Вдогонку к предыдущему посту.
Во-первых, нашла несколько фотографий.
Как резонно заметила Грымза - откуда у нас монахи? Неспроста. И то правда - совсем недалеко находится Камбоджийская пагода.
К тому же тут затеялся разговор о свекрови, так я хочу немного уточнить.
Из приведённого фрагмента не следует, что свекровь находилась в подчинённом положении у невестки.
Я понятия не имею, как там было на самом деле (а предполагать с европейской логикой дело безнадеждное), но мне кажется, что получалось наоборот - уважение к свекрови было достаточно велико, и её просьба значила многое. Именно поэтому свекровь выступала последней, когда все ресурсы уже исчерпаны. (Но из рассказа также выходит, что она и не влезала в проблемы семьи без экстренной на то необходимости, как наши).
Раз рассказ вызвал такой интерес, то скажу пару слов о матери НДжи.
Иногда (накануне праздников) занятия проводились не в классе, а у кого-нибудь дома. Таким образом, однажды мы попали к нему в дом.
Это был небольшой ранч, вполне себе в американском стиле, многое внутри было сделано своими руками. Мебель европейская, но отделка, фигурки, украшения - национальные.
Жена была на работе, дитё в садике, и дома была одна мама. И хотя на такие встречи все гости приносили блюда нац. кухни. сделанные своими руками, хозяева тоже готовились.
Мама (очень маленькая) была на кухне, где всё шипело и скворчало в больших чанах, нас она стеснялась.
Интересна была реакция японок: они тут же почтительно обратились к ней, окружили-кланялись-лопотали, сразу предложили помощь и ушли на кухню. Ничего делать ей не дали, хотя она отпраляла их в комнату, к остальным. Но было очевидно, что с ними ей уютно, и это всё при том, что у них не было общего языка.
В комнату мать не вышла, но и японки не шли без неё, тогда сын просил её присоединиться к нам, но к столу она не подошла, а села в кресло у камина, японки тут же примостились с тарелками на полу вокруг неё (поза такая - встаньте на колени и сядьте на пятки), так и сидели вокруг, лопоча между собой. Это, конечно, скорее говорит о японской традиции, но от неё они не отошли. Вообще, субординация по возрасту очень сильна.
Немножко о пагоде.
Храм действует вовсю, при нём живут монахи и постоянно меняющиеся паломники.
Не меньше пагоды производит впечтление само место - уютное, тихое и благодатное. (Как-то пожаловалась подруге на головную боль, она сказала, так идите к пагоде погуляйте. Пошли, и правда про голову думать забыла.
Это в саду. Камушек на камушке - прочитанные молитвы.
На тряпочках - желания или молитвы.
Это монахи, празднование камбоджийского Нового Года.
Все фотографии увеличиваются.