Оригинал взят у
kozatchenko в
«Собеседник» № 1 :: 18 января 2013 г. Татьяна Друбич: «Я поняла, что Россия мертва» Говорят, человек бывает счастлив за всю жизнь не больше ста часов - так, во всяком случае, думала Вероника Тушнова. Другие думают, что за жизнь таких моментов набирается часов пять-шесть. А Достоевский в «Белых ночах» писал, что минута блаженства - не так уж мало на всю жизнь человеческую. Знаменитая актриса Татьяна Друбич откровенно рассказала, как ей помнится счастье. Речь не об успехе, а о нескольких лучших минутах, о восторге - чаще всего без всякой причины.
1. С природой оно связано больше, чем с людьми
О счастье наговорены миллионы слов: есть точка зрения антропологическая, есть христианская, есть социальная - и все это правильно, и все это чаще всего мимо. Потому что счастье - в огромной степени химия, те самые гормоны, которые гарантируют яркость и свежесть восприятия. Вот почему детство - это почти всегда счастье, и помнится оно мне всегда летним. Счастье - это как у Пастернака: «Мне четырнадцать лет...» У меня оно всегда связано с природой - во всяком случае, больше, чем с людьми.
И я для себя выделяю, что ли, три такие категории внезапной и чаще всего беспричинной полноты бытия. Первая - это именно вещи, связанные с природой, с подключением к ней, когда ты в буквальном смысле выходишь за собственные границы. Вторая - люди, одаренные благодатью. А третья - это уже одно определение Жванецкого: судьба - что с тобой случилось, биография - то, что ты сделал, а успех - это их совпадение.
2. Входишь в море - и счастье заполняет тебя
Вход в море, чаще всего в Крыму. Когда ты входишь в него постепенно, оно поднимается к тебе и заполняет тебя, и ты всегда при этом выдыхаешь. Острее всего помнится один невыносимый год, полный всяческого психоложества: кто-то с кем-то расходится, поступает - не поступает, все страшно напряжены, и вот я приезжаю в Крым, в Новый Свет, и вхожу в море. И все это - нервы, машины, отношения, - все выходит из меня. А на место всего этого вливается счастье.
Еще, гораздо раньше. Мне четырнадцать, снимаются «Сто дней после детства». Огромный грузовик с картошкой. Я на такой машине еду в первый раз. Мы в кузове. Трясет страшно, ветер обвевает. И я понимаю, что грузовик - это же кабриолет! Он тоже открытый, и ветер навстречу, и по нему сверх того прыгает картошка, и ты прыгаешь вместе с ней.
Вот когда мы там мчимся, держимся за борт, смотрим на лето вокруг - там было счастье такой остроты, какой я больше и не помню.
3. В Колумбии, на съемках «Избранных»
Второй вариант - то, что я назвала бы сном наяву: когда с тобой происходит то, что быть не может, то, что ты себе намечтал и оно осуществилось - либо, если тебе повезло и ты художник, ты сам это осуществил.
Вот такое ощущение - я ли это?! - в Колумбии, на съемках «Избранных». Невероятный мир, которого не может быть, и однако - вот он, и среди него я. Или совсем другое чувство - я в Моцартеуме, в Зальцбурге. На сцене дочь моя Аня, играет с оркестром. И как-то я совсем не могу себе объяснить, что это не сон, а Моцартеум и в зале я, а на сцене она, и хлопают ей, и это маленький, kleine, но триумф.
Кстати, что я благодаря Ане бабушка - это тоже как бы сон, но вполне приятный. Я вообще уверена, что лучший мой возраст впереди, потому что... Как бы это сказать, чтобы не подумали, будто самоутешение? Ну да, уходят гормоны, а значит, и желания, и самое страшное для женщины - когда она начинает к себе относиться только с уважением. И остальные к ней так же относятся. Это мужчина, по тому же Жванецкому, стареет снизу. А женщина стареет с паспорта. И старость - это не для слабонервных, конечно.
Но для остальных старость - лучшее время, уверена в этом. Потому что ничего не надо доказывать, ничего - пробовать, можно любить вещи такими, какие они есть. Любить воздух. Любить даже себя наконец-то.
4. Люди и благодать
Есть люди, от которых явственно исходит благодать, - я всегда счастлива в их присутствии, чаще всего без причины. Гении хороши тем, что с ними не надо говорить. Сказать они все равно ничего не могут - они такие, как есть, и этого не объяснишь. Но от них исходит счастье.
Вот я была недавно у Башмета. Кабинет, на котором висит таблица со множеством его титулов, но размером с половину этого вашего (кабинет у Быкова 16 кв. м. - Ред.), и в нем невероятная теснота, пепел, бутылки и Башмет. Атмосфера совершенного счастья, стоит переступить порог. Это потому, что он, будучи классическим музыкантом, живет, как рок-герой, это в нем самое настоящее.
Или Янковский. Я помню, как в «Анне Карениной» у Соловьева мы играем невыносимую сцену моего умирания после родов, там Анна сама не верила, что выживет, - и я умоляю его: Алексей, Алексей, дай ему руку! Он протягивает руку Вронскому, а в руке белый платок, он не успел из него вынуть пальцы и так, вместе с платком, подает... Расходимся передохнуть по гримеркам в невыносимой усталости, но и в счастье, потому что получилось хорошо - и знаем, что получилось. И я ему говорю: Олег Иванович, как вы гениально это придумали! Ведь это вы белый флаг ему протягиваете!
Он смотрит в полном недоумении и говорит: «Друбич, я за тебя боюсь. Мне такие глупости и в голову не приходят».
Кстати, и о Соловьеве. Смотреть, что он делает в кино, особенно когда отвязывается, - счастье, он умеет это вещество передавать. Даже когда снимает телепрограмму. Вот вчера я смотрю его передачу про художника кино Сергея Иванова - он с ним всю жизнь работает, - и в каждом кадре эта благодать, а как сделано, все равно непонятно.
5. Здоровье и восторг
Вот это важно. Я посмотрела «Любовь» Ханеке - великий, по-моему, фильм, - но есть люди, которые его смотреть не могут, зрелище старости для них невыносимо, а о болезни они слушать не хотят. Заслоняются. Но ведь это несложно: хочешь быть здоровым - будешь. Не жри, обливайся холодной водой - пожалуйста, весь рецепт! Или... Или наоборот. Жри очень много, ничем не обливайся и приходи в восторг от того, что ты ничего этого не делаешь.
Один мой друг решил вести здоровый образ жизни. Написал у себя на потолке: «Завтра я начинаю голодать». Просыпается и думает: Господи, какое счастье, что не сегодня! И думает так каждый день. И получает с утра порцию счастья. И совершенно здоров.
6. Россия. Пересилить себя
После «закона Димы Яковлева» я поняла, что страна на данный момент мертва. Ждать тут больше нечего. Перемены возможны. Всякие. Я их не жду. Если кто-то может уехать - жить здесь не надо. Если вами владеет апатия - пересильте ее.
Но одно серьезное преимущество у России есть. Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым. Если вы это умеете - вы уже состоялись. А уметь приходится. Потому что жить и не быть ни разу счастливым - это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить.