Dec 06, 2011 00:21
4го был наблюдателем от КПРФ вместе с Тимуром Будаевым (если что я не коммунист, просто так было проще стать наблюдателем). Он член избирательной комиссии с совещательным голосом, я простой наблюдатель. (Почему среди нас не было никого с решающим - отдельный вопрос, который я подыму ниже).
Для неставропольцев отмечу, что выбирали мы еще и своих краевых депутатов, причем голосование было по партиям и по одномандатникам. Т.е. каждому избирателю выдавали комплект из 3х бюллетеней: федеральный, краевой партийный, краевой одномандатники.
Наблюдать было весело)) Обхохочешься)) В общем дальше по порядку.
Наблюдали мы в Пятигорске на участке 1095 (Горячеводск/Сельхозтехника, какая-то там линия, помещение Станкоремзавода).
Подъем в 6 утра, в 7:30 мы с Тимуром уже там. Кроме нас еще два наблюдателя от ЕдРа (молодой парень и пенсионного возраста Надежда Константиновна... нет, не Крупская)), позже приехали две тетечки от Справедливой России. В каждой команде один наблюдатель и один с совещательным.
Сначала все идет более-менее нормально. Только председатель, Чахиров, пытается не давать нам ходить вдоль столов, где выдают бюллетени, напирая на то, что мы должны сидеть на своем месте. Мы говорим, что мы имеем право ходить и наблюдать за выдачей бюллетеней, плюс отшучиваемся. Вроде все более-менее успокаивается.
Этот Чахиров - директор завода. Видимо, привык, что все ему подчиняются, что он микрокнязь. Неприятный типаж людей - перед начальством будут хвостом вилять, а всех, кого считают ниже себя, так и вообще можно не слушать.
Периодически люди заходят по нескольку человек в кабинку. По-родственному, так сказать. Подходим и стоя около кабинки просим уважать тайну голосования.
Тимур ездил с машиной по тем, кто голосовал дома (инвалиды). Тоже все проходит спокойно. Сидим, ведем "шахматку" (считаем количество проголосовавших), болтаем.
После обеда появляются первые признаки предстоящего веселья. Появились подозрения, что некоторые голосуют сразу за нескольких. Сначала я увидел, что одна дама лет 40 кидала два комплекта бюллетеней, но среагировать не успел, потому что увидел, когда она уже опускала их в урну. Но после этого случая я начал следить в оба за количеством бюллетеней у людей. Ситуация несколько осложнялась тем, что Тимур поехал сам проголосовать. Вдруг я заметил, что у одной тетки слишком толстая пачка бюллетеней. Оказалось, что она пришла с родней, те отдали ей запихивать. Все выяснили, со всеми поговорили, все норм. Но начал опять нести какую-то чушь председатель Чахиров. Он начал требовать, что бы мы сидели только на своем месте, причем тихо "только наблюдали". Плюс от него пошел какой-то неадекват и даже банальная ложь. Он начал возмущаться, что мы оскорбляем избирателей, мешаем работать комиссии. Я решил все это заснять на видео. Немного заснял, но затем присутствовавший господин полицейский (капитан Самойленко Андрей Анатольевич) запретил мне снимать. Вплоть до того, что начал выхватывать у меня фотик. Естественно, что назвать закон, запрещающий видеосъемку на участке, полицейский не смог. Более-менее разобрались, фотик я забрал.
Смотался и проголосовал сам. Пришлось ехать почти через весь город.
Потихоньку время подходит к 20:00. Вскрывается одна из наших и горкома КПРФ ошибок: нам не дали бланки для итоговых протоколов, а мы за этим не проследили. Мы наивно предполагали, что нам их дадут представители комиссии. Не дали. Начинаем от руки переписывать бланки, которые были у наблюдателей Справедливой России и ЕдРа.
В 20:00 закрывается участок, начинаем подсчет голосов. Начинают не по порядку. Нужно было сначала погасить (отрезать уголок) неиспользованные бюллетени, а только затем вскрывать урны. Плюс не выдержаны некоторые другие требования закона ФЗ-67. Это не то что бы самое страшное нарушение, но Чахиров начал откровенно хамить и идти на обострение. Тимура он называл больным, мне он начал говорить, что я плохо воспитан, что состою в КПРФ за деньги. Плюс он начал ходить и громко возмущаться, что мы: вытаскиваем избирателей из кабинок, хватаем их за руки, мешаем работе комиссии, оскорбляем избирателей, хватаемся за бюллетени...
Сначала Тимур попытался придти компромиссу, но после такого откровенного хамства и наплевательского отношения к нашим правам наблюдателей, мы начинаем писать жалобу в вышестоящий избирком на Чахирова.
Видя это Чахиров идет на обострение. Он вызывает еще дополнительный наряд полиции. Начинает им рассказывать про наше ужасное поведение. Полицейские сходу были на стороне председателя. Под их диктовку он составляет заявление на имя начальника городского отдела полиции, Арапиди. Нас хотят забрать в отделение. Мы не хотим уезжать без протоколов. Наблюдатели от СР и ЕР активно нас поддерживают.
Идет попытка переговоров. В качестве посредника депутат Гос. Думы (и кандидат) от КПРФ Останина. Вроде как договариваются, что и мы и он рвем свои заявления. Тимур свое порвал, а Чахиров не стал этого делать. Тогда пишем новую жалобу. Ее так же подписывают наблюдатели от ЕдРа и СР! Вот за это им всем огромное спасибо! Просто молодцы, а ведь могли испугаться и не подписать жалобу.
Нас решают никуда не везти. Спец. группа приезжает на участок и начинает нас, других наблюдателей и членов комиссии опрашивать. Чахиров продолжает нести какой-то бред. Члены комиссии не от партий, девочки и тетечки, дают показания аккуратно, но все же в пользу Чахирова. Очевидно, что они все работают на заводе, где Чахиров директор, а значит зависимы от него. От нас глаза прячут.
У меня изымают фотоаппарат для осмотра. Дали расписку и составили акт за подписями понятых. Очень боюсь, что либо фотоаппарат повредят, либо видео сотрут. Вернут только через несколько дней.
Подсчет мы проконтролировали, но итоговые протоколы нам не дают. Выдворяют с участка, потому что вроде как члены комиссии с решающим голосом нас исключили из комиссии. С жалобой едем в территориальный избирком.
Председатель тер. избиркома, Перцев С.Ю., долго не хочет жалобу у Тимура принимать, придирается к мелочам и юлит. Но потом все же принимает.
Уставшие ненадолго заезжаем в штаб КПРФ и затем по домам. Дома в начале четвертого.
На нашем участке результаты были примерно следующие:
ЕдРо - 35%
КПРФ - 25,5%
СР - 15%
ЛДПР - 14%
Все остальные партии намного меньше 7%.
Явка - примерно 60%.
По одномандатникам с огромным отрывом лидировал Аргашоков (от ЕдРа).
Некоторые наблюдения и мысли вслух:
Крупных фальсификаций на нашем участке на момент нашего отъезда не было. Осталась у них только одна возможность для серьезной подтасовки. Председатель везет протоколы в тер. избирком. Но там могут потребовать пересчитать. Если наблюдатели уже разъехались (им то копии выдали), то председатель возвращается и протокол переписывается уже без ненужных свидетелей. Нам не дали возможности дождаться его отъезда и затем возвращения, нас выгнали раньше.
Молодежи было около 15%.
Пенсионеры часто голосуют за ЕдРо (спрашивают где партия, в которой Путин и Медведев). Сказывается передоз Путина и Медведева на ТВ.
Я думаю, что Чахиров просто трус и испугался, что мы пишем жалобу. Этому человеку нельзя руку подавать и вообще здороваться с ним не надо. Сложно словами передать какой он мерзкий подлец и жулик.
Нужно намного лучше готовиться, штудировать законы, все перепроверять по чеклисту.
Нужно сразу жестко себя ставить, нужно расставлять своих людей, нужно требовать, что бы все было по букве закона. Иначе они начинают хаметь.
Фотик надо было не отдавать. Что-нибудь придумать, но не отдавать.
Для тех, кто верит, что все решено. Зачем тогда такой цирк? Зачем такое давление?
Самое главное. Наблюдать было тяжело, местами противно. Серьезный стресс, куча нервов и сил потрачено. Но наблюдать надо и я наблюдать буду.
Мое отношение к результатам выборов попозже.
выборы 2011-2012,
выборы