глубин не видел в изреченьи, и только постарев, извлёк значенье.
Доселе верил я непрочно, что не каждый брату брат,
что никаких среда и почва нам гарантий не сулят.
Что где мозги у одного, там у другого кепка.
И много я ещё чего теперь усвоил крепко.
Готов покаяться, но надо ли? Виноват, мол, недопонимал,
что с четырёх подняться на две - это целый церемониал,..

[Хоровод (34 рифмы)]

Нет, любезный родич, нам не тошно -
подати не сверх того, что должно
платим, в церковь ходим, хороводы
водим, что найдём - кладём в комоды.
Винная торговля зря боялась -
всюду новоселье и застолье,
челядь заняла господский ярус,
жители мансард ушли в подполье.
К празднику уездный титул нашим
выселкам вручён гонцом монаршим.
С музыкой, среди нарядных ёлок
городом объявлен наш посёлок.

[Интермедия 9 (12 рифм)]
Не забывал бы ты зимы, не раздавал кругом взаймы,
не толковал бы нараспев складно.
Ты накопить бы денег мог, чтобы купить второй замок
и замыкался бы, как мы - на два.Мало ли что.


[Без ответа (0 рифм)]
Огорчу поневоле,
промолчу, не откликнусь,
не решу отозваться
ни в октаву, ни выше,
не придумаю вторы,
не добавлю объема,
без ответа оставлю
звуковое твоё письмо -
танцевальные пять восьмых.
Знаю правильный адрес
и неправильный знаю.
И почтовые сборы,
и цензурные нормы,
но тебе не отвечу -
я не знаю ответа.
И не знаю кто знает,
посоветоваться бы с кем.
Никому теперь не до нас.
Счетоводы считают,
генералы воюют,
старожилы не помнят,
медицина бессильна.
И молчат отрешенно
небо, море и суша.
Только с птичьего лёта
стая рухнула наземь,
только выводок рыбий
захлебнулся и затонул.

[Тень (12 рифм)]
С тенью свыкся, гляжу не далее полушага,
Книга - только бумага, зеркало - лишь стекло.
В нём близнец и покорный слушатель-бедолага
Весь погас, не маячит, значит, к тому и шло.

[Черёмушки (21 рифма)]
Год шёл две тысячи тринадцатый к концу,
была битком московская подземка.
От трёх вокзалов я в Черёмушки домой
по ветке красной ехал по прямой.
Влёк в Черёмушки меня канун каникул,
призрак праздника манил к среде нейтральной,
той, отдельной, что давно уж не своя,
и где не ведом никому не только я,
но даже дворник - когда-то внятный персонаж - теперь бесцветный.
Знаком не всем, кто ежечасно задаёт
ему несметный
объём работ.

[Впрок (18 рифм)]
То-то сегодня впрок я себе помогу:
приберегу к ненастью я себе табаку.
В чёрные дни утешусь, голову отвлеку.


P.S. Почему на «Чёрном альпинисте» так по-идиотски набран текст «Черёмушек»? Почти случайная разбивка на строки и никакой разбивки на строфы. Это авторский вариант или чей-то из слушателей? Если второе - готов предложить свой вариант.
Previous post Next post
Up